Финансы бюджетных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы организации финансов бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации финансов исследуемого объекта.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
определить сущность организации финансово - хозяйственной деятельности бюджетных организаций;
обосновать необходимость проведения финансово – хозяйственного анализа в государственном образовательном учреждении;
проанализировать хозяйственная деятельность бюджетной организации;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..…...3
1.Основы организации финансов бюджетных организаций…………………………………………………………….………….5
1.1.Экономическое содержание финансов бюджетных организаций…………5
1.2.Особенности и функции финансов бюджетных организаций……………..7
1.3. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ…...8
2.Формирование и использование финансов бюджетных организаций…….………………………………………………………………..10
2.1. Источники формирования финансов бюджетных организаций…………10
2.1.1.Собственные средства бюджетных организаций………………………..13
2.2.1.Заемные средства бюджетных организаций………………………….…15
3.Направления использования финансовых ресурсов бюджетных организаций………………………………………………………………………19
3.1.Классификация расходов бюджетных организаций………………………19
3.2.Планирование расходов бюджетных организаций………………………..23
4.Финансы бюджетных организаций в условиях реформирования бюджетного сектора……………………………………………………………..26
5.Формирование и использование финансов ЖКХ…….……………………..30
5.1.Экономическое и социальное значение ЖКХ……………………………..30
5.2. Особенности финансирование ЖКХ……………………………………....38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...44

Файлы: 1 файл

ФиК курсовая.doc

— 394.00 Кб (Скачать файл)

Основные функции финансов бюджетных организаций:

1.       распределительная;

2.       контрольная.

Распределение – связующее  звено между деятельностью бюджетной  организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное распределение (формирование фондов). Контроль осуществляется на всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат), налоговая полиция. Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).

Функция учета обеспечивает достоверное отражение фактического состояния бюджетной организации.

Функция анализа позволяет  на основе плановой и фактической  информации дать количественную и качественную оценку изменений, происходящих в бюджетной  организации относительно заданной программы, выявить неиспользованные внутрихозяйственные резервы ускорения развития и роста эффективности деятельности организации.

Функция регулирования  обеспечивает приведение управляемой  системы к желаемому результату.

1.3. Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ .

Бюджетные учреждения являются элементом финансовой системы, осуществляющими  взаимодействие с другими участниками  этой системы. Бюджетные учреждения выполняют социальные функции, обеспечивая  граждан страны жизненно необходимыми благами и услугами, и их деятельность осуществляется путем взаимоотношений между государством в лице законодательных и исполнительных органов власти и управления, учреждениями и гражданами, получающими услуги.

Место финансов бюджетных организаций в финансовой системе РФ и их особенности :

1.     Тесная связь с бюджетом. Любое изменение в бюджете отражается на финансах бюджетных организаций, недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных организаций, а перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

2.      Бюджетные организации относятся к хозяйствующим субъектам, так как могут давать определенные платные услуги, формируя часть своих денежных ресурсов за счет самостоятельно заработанных доходов.

3.   Отсутствие самостоятельности в расходовании средств, то есть государственные средства расходуются по целевому назначению, согласно утвержденной сметы расходов.

4.        Финансирование осуществляется со счетов Федерального казначейства и его территориальных органов, то есть расходы распорядителей средств производятся без зачисления бюджетных средств на их счета в учреждениях банков путем непосредственного перечисления на счета поставщиков товаров (работ, услуг), кроме расходов распорядителей средств, осуществляемых в форме наличных выплат (заработная плата, командировочные и др.)[10]

Бюджетные учреждения, финансируемые  из бюджета, переведены на обслуживание в органы казначейства, через которые они получают расчетные услуги.

Бюджетные учреждения не имеют права самостоятельно заключать  с банками договор банковского  счета для открытия счетов по учету  бюджетных средств. Бюджетные средства зачисляются на единый счет федерального казначейства, с которыми непосредственно работают учреждения ЦБ РФ.

Статья 156 Бюджетного кодекса  РФ "Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета" указывает на то, что:

  • кредитные организации могут привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов;
  • кредитные организации выполняют функции по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Бюджетные учреждения представляют платежные документы в федеральное  казначейство, которое после проверки передает их банкам (в основном ЦБ РФ). Банк принимает от казначейства расчетные документы, передает ему подтверждение о приеме документов к обработке, выписки по счетам.

Помимо расчетных услуг, бюджетные учреждения связаны с  финансово-кредитной системой кассовым обслуживанием. При этом, наличные средства бюджетные учреждения получают непосредственно в банке, но по чековой книжке, выданной структурам казначейства.

Казначейское исполнение бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ основывается на единства кассы и подведомственности расходов (ст. 215.1 БК). Этот принцип устанавливает  зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Органы казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. Отражение всех операций и средств осуществляется в системе балансовых счетов казначейства, при этом, запрещается проводить операции, минуя систему балансовых счетов казначейства. Это означает, что счета бюджетных учреждений в кредитных организациях или учреждениях Центрального банка должны быть закрыты и открыты лицевые счета в казначействе. На лицевых счетах бюджетных учреждений, открытых в казначействе, должны отражаться лимиты бюджетных обязательств, полученное финансирование, а также состояние обязательств, подлежащих исполнению за счет соответствующего бюджета.

В соответствие с этим порядком, на Федеральное казначейство (ст. 166.1 БК), возложены следующие  бюджетные полномочия:

  • распределение доходов и иных поступлений между бюджетами бюджетной системы РФ по нормативам, и их перечисление на единые счета соответствующих бюджетов;
  • открытие в Банке России и кредитных организациях счетов по учету средств федерального бюджета, определение режима этих счетов;
  • установление порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
  • установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, а также по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или местной администрации в соответствии с заключенным соглашением открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов);
  • ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • доведение до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств;
  • доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
  • ведение учета операций по кассовому исполнению федерального бюджета, составление и представление в Министерство финансов РФ отчетности о кассовом исполнении федерального бюджета.

Казначейское исполнение бюджетов происходит по доходам и  по расходам. Так, исполнение бюджетов по доходам (ст. 218 БК) предусматривает:

  • зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ;
  • возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;
  • зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей;
  • уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей.

Исполнение бюджета  по расходам предусматривает (ст. 219 Бюджетного кодекса РФ):

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИНАНСОВ  БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ .

2.1.Источники  формирования финансов бюджетных организаций

Финансы бюджетных  организаций представлены разнообразными финансовыми отношениями, складывающимися по поводу формирования и использования денежных фондов различного назначения:

  • с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу получения бюджетных средств и их использования;
  • с другими организациями и физическими лицами по поводу формирования внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и их использования;
  • с органами государственной власти и органами местного самоуправления по поводу выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней и бюджетами внебюджетных фондов путем уплаты налоговых платежей, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование;
  • со своими работниками по поводу формирования и использования фондов оплаты труда и фондов целевого назначения (материального поощрения, производственного и социального развития и др.).

Исходя из этого финансы бюджетных организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации. Предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может осуществлять лишь в целях, ради которых она создана. Подобное ограничение устанавливается законодательством, чтобы предотвратить занятие более прибыльной деятельностью в ущерб основной, отвечающей целям ее создания.

В соответствии с гражданским законодательством в организационно-правовой форме бюджетных учреждений создаются и функционируют главным образом учреждения социально-культурной сферы, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, безопасности государства и др.

К организациям социально-культурной сферы относятся учреждения:

  • образования (общего и профессионального — детские сады, школы, техникумы, высшие учебные заведения и др.);
  • культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концертные залы, цирки и др.);
  • здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, дома ребенка, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);
  • социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.);
  • средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.).

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социально- культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, и, во-вторых, сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).

До недавнего времени  преобладающим источником финансирования бюджетных учреждений являлись бюджетные  средства. Переход к рынку изменил систему финансового обеспечения данных учреждений в части изменения соотношения бюджетных и внебюджетных источников, формируемых за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних.

Однако проведение реформ сопровождается нарастанием социальных проблем, снижением уровня и качества жизни основной части населения, уровня потребления не только материальных, но и социальных благ. В то же время растущий дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число бюджетных учреждений, ведет к минимизации средств, выделяемых на социальные расходы. Это приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования в основном за счет осуществления учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Возможность осуществления  бюджетными учреждениями такой деятельности предусмотрена не только Гражданским  кодексом РФ, но и рядом законодательных  актов, регулирующих деятельность учреждений определенных отраслей социально-культурной сферы. К ним относятся: Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». Эти законы не утратили своей силы с принятием Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании», например, к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся: производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, ведение приносящих доход внереализационных операций и др. Аналогичные формы предпринимательской деятельности установлены Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».

Информация о работе Финансы бюджетных организаций