Финансовый рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

Финансовый рынок —организованная институциональная структура для создания финансовых активов и обмена финансовыми активами.
Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов.

Файлы: 1 файл

фин_рынок2_1.doc

— 698.00 Кб (Скачать файл)

 

По состоянию на 1 января 2013 года активы банков второго уровня РК составили 13 870,3 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 года на 1 052,4 млрд. тенге или на 8,2% за счет увеличения статей банковские займы и операции "Обратное РЕПО" на 1 167,6 млрд.тенге или 11,2%, наличных денег, аффинированных драгметаллов и корреспондентских счетов на 82,8 млрд. тенге или на 5,9%, а также прочих активов на 185,2 млрд. тенге или на 9,1%.

Динамика обязательств банковского сектора РК приведена  на  
рисунке 6.

 

 

Рисунок 6 -  Динамика обязательств банковского сектора РК

 

По состоянию на 1 января 2013 года совокупные обязательства банков второго уровня составили 11 872,7 млрд. тенге, увеличившись по сравнению с 1 января 2012 года на 358,1 млрд. тенге или  на 3,1%.

Структура совокупных обязательств банковского сектора РК приведена в таблице 5

 

Таблица 5 –  Структура совокупных обязательств банковского сектора  РК

 

Наименование показателя /дата

1.01.11

1.01.12

1.01.13

Прирост,

в %

млрд. тенге

в % к итогу

млрд. тенге

в % к итогу

млрд. тенге

в % к итогу

Межбанковские вклады

215,0

2,0

106,5

0,9%

161,9

1,4%

52,1%

Займы, полученные от других банков и  организаций, осуществляющих отдельные  виды банковских операций

548,5

5,1

491,3

4,3%

263,3

2,2%

-46,4%

Займы, полученные от Правительства  Республики Казахстан 

58,4

0,5

72,2

0,6%

317,7

2,7%

340,1%

Займы, полученные от международных  финансовых организаций 

77,8

0,7

54,9

0,5%

33,8

0,2%

-38,4%

Вклады клиентов

6825,3

63,7

7 797,5

67,7%

8 532,8

71,9%

9,4%

Вклады дочерних организаций специального назначения

25,4

0,2

1,5

0,0%

0,6

0,0%

-59,5%

Выпущенные в обращение ценные бумаги

1577,2

14,7

1 498,1

13,0%

996,5

8,4%

-33,5%


Продолжение таблицы 5

Операции «РЕПО» с ценными бумагами

577,2

5,4

497,0

4,3%

640,0

5,4%

28,8%

Прочие обязательства

810,4

7,6

995,6

8,7%

926,1

7,8%

-7,0%

Всего обязательств

10715,2

100,0

11 514,6

100,0%

11 872,7

100,0%

3,1%


 

Увеличение вкладов клиентов с  начала текущего года составило 735,3 млрд. тенге или 9,4%. Выпущенные в обращение  ценные бумаги снизились по банковской системе на 501,6 млрд. тенге или на 33,5%. За декабрь 2012 года обязательства банков второго уровня РК уменьшились на 1 342,8 млрд. тенге или на 10,2%.

В структуре совокупных обязательств банков второго уровня наибольшую долю занимают вклады клиентов – 71,9% и выпущенные в обращение ценные бумаги – 8,4%.

Обязательства банков второго  уровня РК перед нерезидентами РК составили 1 637,2 млрд. тенге или 13,8% от совокупных обязательств БВУ.

Показатели концентрации банковского сектора РК приведены на рисунке 7.

 

 

Рисунок 7 – Концентрация банковского сектора РК

 

На отчетную дату, доля 5 крупнейших банков в активах БВУ  составила – 60,0%, доля в совокупном ссудном портфеле – 65,3%, доля в совокупных вкладах клиентов – 57,5%.

Рассмотрим основные показатели, характеризующие роль банковского сектора в экономике Казахстана (таблица 6).

 

Таблица 6 –  Роль банковского сектора  в экономике РК

 

Наименование показателя / дата

1.01.11

1.01.12

1.01.13

ВВП млрд.тенге

19303,6

27 571,9

31 442,7

Отношение активов к ВВП, %

62,3%

46,5%

44,1%

Отношение ссудного портфеля к ВВП, %

47%

38,0%

37,1%

Отношение вкладов клиентов к ВВП, %

35,4%

28,3%

27,1%


 

Как видно из данных таблицы  отношение активов банковского  сектора РК к ВВП составило  в 2012 году 44,1%, отношение ссудного портфеля к ВВП составило 37,1%, отношение вкладов клиентов к ВВП составило 27,1%.

Схематично показатели, характеризующие роль банковского сектора в экономике РК приведены на рисунке 8.

 

 

Рисунок 8 – Роль банковского сектора в экономике РК

 

Необходимо отметить, что до кризиса динамичен рост совокупных активов банков, на 1.01.2008 года  составил 87,8% от ВВП, в условиях кризиса произошло снижение и  на 1.10.2012г. составляет 42,8% . Улучшения  в  посткризисный период  нет, продолжается стагнация* банковского сектора.

Аналогично изменение  показателя «Отношение ссудного портфеля  к ВВП», т.к. объем ссуд значителен в активах банков.

Следует отметить рост депозитов  клиентов к ВВП от 33,9% до 48,2% (до кризиса), значительное снижение в условиях кризиса и посткризисный период, на 1.10.2012г составляет 26,4%. 

В целом, на сегодняшний  день банковский сектор Казахстана по-прежнему остается крупнейшим и доминирующим сегментом финансового сектора  страны.

Таким образом, несмотря на негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на развитие банковского сектора, что наблюдается на основных показателях: «Активы», «Капитал», «Прибыль», «Рентабельность», «Резервы по ссудам», в посткризисный период  наблюдается заметное улучшение состояния банковской системы.

Согласно обследованию банков о качественных параметрах кредитного рынка, в течение 2012г. спрос со стороны  юридических и физических лиц  на кредитные ресурсы сохранялся высоким. При этом спрос со стороны  нефинансовых организаций в большей степени был ориентирован на удовлетворение потребности в финансировании оборотного и основного капитала, а также рефинансирование существующей задолженности. Рост спроса со стороны физических лиц на потребительские кредиты объяснялся восстановлением платежеспособности населения в результате улучшения экономической ситуации, сокращения сроков рассмотрения заявок на получение кредитов и некоторым смягчением кредитной политики банков. По ипотечным займам существенного роста спроса не происходило, так как население ждет значительного снижения процентных ставок, которого, однако, по оценкам банков, в ближайшее время не планируется.

Наиболее выраженное смягчение кредитной политики банков наблюдается по розничному сегменту кредитования, в то время как в  секторе корпоративного кредитования банки высоко оценивают риски,  связанные с ухудшением финансового состояния и повышением рисков отдельных заемщиков. В результате банки придерживались более умеренной кредитной политики в отношении корпоративных клиентов по сравнению с физическими лицами (рисунок 9).

Рисунок 9 – Изменение кредитной политики банков

 

Принимая во внимание существующие тенденции в сегменте кредитования, банки прогнозируют, что сохранение конкуренции среди  банков по привлечению заемщиков  будет вынуждать их улучшать условия кредитования, как по срокам, так и по суммам предлагаемых кредитов. Кроме того, банки продолжат работу по повышению качества обслуживания клиентов за счет сокращения сроков рассмотрения кредитных заявок, предоставлению возможности погашения кредита по индивидуальному графику, предоставлению льготных условий для клиентов с положительной кредитной историей.

В целом, необходимо отметить, что  основными факторами, которые в  наибольшей степени будут определять кредитную активность банков, являются доступность и стоимость финансирования на рынках капитала, рост конкуренции среди банков, и как следствие, смягчение их кредитной политики, а также ожидания банков по изменению спроса и предложения на кредитование крупного и среднего предпринимательства корпоративного сектора.

 

 

2.2 Оценка государственной  политики в сфере управления финансовым рынком

 

Законом Республики Казахстан  «О государственном регулировании  и надзоре финансового рынка  и финансовых организаций» [10] были определены новые цели государственного регулирования и надзора на финансовом рынке и финансовых организаций:

1) обеспечение финансовой  стабильности финансового рынка  и финансовых организаций и  поддержание доверия к финансовой  системе в целом; 

2) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;

3) создание равноправных условий  для деятельности финансовых  организаций, направленных на  поддержание добросовестной конкуренции  на финансовом рынке. 

Законодательно определенными  задачами государственного регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций были признаны:

1) установление стандартов деятельности  финансовых организаций, создание  стимулов для улучшения корпоративного  управления финансовых организаций; 

2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов надзора  на областях финансового рынка,  наиболее подверженных рискам, с  целью поддержания финансовой  стабильности;

4) стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах.

.

Меры, принятые в рамках антикризисной программы Республики Казахстан по стабилизации экономики и финансовой системы:

  • прямая поддержка системообразующим банкам через прямое вхождение в капитал, и косвенная – посредством размещения средств для целей кредитования экономики. Вхождение государства в капитал системообразующих банков является одной из самых главных стабилизационных мер Правительства Республики Казахстан, призванной обеспечить эффективность работы банковской системы страны. Это своего рода «санация» банковского сектора - избавление ее от спекулятивных явлений и неэффективного менеджмента, которая должна привести к оздоровлению всей экономики, и твердая гарантия успешного выхода из кризиса и дальнейшего развития страны в целом;
  • заключение Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов Национальным Банком Республики Казахстан;
  • меры по обеспечению банков дополнительной ликвидностью путем последовательного снижения нормативов минимальных резервных требований;
  • использование механизмов рефинансирования кредитов, выдача новых кредитов по фиксированным ставкам субъектам малого и среднего предпринимательства;
  • применение механизмов рефинансирования задолженности по ипотечным кредитам по фиксированным ставкам в отношении заемщиков - физических лиц;
  • ограничение притока рискового внешнего фондирования;
  • обеспечение роста внутренних сбережений населения и предприятий;
  • дестимулирование трансграничных операций банков, в первую очередь, с резидентами оффшорных зон;
  • ограничение заемных операций банков в иностранной валюте;
  • повышение капитализации НПФ и обеспечение сохранности пенсионных накоплений [11].

Указами Президента Республики Казахстан от 12 апреля 2011 года № 25 функции  и полномочия Агентства были переданы Национальному Банку Республики Казахстан, а от 18 апреля 2011 года № 61 был образован Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан.

В настоящее время  финансовая система Республики Казахстан  переживает очередной виток своего развития, в конце 2012 - начале 2013 годов, Министерством Финансов Республики Казахстан было предложено реформировать пенсионную систему Казахстан [12].

06.02.2013 года заместителем  премьер-министра Республики Казахстан  Кайратом Келимбетовым было предложено  реформировать пенсионную систему  следующим образом: создать Единый Накопительный Пенсионный Фонд на базе ГНПФ, проведя консолидацию пенсионных фондов до 1 июля 2013 года. Управление финансами ЕНПФ предполагается отдать Национальному банку Республики Казахстан.

Информация о работе Финансовый рынок