Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:44, курсовая работа
Целью исследования данной работы является определение сущности финансового механизма, а так же выявление роли финансовой политики в структуре финансового механизма.
Поставленная цель определяет ряд задач, с помощью которых она реализуется:
Рассмотреть понятие и функции финансового механизма.
Рассмотреть структуру финансового механизма.
Изучить финансовую политику государства.
Изучить финансовую политику предприятия.
Выявить совершенствования финансового механизма.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Сущность и характеристика финансового механизма……………….6
Понятие и функции финансового механизма…………………………….6
Структура финансового механизма……………………………………….8
Глава 2. Роль финансовой политики в структуре финансового механизма...17
2.1. Финансовая политика государства………………………………………...17
2.2. Финансовая политика предприятия………………………………………..20
Глава 3. Совершенствование финансового механизма………………………..24
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы………………………………………………………………35
Общим для всех перечисленных видов отношений является то, что они выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений денежных средств.
Не менее важным является также то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы определяется, прежде всего, состоянием ее производственно-хозяйственных характеристик. Но справедливо и обратное утверждение, а именно — правильная, рациональная организация финансов фирмы является определяющим, глазным фактором ее успешной производственно-хозяйственной детальности.
Финансовые рычаги
Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансового актива; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой фирмой на выгодных условиях; акции других предприятий.
К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности).
Таким
образом, финансовые инструменты —
документы, имеющие денежную стоимость
(или подтверждающие движение денежных
средств), с помощью которых
Финансовые методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на тенге капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; материальное стимулирование и ответственность; страхование; залоговые операции; трансфертные операции; трастовые операции; лизинг, аренда; факторинг; другие методы.
Составным
элементом перечисленных
Правовое
обеспечение финансового управл
Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, инструкции, методические указания и др. Современное отечественное финансовое право насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов. В силу специфики переходного периода эти акты подвержены частой корректировке, тем не менее, в целом они создают основу государственного регулирования различных аспектов финансовой деятельности предприятий.15
Информационное
обеспечение финансовой деятельности
предприятия представляет собой
процесс непрерывного целенаправленного
подбора соответствующих
Глава 2. Роль финансовой политики в структуре финансового механизма.
2.1. Финансовая политика
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государственных функций.
Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.
Основа
финансовой политики16 - стратегические направления,
которые определяют долгосрочную и среднесрочную
перспективу использования финансов и
предусматривают решение главных задач,
вытекающих из особенностей функционирования
экономики и социальной сферы страны.
Одновременно с этим государство осуществляет
выбор текущих тактических целей и задач
использования финансовых отношений.
Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны
между собой и взаимозависимы.
Задачами финансовой политики является:
1.Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2.Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3.Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4.Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5.Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.
Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Целью финансовой политики17 является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.
Другими целями финансовой политики могут являться:
3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.
Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:
2.2 Финансовая политика предприятия.
Анализ экономической литературы показал, что финансовая политика в целом как экономическая категория подразделяется на государственную финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры.
Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой.
Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения и механизмы, называется финансовой политикой организации.
Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники организации.
Финансовая политика организации18 — составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде.
Финансовая политика
есть искусство влиять на объект управления
финансами — хозяйственную
Финансовая политика заключается в постановке целей и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.
Объект финансовой политики — хозяйственная система организации, а также любые виды и направления хозяйственной деятельности в их взаимосвязи с финансовым состоянием организации и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю совокупность хозяйственной системы и ее деятельности, на которую воздействует финансовая политика.
Составляющие элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.
Сущностью финансовой политики должна стать ориентация на создание условий и механизмов наиболее свободной и полной, заинтересованной само актуализации личности, но с обязательной ответственностью за результаты собственных решений.
Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:
• обеспечение источников финансирования производства;
• недопущение убытков и увеличение массы прибыли;
• выбор
направлений и оптимизация
• минимизация финансовых рисков;
• рациональная вложение финансовых потоков и расчетов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;
• рациональное вложение полученной прибыли в расширение производства и потребление;
• поиск резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа.
Цели финансовой политики могут быть смешанными, сочетая конструктивный и деструктивный элементы. Если возникает спор между субъектами крайне противоположных, взаимоисключающих направлений финансовой политики, то, вероятно, одно из этих направлений окажется конструктивным, а другое деструктивным. При этом возможно построение дополнительного финансово-политического направления, в котором синтезированы наиболее конструктивные элементы рассматриваемых альтернатив, признанные сторонами противоположных направлений финансовой политики.