Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на высокие темпы развития финансового рынка, российские компании, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций. Основным источником инвестиций российских компаний по-прежнему остаются собственные средства либо займы и первичные размещения акций на зарубежных финансовых рынках. Внутренний финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности по качественным активам, а значительные объемы сделок с российскими активами осуществляются на зарубежных торговых площадках, куда уходит основная доля акций, находящихся в свободном обращении. Долгосрочные инвестиционные ресурсы недавно созданных обязательных накопительных систем размещаются на финансовом рынке неэффективно.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Текущее состояние России на финансовом рынке……………………..6
Проблемы государственного регулирования финансовых рынков в Российской Федерации………………………………………………….15
3. Главные направления государственной политики
по развитию финансового рынка в 2006 - 2008 годах……………………17
Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации………………………………………………………………..18
5. Проблемы и перспективы России на мировом финансовом рынке…..20
Заключение…………………………………………………………………..22
Список литературы…………

Файлы: 1 файл

Тек сост фин рынка.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

В обратном случае (т. е. при  росте доходности федеральных облигаций, что происходит под воздействием внешних и внутренних шоков) относительная  доходность муниципальных бумаг  возрастает, причем довольно резко - происходит увеличение премии по доходности. Инвесторы рассматривают рост доходности по федеральным облигациям в качестве индикатора нестабильности (в совокупности с прочими макроэкономическими показателями и индикаторами состояния финансовой сферы), в результате чего требования к доходности муниципальных облигаций возрастают - в силу больших рисков по сравнению с федеральными облигациями. Таким образом, используя в качестве ориентира рынок ГКО/ОФЗ муниципальный сегмент, в то же время, является более волатильным. Это связано как со сравнительно низким уровнем ликвидности данного рынка (отдельные сделки могут решающим образом влиять на цены облигаций), так и с действием локальных факторов - в частности, с проведением первичных аукционов или крупных выплат по погашению отдельных выпусков.

Развитие рынка корпоративных  облигаций в 2004 г. менее стремительно, чем в 2003 г. Объем рынка возрос на 30-80% в зависимости от различных  сценариев, при этом расширение рынка  будет обусловлено эмиссией долговых обязательств менее крупных и надежных компаний, что и повысило риски инвестирования в эти финансовые инструменты.

Российские коммерческие банки значимые инвесторы на рынке  рублевых корпоративных облигаций, при этом их доля на этом сегменте будет  снижаться в оптимистичном сценарии (при падении доходности корпоративных облигаций) и возрастать в противном случае. В случае реализации оптимистичного и инерционного сценариев такие экономические агенты, как негосударственные пенсионные фонды, страховые компании и паевые инвестиционные фонды, располагающие значительными и более дешевыми, нежели коммерческие банки, ресурсами, частично вытеснят последние с данного сегмента. Напротив, в рамках пессимистичного сценария доходность и риски вложений в корпоративные облигации существенно возрастут, что обусловит определенные преимущества коммерческих банков по сравнению с прочими инвесторами и, как следствие, рост доли рынка, контролируемой указанными финансовыми институтами.

Российский рынок внешних  облигаций в меньшей степени  связан с прочими сегментами национального  финансового рынка и в большей - с состоянием мировой экономики, развитых финансовых рынков и макроэкономическими  показателями России. Инвестиции российских коммерческих банков здесь достаточно стабильны по объему, но конкурируют не столько с внешними инвесторами, сколько с инвестициями ПФР. При реализации различных сценариев мы ожидаем сохранения либо снижения доли коммерческих банков на рынке российских внешних долговых облигаций, что будет обусловлено инвестиционной активностью в данные инструменты государственного Пенсионного фонда и Сбербанка РФ. В рамках отдельных сценариев доля коммерческих банков составит 10-14% от общего объема рынка. При этом доходность внешних долговых обязательств РФ обеспечит повышательный тренд от оптимистичного (наиболее низкий уровень доходности) к пессимистическому (наибольший уровень доходности) сценарию. Однако именно контролируемые государством финансовые институты (Сбербанк РФ и ПФР) будут конкурировать на данном сегменте с коммерческими банками, ограничивая долю их инвестиций.

Дальнейшее развитие рынка акций будет определяться как действием внешних факторов (уровнем цен на нефть на мировом  рынке, состоянием мировой экономики  и развитых финансовых рынков, присвоением России кредитных рейтингов международными агентствами), так и внутренними параметрами - экономическими (темпами роста производства, инвестиций, финансовым состоянием предприятий) и политическими (сохранением социально-политической стабильности, реализацией административной реформы, политическим содействием реализации структурных реформ, в том числе и в области естественных монополий).

 
 2. Проблемы государственного  регулирования

финансовых  рынков в Российской Федерации 

 

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших  элементов развития и формирования финансовых рынков капиталистических  стран. Основными направлениями  государственного регулирования являются:

политика центрального банка в отношении кредитно-финансовых институтов;

налоговая политика правительства  на центральном и местном уровне;

участие правительства  в смешанных (полугосударственных) или государственных кредитных  институтах;

законодательные мероприятия  исполнительной и законодательной власти, регулирующие деятельность различных институтов кредитной системы.

В развитых странах политика центрального банка распространяется главным образом на коммерческие и сберегательные банки и осуществляется в следующих формах: учетная политика; регулирование нормы обязательных резервов; операции на открытом рынке; прямое воздействие на кредит.

Учетная политика центрального банка состоит в учете и  переучете коммерческих векселей, поступающих  от коммерческих банков, которые в  свою очередь, получают их от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Учетная политика центрального банка направлена на имитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого коммерческого банка. Таким образом осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд.

Следующей формой регулирования  центрального банка является определение  нормы обязательных резервов для  коммерческих банков. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение – к расширению кредитных ресурсов. Нормы резервов существенно различаются по странам и колеблются в пределах от 5 до 20%. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг.

Еще одной формой регулирования  центральным банком кредитной системы  являются операции на открытом рынке  с государственными облигациями путем из купли-продажи кредитно-финансовым институтам. Продавая государственные облигации центральный банк тем самым уменьшает денежные ресурсы банков и таким образом способствует повышению процентной ставки на рынке ссудных капиталов. Это заставляет кредитные институты либо продавать ценные бумаги, либо сокращать кредиты. При этом все кредитно-финансовые институты согласно законодательству обязаны покупать определенную часть государственных облигаций, финансируя таким образом дефицит бюджета и государственный долг.

Формой регулирования  является также прямое государственное  воздействие центрального банка  на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в  форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. Один из методов  регулирования – налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Увеличение налогов может способствовать уменьшению кредитно-ссудных операций и повышению процентных ставок и, наоборот, сокращение налогов на доходы этих учреждений ведет к расширению таких операций и может содействовать снижению процентных ставок. Поэтому налоговое воздействие представляет собой достаточно эффективное государственное регулирование деятельности кредитной системы.

Другим регулирующим методом является участие государства  в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направлениях:

приобретение части  кредитных институтов государством путем национализации;

организация новых учреждений как дополнение к частным;

долевое участие государства  путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.

Большое влияние на регулирование  финансовых рынков оказывают законодательные  меры, осуществляемые центральным правительством, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов. При этом основную регулирующую функцию выполняют центральная исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. Наряду с исполнительными органами активное участие в регулировании принимают законодательные органы. В их структуре действуют специальные комитеты, комиссии, которые корректируют как правительственную политику, так и деятельность кредитной системы.

Система государственного регулирования финансовых рынков представляет собой сложный, эффективный и  довольно противоречивый механизм. Однако он складывался длительное время, пройдя этапы приспособления и структурных  изменений. Современному механизму  регулирования в значительной степени способствовали такие события, как кризис 1923-1933 годов, послевоенное восстановление, валютно-финансовый кризис 60-70-х годов, инфляция и банкротство коммерческих и сберегательных банков в 70-80-х годах.

Российская система государственного регулирования сейчас находится в стадии зарождения, но в ней четко просматриваются основные черты систем регулирования финансовых рынков развитых стран.

 

3. Главные направления  государственной политики

по развитию финансового рынка в 2006 - 2008 годах    

 

Главными направлениями  государственной политики по развитию финансового рынка в среднесрочной  перспективе являются:     

создание необходимых  предпосылок для формирования конкурентоспособных  институтов финансового рынка;     

снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового рынка;      

укрепление законодательной  базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке;     

реформа системы регулирования  на финансовом рынке.     

Создание конкурентоспособных  институтов финансового рынка предполагает реализацию следующих мероприятий:      

совершенствование учетно-расчетной  инфраструктуры фондового рынка, внедрение новых технологий;      

повышение конкурентоспособности  бирж и торговых систем;     

внедрение систем управления рисками профессиональных участников рынка;     

развитие накопительных  пенсионных систем и институтов коллективных инвестиций;     

развитие страховых  институтов.     

Снижение регулятивных барьеров для обеспечения выхода российских компаний на рынок капитала и создание правовых основ формирования новых инструментов финансового  рынка предполагают реализацию следующих  мероприятий:     

развитие рынка производных  финансовых инструментов;     

развитие инструментов секьюритизации финансовых активов  и рынка ипотечных ценных бумаг;      

ликвидация излишних правовых барьеров для снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на национальный рынок капитала.      

Укрепление законодательной  базы в сфере защиты прав инвесторов и снижение нерыночного инвестиционного  риска на финансовом рынке предполагают реализацию следующих мероприятий:      

повышение эффективности  системы раскрытия информации о фактах, существенно влияющих на рыночную стоимость инвестиционных продуктов, предлагаемых на финансовом рынке;     

решение проблемы использования  инсайдерской информации и инсайдерской торговли;     

защита прав акционеров при присоединениях, слияниях и иных формах реорганизации акционерных обществ;     

совершенствование корпоративного законодательства и развитие принципов  корпоративного управления;     

развитие компенсационных  механизмов на финансовом рынке.     

Реформа системы регулирования на финансовом рынке предполагает реализацию следующих мероприятий:      

разработка нормативной  правовой базы для создания и функционирования коллегиального органа по регулированию  на финансовом рынке;     

вовлечение в процесс  принятия решений по регулированию финансового рынка профессиональных участников рынка ценных бумаг, инвесторов и эмитентов, в том числе путем развития саморегулирования.

 

4. Перспективы  развития финансового рынка

в Российской Федерации 

 

Прошлый год продемонстрировал  шаткость национальной финансовой системы как ввиду ее неизбежной спекулятивности (в силу кризиса инвестиционной деятельности), ток и вследствие непредсказуемости основного субъекта фондового рынка – государства в лице Министерства финансов и Центрального банка.

Отток рублевых средств  инвесторов с фондового рынка, слухи  о введении фиксированного курса  доллара и замораживании валютных вкладов привели к хроническому кризису денежного предложения  на рынке ГКО, что повлекло их чрезмерную доходность (от 300% годовых и выше). Этот уровень доходности сделал невозможным построение Минфином «финансовой пирамиды», а саму эмиссию ГКО из скрытой формы денежной эмиссии превратил в непосредственную денежную эмиссию.

Кроме того, сама идея «пирамиды» на эмиссии государственных ценных бумаг имела несколько существенных концептуальных изъянов.

Во-первых, в мировой  практике создание «финансовой пирамиды»  только в том случае для государства-эмитента не заканчивалось катастрофически, если последнее использовало максимальное количество привлеченных капиталов на инвестиции в реальное производство с тем, чтобы в короткие сроки успеть подвести под эмитированные ценные бумаги имущественное и товарно-финансовое обеспечение. Но деятельность Минфина, как и государства в целом, практически не связана с инвестициями в реальный сектор экономики (по крайней мере на прибыльной и возвратной основе).

Информация о работе Финансовый рынок