Финансовый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуры, форм

организации финансового механизма, основных методов воздействия государства на экономику посредством финансового механизма, направлений применения системы финансовых рычагов и стимулов воздействия на деятельность субъекта хозяйствования с целью заинтересовать его в наилучших результатах своей работы.

Важной задачей данной работы является анализ состояния финансового механизма воздействия государства на развитие экономики нашей страны в переходный период, а также выявление основных направлений реформирования финансового механизма в условиях рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 2

І. Теоретические аспекты финансового механизма 4

1.1 Понятие финансового механизма 4

1.2. Принципы построения и структура финансового механизма 6

2.1. Методы финансового воздействия на развитие экономики 9

2.2 Анализ современного состояния финансового механизма 11

ІІІ. Направления совершенствования финансового механизма РФ 16

3.1. Совершенствование финансового механизма в сфере ИЖК 16

3.2.Основные направления совершенствования финансового механизма 19

Заключение 25

Список литературы 27

Файлы: 1 файл

фин механизм8.docx

— 260.56 Кб (Скачать файл)

     Правовое  обеспечение функционирования финансового  механизма включает в себя законодательные  акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

     Нормативное обеспечение функционирования финансового  механизма — это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения и др.

     Информационное  обеспечение функционирования финансового  механизма связано с получением различной экономической, коммерческой, финансовой и другой информации. К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, информация о финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов и др. Владение информацией помогает оценивать ситуацию на рынках. Различная информация (например, сведения о поставщиках, покупателях и др.) может быть одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятия.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ современного  состояния финансового  механизма

     В 2008 – 2009 годах Россия переживала мировой  финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства в условиях, когда  быстрый выход из кризиса становится все менее вероятным, выступает  предпосылкой сдвига в экономической  политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным на его  преодоление. В период острой фазы кризиса  сокращение горизонта экономической  политики было неизбежным, но систематический  мониторинг принятых мер и структурированная  предварительная оценка новых мер  позволят его удлинить и увязать  текущие действия правительства  с ранее заявленными стратегическими  приоритетами.

     К настоящему времени правительство  РФ сформировало и реализует широкий  набор антикризисных мер, уникальный по количеству форм и направлений  воздействия государства на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной  политики в качестве приоритетов  были заявлены:

    • поддержка (обеспечение стабильности) финансового сектора;
    • социальная поддержка населения, сохранение и создание новых
    • рабочих мест;
    • поддержка отдельных, наиболее чувствительных к кризису отраслей реального сектора экономики на основе стимулирования внутреннего спроса и импортозамещения;
    • поддержка системообразующих и градообразующих предприятий.

     После завершения цикла принятия «пожарных  мер», а также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная  потребность в системной оценке антикризисной политики государства  по отношению к реальному сектору  экономики. При проведении оценки антикризисных  мер основное внимание уделялось  не обсуждению целесообразности той  или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.

     В то же время проведение антикризисной  политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и  среднего предпринимательства (МСП), совершенствования  налогового регулирования.

     В связи с этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной  политики, исходя из состава и особенностей реализуемых мер. В основном антикризисные  меры направлены на решение следующих  задач:

  1. расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения капитала на основе выпуска акций и облигаций и их выкупа уполномоченными организациями);
  2. снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение роста тарифов на услуги и продукцию субъектов естественных монополий;
  3. смягчение негативных социальных последствий и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения на использование иностранной рабочей силы);
  4. стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);
  5. поддержка малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

     В целом общий объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости» отдельных антикризисных  мер в отношении реального  сектора экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб.

     На  первом месте стоят меры по расширению доступа реального сектора к  финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),

     На  втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные потери - 500-700 млрд. руб.),

     На  третьем - меры социальной политики, связанные  со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего  спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем  месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.).  Таким образом, можно сделать  выводы, что реализация антикризисных  мер сводится к стимулированию деловой  активности предпринимательства Российской Федерации.

     

Диаграмма № 1. Приоритетные направления мер антикризисной финансовой политики.

     В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды.

     Крайне  мало мер, связанных со стимулированием  инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности  деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению  иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.

     К тому же заметно определенное ослабление инновационной направленности созданных  еще до кризиса финансовых институтов развития: в некоторых случаях  усиливается их роль как агентов  правительства в ущерб функциям институтов развития (Внешэкономбанк), иногда - сокращаются (изымаются) ресурсы, находящиеся в их распоряжении («Роснано»), в отдельных случаях усиливается критика базовых принципов их деятельности (Российская венчурная компания).  
 

     

Рисунок № 4. Механизм финансирования хозяйствующих субъектов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ІІІ. Направления совершенствования финансового механизма РФ

3.1. Совершенствование  финансового механизма в сфере ИЖК

     Помимо  финансирования за счет внутренних заимствований  финансирование ипотечного жилищного  кредитования возможно за счет внешних  источников. Международная финансовая корпорация (IFC), инвестиционное подразделение  группы Всемирного банка, объявила об официальном запуске проекта «Развитие первичного рынка ипотечного кредитования в России». Проект нацелен на развитие системы ИЖК, увеличение ее инвестиционной привлекательности и эффективности, повышение доступности ипотеки для заемщика. Проект финансируется также правительствами Швейцарии и Нидерландов.

     В IFC считают, что на сегодняшний день Россия обладает наибольшим среди европейских стран потенциалом ипотечного рынка в Европе, который оценивается примерно от 10 до 30 млрд. долл. По данным ЦБ, размер ипотечного рынка на начало 2005 года составляет 640 млн. долл., или меньше чем 0,4% от ВВП. Для сравнения: в Европе 5-7% от ВВП и в развитых странах — 40-75% .

     IFC инвестировала свыше 240 млн. долл. в ипотечные программы банков Абсолют Банк, ДельтаКредит Банк, Московский кредитный банк, Райффайзенбанк Австрия, Сосьете Женераль. Инвестиционный портфель IFC в России составляет 1,7 млрд. долл.

     Немаловажным  финансовым рычагом финансового  механизма системы ИЖК является процентная ставка по ипотечным кредитам. Процентные ставки на рынке ипотечного жилищного кредитования варьируют в пределах 10-12% в валюте и 12-18% в рублях. Именно такие ставки указывают участники ипотечного рынка в своих основных кредитных продуктах. Эти ставки в два-три раза превышают общемировой уровень. 
 

     В последнее время кредиторы стали  более активно выдавать ипотечные  жилищные кредиты в национальной валюте. 
Средний срок погашения ипотечного жилищного кредита — 15 лет. В России за последний год наметилась тенденция к удлинению ипотечных кредитов, например, согласно стандартам АИЖК ипотечные жилищные кредиты предоставляются на срок до 30 лет.

     Первоначальный  взнос для получения ипотечного жилищного кредита — это наиболее проблемный элемент в финансовом механизме системы ИЖК. Заемщик может быть вполне платежеспособным, но не иметь первоначальных накоплений, что автоматически исключает его из числа потенциальных клиентов ипотечных банков, по крайней мере, на период накопления. В России размер первоначального взноса по стандартам АИЖК снизился до 10%. Уровень первоначального взноса отражает степень доверия банка к ситуации на рынке недвижимости, оценке стоимости объекта кредитования и прочих рисков заемщика. Однако такой уровень первоначального взноса — это дополнительный риск. Как правило, при снижении размера первоначального взноса увеличивается размер годовой процентной ставки по кредиту.

     Размер  ипотечного жилищного кредита очень  дифференцирован в целом по стране с учетом особенностей рынка недвижимости. Размер ипотечного жилищного кредита АИЖК варьирует в диапазоне от 200 тыс. руб. до 4,5 млн. руб.

     Немаловажным  показателем работы финансового  механизма системы ИЖК являются дополнительные расходы заемщика, которые  равны 4-7,5% от размера ипотечного жилищного  кредита. Сумма дополнительных расходов будет снижаться по мере унификации процедур и принятия законодательных актов, регламентирующих нотариальное оформление сделок купли-продажи недвижимости. 

     Множество заемщиков называет их «подводными  камнями», поскольку никто о них заранее не знает и не ожидает, что это так дорого. В перечень дополнительных расходов входят внешние (внебанковские) и внутренние (банковские) расходы.

     При анализе финансового механизма  системы ИЖК важно обозначить основные проблемы развития рынка ипотечного жилищного кредитования. 
В настоящее время на рынке недвижимости спрос значительно превышает предложение, темпы роста цен на жилье гораздо выше темпов роста доходов населения страны, т.е. доступность жилья снижается. Снижение ставок по ипотечным кредитам провоцирует резкий рост количества покупателей. Соответственно растут и без того высокие цены на недвижимость: годовой темп роста цен на жилые квартиры, например, в г. Оренбурге составил в 2005 году около 40%.

     Согласно  имеющимся оценкам, потребность  в жилье составляет на сегодняшний день 1,5 млрд. кв. м. Лишь незначительная часть этой потребности может быть удовлетворена на вторичном рынке жилья — примерно 0,2 млрд. кв. м. Таким образом, потребность в новом строительстве жилья составляет около 1,3 млрд. кв. м. На сегодня весь жилой фонд России составляет 2,8 млрд. кв. м. При этом улучшить свои жилищные условия хотели бы более 60% россиян.

     Низкая  платежеспособность населения является также препятствием массового развития ипотечного жилищного кредитования. В настоящее время ипотечным  кредитом могут воспользоваться  около 5-6% российских семей.

     Процентные  ставки по ипотечным жилищным кредитам по сравнению с мировыми слишком высоки. Основные причины высоких процентов — отсутствие дешевых и долгосрочных источников финансирования, а также инфляция, которая в России до сих пор сравнительно велика — около 10% годовых в рублях. Приемлемой платой за пользование кредитом будет ставка 5-6% годовых в валюте при 30-летнем сроке выплат. 
 

     Сложившиеся процентные ставки — это объективный финансовый показатель, соответствующий общеэкономической конъюнктуре, и снижение ставок по ипотечным жилищным кредитам должно проводиться рыночными методами.

     Отсутствие  ипотечного страхования в финансовом механизме системы ИЖК также определяет неполноценность системы ИЖК. Наличие ипотечного страхования согласно мировой практике позволяет снизить первоначальный взнос. Ипотечное страхование — это страхование финансовых рисков ипотечных банков. Организация ипотечного страхования пока не представляется возможной, т. к. банки покрывают свои возможные риски ростом цен на недвижимость и все расходы на сегодняшний день перекладываются на заемщиков. Появление ипотечного страхования сдерживается наличием ряда проблем, решение которых зависит исключительно от усилий государства.

Информация о работе Финансовый механизм