Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:44, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение структуры, форм
организации финансового механизма, основных методов воздействия государства на экономику посредством финансового механизма, направлений применения системы финансовых рычагов и стимулов воздействия на деятельность субъекта хозяйствования с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы.
Важной задачей данной работы является анализ состояния финансового механизма воздействия государства на развитие экономики нашей страны в переходный период, а также выявление основных направлений реформирования финансового механизма в условиях рыночной экономики.
Введение 2
І. Теоретические аспекты финансового механизма 4
1.1 Понятие финансового механизма 4
1.2. Принципы построения и структура финансового механизма 6
2.1. Методы финансового воздействия на развитие экономики 9
2.2 Анализ современного состояния финансового механизма 11
ІІІ. Направления совершенствования финансового механизма РФ 16
3.1. Совершенствование финансового механизма в сфере ИЖК 16
3.2.Основные направления совершенствования финансового механизма 19
Заключение 25
Список литературы 27
Содержание
Введение 2
І. Теоретические аспекты финансового механизма 4
1.1 Понятие финансового механизма 4
1.2. Принципы построения и структура финансового механизма 6
2.1. Методы финансового воздействия на развитие экономики 9
2.2 Анализ современного состояния финансового механизма 11
ІІІ. Направления совершенствования финансового механизма РФ 16
3.1. Совершенствование финансового механизма в сфере ИЖК 16
3.2.Основные направления совершенствования финансового механизма 19
Заключение 25
Список
литературы 27
Введение
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, имеется большое многообразие видов деятельности. Для их функционирования создаются органы управления, осуществляющие процесс формирования и использования финансовых ресурсов. Это происходит при помощи государственных форм и методов финансовых отношений. Создавая формы и методы финансовых отношений, государство приспосабливает их к действующей экономической системе. В связи с этим субъективные финансовые отношения обслуживают данную систему и адекватно ей существуют в виде финансовой системы. Так, если в обществе существуют сферы материального и нематериального производства, то соответственно им функционируют и финансы, т.е. финансы материальной и нематериальной сфер. Но данные сферы весьма многообразны. Например, материальное производство осуществляется промышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными и другими предприятиями. Соответственно им существуют финансы промышленности, сельского хозяйства и др. В свою очередь промышленные предприятия, исходя из своей специфики, могут быть машиностроительными, химическими, перерабатывающими и т.п. Адекватно им и функционируют финансы. Сельскохозяйственные предприятия в РФ представляют собой совхозы, колхозы, фермерские хозяйства. Имеются финансы совхозов, финансы колхозов.
При создании (совершенствовании) форм финансовых отношений важно, чтобы данный процесс был направлен не просто на выработку (совершенствование) отдельных форм финансовых отношений, не имеющих между собой взаимосвязи, а на создание финансового механизма[6].
Финансовый механизм как система вытекает из финансовой системы общества. Для осуществления различных видов деятельности применяются различные виды финансовых отношений, которым, исходя из специфики деятельности, придаются различные формы и методы осуществления. Все это обусловливает существование финансов не вообще, а в виде финансовой системы, которая состоит из различных сфер, групп, звеньев и т.п.
Целью данной курсовой работы является изучение структуры, форм
организации
финансового механизма, основных методов
воздействия государства на экономику
посредством финансового
Важной
задачей данной работы является анализ
состояния финансового
1.1 Понятие финансового механизма
В управлении процессом функционирования финансовых отношений общество использует различные экономические, а также организационно-правовые методы, формы, стимулы и г. п.
Устанавливая способы организации финансовых отношений, государство оформляет их в законах и других актах нормативного характера. Оно определяет методы распределения валового внутреннего продукта, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов. При этом используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность методов и форм, инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений.
Финансовый механизм является составной частью, важнейшей подсистемой хозяйственного механизма государства. Его функционирование происходит в процессе формирования, распределения и использования разнообразных фондов денежных средств. 1
Учитывая наличие различных сфер и звеньев финансовых отношений, следует рассмотреть его составные части в виде: финансового механизма коммерческих предприятий и хозяйственных организаций, финансового механизма некоммерческих организаций и учреждений, страхового механизма и механизма функционирования государственных финансов.
Различают также финансовый механизм сферы материального и нематериального производства. Финансовый механизм сферы материального производства состоит из финансовых механизмов государственных и негосударственных предприятий, а те в свою очередь — из финансовых механизмов промышленных, сельскохозяйственных предприятий и т.д. Финансовый механизм нематериальной сферы деятельности также весьма многообразен. Это финансовый механизм страховой, банковской, торговой деятельности, финансовый механизм в просвещении, здравоохранении, социальном обеспечении, жилищно-бытовом обслуживании и т.п[4, c. 33].
В соответствии с территориальным делением России следует отдельно выделить финансовый механизм республиканских и местных органов власти. Учитывая, что в процессе кругооборота средств в народном хозяйстве финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны, некоторые ученые-экономисты считают необходимым рассматривать единый финансово-кредитный механизм.
Во всех случаях каждая из рассматриваемых сфер, с точки зрения воздействия на общественное воспроизводство, содержит определенные функциональные звенья (мобилизации ресурсов, финансирование, стимулирование и т. п.), имеющие количественную и качественную определенность.
Количественная определенность проявляется в сумме ресурсов, выделяемых на те или иные цели, что является первоосновой функционирования финансового механизма, так как без соответствующих ассигнований невозможно решение каких-либо задач по развитию общества. Одновременно важно и то, каким образом осуществлялось формирование предоставленных ресурсов, в каких формах и по каким каналам происходило их движение, на каких условиях они выделялись и использовались. Это характеризует качественную определенность действия финансового механизма. Как известно, свой «вклад» в современное кризисное состояние финансов внес так называемый затратный механизм управления производством (оценка станков по весу, «стройки века», огромное незавершенное строительство и т. п.), что приводило к распылению средств, непроизводительному их использованию.
В
каждой сфере, группе, звене финансовой
системы эффективное функционирование
финансового механизма возможно при научном
подходе к принципам его построения.2
1.2. Принципы построения и структура финансового механизма
Финансовый механизм в целом по стране, как и составные части, может быть эффективным в том случае, когда соблюдены определенные принципы его построения.
Во-первых, каждая форма финансового отношения не должна противоречить другим формам финансовых отношений, входящих в данный финансовый механизм. Формы финансовых отношений, входящие в финансовый механизм, должны быть согласованы между собой.
Во-вторых, финансовые механизмы, составляющие общий финансовый механизм страны, не могут противоречить друг другу и финансовой политике государства, построенной на соблюдении объективных экономических законов развития общества.
В-третьих, каждая форма финансовых отношений, входящая в финансовый механизм, должна быть финансовым рычагом. Финансовые рычаги — это формы финансовых отношений, являющиеся содержанием любого финансового механизма и предназначенные для экономического (материального) воздействия на интересы субъекта деятельности (государства, его регионов, предприятий, организаций, учреждений, отдельного работника).
Таким образом, тс формы финансовых отношений, которые не отвечают данному требованию, не могут быть финансовыми рычагами и включение их в состав финансового механизма бессмысленно.
В-четвертых, для того чтобы формы финансовых отношений реально, а не теоретически, являлись финансовыми рычагами, необходимо разработать научные методы их организации. Схематически финансовый механизм хозяйствующих субъектов можно представить в следующем виде (рис. 1).
Рис.1-Финансовый
механизм хозяйствующих субъектов
Финансовый механизм, как и хозяйственный механизм в целом, имеет внутреннюю, присущую ему структуру. Для ее характеристики целесообразно использовать такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма. Подсистема финансового механизма представляет собой наиболее существенные движущие силы финансового механизма - финансовое планирование, финансовые рычаги и стимулы, организационную структуру и правовой режим финансовой системы, организацию управления финансами.
Финансовый механизм можно рассматривать в организационно - управленческом аспекте. Для этого используются такие понятия системного анализа, как подсистема, блок, элемент, определяемые как звенья финансового механизма.
Подсистема
финансового механизма
Блок финансового механизма – это совокупность однородных взаимосвязанных элементов, объеденных по признаку общей целевой направленности.
Элемент
финансового механизма – это
простейшая хозяйственная форма, через
которую специфическим образам
проявляются интересы участников общественного
производства.3
ІІ. Современное состояние финансового механизма
Функционирование финансового механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода (подсистемы) финансового воздействия на развитие общества: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Установление их приоритетности определяется направлениями финансовой политики государства. При этом чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.
Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Нахождение и обоснование таких пропорций — важнейшая задача финансовых работников всех рангов. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма. Их неоднократно подвергают корректировке, учитывая изменения в условиях производства и задач, стоящих на данном этапе перед РФ.
Как известно, в последние годы неоднократно изменялись ставки налога на добавленную стоимость, акцизы и другие налоговые платежи.
Финансовое
обеспечение может