Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры, форм

организации финансового механизма, основных методов воздействия государства на экономику посредством финансового механизма, направлений применения системы финансовых рычагов и стимулов воздействия на деятельность субъекта хозяйствования с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы.

Важной задачей данной работы является анализ состояния финансового механизма воздействия государства на развитие экономики нашей страны в переходный период, а также выявление основных направлений реформирования финансового механизма в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 2

І. Теоретические аспекты финансового механизма 4

1.1 Понятие финансового механизма 4

1.2. Принципы построения и структура финансового механизма 6

2.1. Методы финансового воздействия на развитие экономики 9

2.2 Анализ современного состояния финансового механизма 11

ІІІ. Направления совершенствования финансового механизма РФ 16

3.1. Совершенствование финансового механизма в сфере ИЖК 16

3.2.Основные направления совершенствования финансового механизма 19

Заключение 25

Список литературы 27

Файлы: 1 файл

фин механизм8.docx

— 260.56 Кб (Скачать файл)

3.2.Основные  направления совершенствования  финансового механизма

     Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.

     Современный финансовый механизм призван не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности России, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.

     Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает  следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

     1) использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

     2) стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;

     3) развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

     Правительство РФ при разработке проектов бюджетов руководствуется следующими принципами: обеспечение низких темпов инфляции, сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства, укрепление доходной части бюджета, усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций.

     С созданием новой экономической модели в нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т. д. 
 
 
 

     Среди рычагов государственного финансового регулирования основными являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

     Следует, однако, отметить, что действующий в РФ налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т. д.5

     Перестройка финансового механизма затронула  не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.

     Организации и учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг. 
 

     Финансовое  воздействие на размеры денежных доходов населения наиболее эффективно осуществляется через непосредственное налогообложение физических лиц. Пересмотр законодательства в этой области был направлен на более справедливое определение налоговых обязательств граждан соответственно размерам получаемых ими трудовых доходов. Одновременно был упрощен механизм взимания и уплаты налогов, повышена ответственность налогоплательщиков за определение размеров доходов.

     С созданием современной экономической  модели, как известно, изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозорганов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в стране.6

     Наряду  с действием финансового механизма в производственной сфере коммерческой деятельности важное значение имеет его организация и в непроизводственной сфере. Причем здесь его формы подверглись особенно существенной перестройке, направленной на более полное удовлетворение потребностей граждан в квалифицированном социально-культурном обслуживании.  
 
 

     Перестройка финансового механизма в этой сфере позволила расширить самостоятельность в использовании находящихся в распоряжении учреждений в организаций финансовых средств: полученных от продажи, сдачи в аренду, обмена зданий, сооружений, транспортных средств, инвентаря; от перевода большого числа учреждений и организаций на платные начала их функционирования; пересмотра в сторону увеличения тарифов на оказываемые услуги и т. п.

     Действующий финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характерен сочетанием бюджетного финансирования с развитием платных услуг. Произошла и перестройка системы бюджетного финансирования — переход на нормативный метод покрытия затрат, предусматривающий возмещение потребностей учреждений и организаций, финансируемых из бюджета на основе нормативов, определенных из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей. Отменена и ранее действующая жесткая регламентация использования бюджетных ассигнований. Осуществлен переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к их финансированию по нормативам, комплексно отражающим целевую направленность деятельности этих учреждений и организаций (с сохранением выделения средств на некоторые статьи).7

     Денежные  средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов, используемый на нужды учреждения (заработная плата, фонды экономического стимулирования, расчеты с другими организациями, банками и т. п.). Остатки не используемых за год средств остаются в распоряжений организаций, учреждений. 
 
 
 

     Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозорганов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

     Финансовый  рынок является неотъемлемым структурным элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п. Естественно, что все это требует создания и использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Данная  курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансы и финансовый механизм в современной России. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Финансовая и прежде всего  бюджетная система оказывают  существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную  часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного  хозяйства и благосостояние населения.

     В ходе выполнения курсовой работы рассматривались  следующие вопросы: финансы как  экономическая категория; субъекты и виды финансовых отношений; понятие  финансовой системы; структура государственных  финансов; финансовая политика государства; финансовый механизм и его структура; основные функции финансового механизма  в реализации антикризисных мер.

     На  основании изученных нормативно-правовых актов, специальной литературы можно  сделать вывод: финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

     Традиционно финансы разделяют на публичные  и частные.

     К первой группе относятся: государственные  финансы и муниципальные финансы (местные финансы).

     Во  второй группе выделяют: личные финансы  и семейные финансы;

     финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы  некоммерческих организаций.

     Различают следующие функции финансов:

     1. Распределительная - посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распределение государства, муниципалитета;

     2. Контрольная - заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

     3. Регулирующая - вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

     4. Стабилизирующая - обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

     Совокупность  финансовых отношений в рамках национальной экономики представляют собой финансовую систему. Она включает государственные  финансы, финансы хозяйствующих  субъектов и финансы граждан.

     Финансовая  политика государства представляет собой совокупность мероприятий  по использованию финансовых отношений  для выполнения государственных  функций и является составной  частью экономической политики государства.

     Важной  составной часть финансовой политики является формирование финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства  в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений

     Также было уделено внимание вопросу: основные функции финансового механизма  в реализации антикризисных мер  в России, где были рассмотрены  меры государства в реализации антикризисной  политики в стране. 

Список  литературы

     1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь: 25000 терминов - М.: Институт новой экономики, 2007, - 1376 с.

     2. Елисеев А.С. Современная экономика:  Учебное пособие. - Спб.: Дашков и К, 2006, - 503 с.

     3. Липсиц И.В. Экономика: Учебник. - М.: Вита-Пресс, 2007. -315 с.

     4. Финансы, денежное обращение и  кредит. Учебник. / Под ред. В.К.  Сенчагова и А.И. Архипова.- М.: Проспект, 2007. - 400 с.

     5. Финансы. Учебник.// Под ред. Л.А.  Дробозиной. - М.: Финансы, 2006. - 186 с.

     6. Финансы. Денежное обращение и  Кредит / Под ред. Н.Ф. Самсонова-М.: Инфра-М, 2007. - 390 с.

     7. Шуляк П.Н., Белотелова. Финансы. Учебное пособие. - М.: 2006. - С. 65-87

     8. Экономика.: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Нестеренко А.Н. - М.: Проспект, 2007. - 367 с.

     ________________________________________ 
 
 
 
 


Информация о работе Финансовый механизм