Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является определение сущности финансового механизма, а так же выявление роли финансовой политики в структуре финансового механизма.
Поставленная цель определяет ряд задач, с помощью которых она реализуется:
Рассмотреть понятие и функции финансового механизма.
Рассмотреть структуру финансового механизма.
Изучить финансовую политику государства.
Изучить финансовую политику предприятия.
Выявить совершенствования финансового механизма.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Сущность и характеристика финансового механизма……………….6
Понятие и функции финансового механизма…………………………….6
Структура финансового механизма……………………………………….8

Глава 2. Роль финансовой политики в структуре финансового механизма...17
2.1. Финансовая политика государства………………………………………...17
2.2. Финансовая политика предприятия………………………………………..20

Глава 3. Совершенствование финансового механизма………………………..24

Заключение…………………………………………………………………….....33

Список литературы………………………………………………………………35

Файлы: 1 файл

курсавая финансовый механизм.doc

— 178.00 Кб (Скачать файл)

Общим для всех перечисленных видов  отношений является то, что они  выражены в денежной форме и представляют собой совокупность выплат и поступлений  денежных средств.

Не  менее важным является также то, что они возникают как результат определенных хозяйственных операций, инициированных самим предприятием. Поэтому состояние финансов фирмы определяется, прежде всего, состоянием ее производственно-хозяйственных характеристик. Но справедливо и обратное утверждение, а именно — правильная, рациональная организация финансов фирмы является определяющим, глазным фактором ее успешной производственно-хозяйственной детальности.

        Финансовые рычаги представляют  собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые  активы включают в себя: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансового актива; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой фирмой на выгодных условиях; акции других предприятий.

К финансовым обязательствам относятся: контрактное обязательство выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности).

Таким образом, финансовые инструменты —  документы, имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др..

Финансовые  методы - способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс, формирование и использование денежных фондов. Они действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальным стимулированием и ответственностью за эффективное использование денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено  тем, что функции финансов в сфере  производства и обращения тесно  связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на тенге капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

К финансовым методам относятся: финансовый учет; анализ; планирование; прогнозирование; финансовый контроль; финансовое регулирование; система расчетов; кредитование; налогообложение; материальное стимулирование и ответственность; страхование; залоговые операции; трансфертные операции; трастовые операции; лизинг, аренда; факторинг; другие методы.

Составным элементом перечисленных методов  являются специальные приемы финансового  управления: кредиты и займы; процентные ставки; дивиденды; котировки валютных курсов; другие.

Правовое  обеспечение финансового управления составляет действующее законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. Сложность финансовой деятельности предприятий в условиях становления рыночной экономики вызывает необходимость ее государственного регулирования, которое осуществляется по следующим направлениям: Регулирование финансовых аспектов создания предпринимательских организаций; налоговое регулирование; регулирование порядка амортизации основных средств и нематериальных активов; регулирование денежного обращения и форм расчетов между предприятиями и организациями; регулирование валютных операций осуществляемых предприятиями; регулирование инвестиционной деятельности предприятий; регулирование кредитных операций; регулирование процедур банкротства предприятий.

Законодательство, регулирующее финансовую деятельность предприятия, включает в себя: законы, указы Президента, постановления Правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, инструкции, методические указания и др. Современное отечественное финансовое право насчитывает свыше тысячи законодательных и иных нормативных актов. В силу специфики переходного периода эти акты подвержены частой корректировке, тем не менее, в целом они создают основу государственного регулирования различных аспектов финансовой деятельности предприятий.15

Информационное  обеспечение финансовой деятельности предприятия представляет собой  процесс непрерывного целенаправленного  подбора соответствующих информативных  показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль финансовой политики в  структуре финансового механизма.

2.1. Финансовая политика государства.

Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций.

Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Основа  финансовой политики16 - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы. 
Задачами финансовой политики является:

1.Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2.Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3.Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4.Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

 5.Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи  с другими составными частями  экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

 Целью финансовой политики17 является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое внимание уделяется определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

 Другими целями финансовой политики могут являться:

  1. Политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики.
  2. Экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне.
  3. Социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
  4. Реализацию финансовой политики можно разбить на 3 этапа: 
    1) определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей за определенный период жизни общества;   
    2) определение основных направлений использования финансовых ресурсов, а также разработка методов, средств и конкретных форм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кратчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом;

3) подбор и расстановка кадров, способных решить поставленные задачи, организовать их выполнение, и, собственно, осуществление практических действий, направленных на достижение намеченных целей.

Уровни финансовой политики:

Финансовая политика, как совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном  уровне:

  • мировом
  • региональном
  • национальном
  • на уровне отдельных регионов внутри страны
  • на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
  • отдельного предпринимателя
  • на уровне отдельного домохозяйства

 

2.2 Финансовая политика предприятия.

Анализ  экономической литературы показал, что финансовая политика в целом  как экономическая категория  подразделяется на государственную  финансовую политику и политику отдельно взятой хозяйственной структуры.

Финансовая политика, определяемая и проводимая со стороны государственных органов в отношении организаций микроэкономического уровня через законодательную и нормативную базу, а также бюджетную, банковскую, налоговую системы и правоохранительные органы, называется государственной финансовой политикой. 

Финансовая политика, определяемая и проводимая работодателями организации в интересах данной организации через финансовые отношения  и механизмы, называется финансовой политикой организации. 

Финансовую политику организации определяют учредители, собственники, организует финансовое руководство. Исполнителями финансовой политики являются финансовые службы, производственные структуры, подразделения и отдельные работники организации. 

Финансовая политика организации18 — составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций организации во внешней среде. 

Финансовая политика есть искусство влиять на объект управления финансами — хозяйственную систему  и ее деятельность. Поэтому финансовая политика бывает направлена на централизацию доходов объекта финансового управления в специальных фондах финансовых и кредитных ресурсов, которыми располагает субъект финансовой политики — учредители и руководство (работодатели).

Финансовая политика заключается в постановке целей  и задач финансового управления, а также в определении и использовании методов и средств их реализации, в постоянном контроле, анализе и оценке соответствия происходящих процессов намеченным целям. Финансовая политика проявляется в системе форм и методов мобилизации и оптимального распределения финансовых ресурсов, определяет выбор и разработку финансовых механизмов, способы и критерии оценки эффективности и целесообразности формирования, направления и использования финансовых ресурсов в управлении.

Объект  финансовой политики — хозяйственная  система организации, а также  любые виды и направления хозяйственной  деятельности в их взаимосвязи с  финансовым состоянием организации  и финансовыми результатами. Объект финансовой политики представляет всю  совокупность хозяйственной системы и ее деятельности, на которую воздействует финансовая политика.

Составляющие  элементы объекта финансовой политики, с которыми она взаимодействует, образуют предмет финансовой политики. Предметом финансовой политики являются внутрифирменные и межхозяйственные финансовые процессы, отношения и операции, включая производственные процессы, образующие финансовые потоки и определяющие финансовое состояние и финансовые результаты, расчетные отношения, инвестиции, вопросы приобретения и выпуска ценных бумаг.

Сущностью финансовой политики должна стать ориентация на создание условий и механизмов наиболее свободной и полной, заинтересованной само актуализации личности, но с обязательной ответственностью за результаты собственных  решений.

Основными задачами конструктивной финансовой политики являются:

• обеспечение  источников финансирования производства;

• недопущение  убытков и увеличение массы прибыли;

• выбор  направлений и оптимизация структуры  производства с целью повышения  его эффективности;

• минимизация  финансовых рисков;

• рациональная вложение финансовых потоков и расчетов, обеспечивающих максимальную их отдачу и минимальный риск;

• рациональное вложение полученной прибыли в расширение производства и потребление;

• поиск  резервов улучшения финансового состояния и повышения финансовой устойчивости организации на основе экономического анализа.

Цели  финансовой политики могут быть смешанными, сочетая конструктивный и деструктивный  элементы. Если возникает спор между  субъектами крайне противоположных, взаимоисключающих направлений финансовой политики, то, вероятно, одно из этих направлений окажется конструктивным, а другое деструктивным. При этом возможно построение дополнительного финансово-политического направления, в котором синтезированы наиболее конструктивные элементы рассматриваемых альтернатив, признанные сторонами противоположных направлений финансовой политики.

Информация о работе Финансовый механизм