Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:44, курсовая работа
Целью исследования данной работы является определение сущности финансового механизма, а так же выявление роли финансовой политики в структуре финансового механизма.
Поставленная цель определяет ряд задач, с помощью которых она реализуется:
Рассмотреть понятие и функции финансового механизма.
Рассмотреть структуру финансового механизма.
Изучить финансовую политику государства.
Изучить финансовую политику предприятия.
Выявить совершенствования финансового механизма.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность и характеристика финансового механизма……………….6
Понятие и функции финансового механизма…………………………….6
Структура финансового механизма……………………………………….8
Глава 2. Роль финансовой политики в структуре финансового механизма...17
2.1. Финансовая политика государства………………………………………...17
2.2. Финансовая политика предприятия………………………………………..20
Глава 3. Совершенствование финансового механизма………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы………………………………………………………………35
Несмотря на то, что финансовая политика выражает интересы работодателей и служит достижению их целей, важнейшим условием успешной реализации финансовой политики является необходимость максимального достижения единства структуры целей и работодателей, и исполнителей через разрешение противоречий между ними.
Классификация видов финансовой политики предприятия.
По направлению финансовая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренней финансовой политикой организации называется политика, направленная на финансовые отношения, процессы и явления, происходящие внутри организации. Внешней финансовой политикой организации называется политика, направленная на деятельность организации во внешней среде: на финансовых рынках, в кредитных отношениях, в отношениях с различного рода внешними юридическими и физическими лицами (контрагентами).
Финансовая политика проводится на всех уровнях объекта финансового управления. Она выступает базой, на которой строятся выводы финансовой науки.
Финансы и финансовая политика представляют собой соответственно объективную и субъективную составляющие в управлении финансами, поэтому финансовая политика как субъективная составляющая может преследовать позитивные и (или) негативные цели в финансовом управлении в зависимости от того, какая сторона берется за формирование политики в соответствии с собственными интересами.
Если финансовая политика нацелена на развитие, совершенствование финансовых отношений или на позитивный результат для соответствующего объекта финансовых отношений, ее ориентацию следует считать конструктивной.
Финансовая политика может быть противозаконной, криминальной, если в ней допускаются отклонения от действующего законодательства. Деструктивной и противозаконной финансовой политикой следует считать порочную практику приватизации некоторых организаций, когда преднамеренно пытались выставить государственное предприятие банкротом с целью его последующей распродажи действующим руководителям и их соучастникам по несоизмеримо низким ценам.
Глава 3. Совершенствование финансового механизма.
Современная финансовая политика является составной частью экономической политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.
Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями: Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 - 2005 гг.)19 , Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг. , Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации., Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2013-2015 гг.»20
В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста, повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.
Главной стратегической задачей бюджетной политики на современном этапе является проведение бюджетной реформы, предполагающей переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
В связи с этим к основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу относятся:
Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики РФ, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки НДС — с 20 до 18%, единого социального налога с 38,5 до 35,6% (с 1 января 2005 г. будет снижена до 26%), введения пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц (что в свою очередь способствовало снижению масштабов уклонения от уплаты налогов).
Основная цель современной налоговой политики формирование налоговой системы, которая будет необременительной для субъектов хозяйствования как по уровню изъятия доходов в форме налоговых платежей, так и в части процедур расчета и уплаты налогов, упорядочения налоговой отчетности и налоговых проверок; справедливой и одинаковой для всех экономических агентов; благоприятной для инвестиционной активности и развития бизнеса. Для реализации поставленной цели в рамках проведения налоговой политики в ближайшее время предполагается снижение эффективной ставки единого социального налога на 5% при изменении шкалы налога и количества интервалов, снижение ставки налога на добавленную стоимость в 2006 г., совершенствование налогообложения природных ресурсов и завершение реформы имущественных налогов, а также проведение мероприятий по разграничению правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противозаконного уклонения от налогов.
Текущая политика в области бюджетных расходов в настоящее время характеризуется отраслевой направленностью, что обусловлено выделением в составе экономического комплекса ряда отраслей, развитие которых на современном этапе имеет первостепенное значение. К ним относятся образование, здравоохранение, транспорт, национальная оборона. Эти отрасли могут успешно развиваться только в условиях высоких темпов роста экономики, эффективной инвестиционной и долговой политики государства, что непосредственно влияет на содержание задач политики в области бюджетных расходов. В настоящее время задачами этой составляющей бюджетной политики являются:
Современная политика в сфере межбюджетных отношений реализуется в соответствии с положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003 2005 гг.) и Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Стратегическими задачами политики в сфере межбюджетных отношений являются: предоставление гражданам независимо от места их проживания равного доступа к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям; обеспечение на каждом уровне бюджетной системы соответствия между доходными источниками и расходными полномочиями; создание условий для заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в оценке и использовании налогового потенциала подведомственной территории и для эффективной реализации закрепленных за ними полномочий.
Важной составной частью финансовой политики Российской Федерации на современном этапе является политика в области государственного социального страхования, которая связана с функционированием государственных социальных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию обязательного пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования и социальную защиту населения при временной нетрудоспособности. Эффективная реализация этой составляющей финансовой политики в первую очередь влияет на социальное развитие общества, улучшение условий жизни и благосостояние населения. В настоящее время социальная политика должна обеспечить формирование условий для роста экономики государства, что обусловливает необходимость решения следующих основных задач политики в области государственного социального страхования и в целом социальной защиты населения:
Практическое осуществление указанных задач политики в области государственного социального страхования позволит обеспечить социальную стабильность общества и социальную защиту малообеспеченных и нетрудоспособных слоев населения и последовательно реализовывать государственные социальные гарантии, установленные в Конституции РФ.
Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.
Заключение.
Исследование финансового механизма, представленное в настоящей курсовой позволяет сделать следующие выводы.
Финансовый механизм - это система управления финансами, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов.
Финансовый механизм государства воздействует на экономическое и социальное развитие общества. Инструментарий воздействия заключается в установлении норм и ограничений некоторых финансовых показателей и величин, таких как прибыль предприятия, ставка налога, амортизационные отчисления, страховые платежи, отчисления на социальное страхование и др.
Финансовый механизм предприятий является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей ролью финансов сферы материального производства.
Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятий достигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.
К функциям финансов относятся следующие: обеспечение денежными средствами; распределительная; контрольная, которые взаимосвязаны между собой.
Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода: финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
Финансовое обеспечение может осуществляться в формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Это формы финансового обеспечения применяются одновременно, но соотношение между ними на различных этапах развития общества бывает различным в зависимости от этапа развития общества, условий производства, задач стоящих перед страной.