Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:55, курсовая работа
При написании курсовой работы использовалась различная учебно-методическая и периодическая литература. Недостаточная теоретическая разработанность и очевидная практическая значимость финансовой составляющей в механизме регулирования доходов домохозяйств обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью данной работы является обобщение теоретических положений и практических проблем формирования, распределения и использования доходов домохозяйств, разработка рекомендаций по совершенствованию их регулирования в России для повышения роли этого вида финансов в социально-экономическом развитии страны.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений их сущность и функции4
1.1 Домашние хозяйства, как субъект экономических отношений………………………….....4
1.2 Сущность и функции финансов домашних хозяйств………………………………………..7
2. Финансовые ресурсы домашних хозяйства. Доходы домашних хозяйств, рекомендации по регулированию со стороны государства ………………………………...………………………8
Заключение………………………………………………………………………………………....21
Список использованной литературы……………………………………………………………..22
Финансовые ресурсы
В структуру финансовых ресурсов домашнего хозяйства входят:
Как правило, домашнее хозяйство начинает свою хозяйственную деятельность не на пустом месте, т. е. первоначально обладает некоторым накопленным ранее богатством, которое главным образом переходит к нему по наследству, а иногда в результате дарения.
Это богатство может быть представлено в различных формах, прежде всего в форме недвижимости, наличных денег, а также в некоторых случаях – ценных бумаг. Помимо первоначальных ресурсов их источниками являются:
В результате кругооборота финансовых ресурсов домохозяйства могут удовлетворять свои личные потребности сегодня и в будущем.
Финансовые ресурсы -это прежде всего доходы населения. Хотелось бы поподробнее поговорить об этой составляющей.
Политика регулирования
доходов населения представляет
собой наиболее важную часть общей
социально-экономической
Доходы домашнего хозяйства (валовой доход) – это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства.4 Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. все физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств (семьи) оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне. Поэтому государство за счет бюджета и внебюджетных фондов пополняют средства некоторых категорий домохозяйств (семей).
Доходы домашних хозяйств можно разделить по различным критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной форме. В любой стране с развитыми рыночными отношениями подавляющая часть населения занята в государственном или частнопредпринимательском секторах экономики, и потому денежные доходы доминируют над натуральными.
Денежные доходы – это объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов, они являются преобладающей частью дохода домохозяйства и формируются за счет таких источников:
Состав денежных доходов населения
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего денежных доходов, млрд. рублей |
17 290,1 |
21 311,5 |
25 231,6 |
28 452,3 |
32485,3 |
35605,7 |
39175,4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе (в процентах): |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
оплата труда , включая скрытую зарплату |
65,0 |
67,5 |
68,4 |
66,9 |
65,2 |
65,6 |
66,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
доходы от предпринимательской деятельности |
11,1 |
10,0 |
10,2 |
9,7 |
8,9 |
8,9 |
8,5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
социальные выплаты |
12,0 |
11,6 |
13,2 |
14,9 |
17,7 |
18,3 |
18,3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
доходы от собственности |
10,0 |
8,9 |
6,2 |
6,5 |
6,2 |
5,2 |
5,1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
другие доходы |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Табл. 1
Анализ формирования и использования денежных доходов домохозяйств в России свидетельствует о наличии проблем в их регулировании. За реформируемый период произошла деформация основного источника денежных доходов домохозяйства – заработной платы, рост теневых доходов достиг не менее 25%, резко снизился уровень реальной оплаты труда. Ее доля в ВВП в 2007 г. составила около 42%6, тогда как в развитых странах этот показатель варьируется в пределах 55-70 %. В России фиксируется глубокая межотраслевая и межрегиональная дифференциация заработной платы.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ СУММЫ НАЧИСЛЕННОЙ
ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
ПО 10-ПРОЦЕНТНЫМ ГРУППАМ РАБОТНИКОВ7
(по данным выборочных обследований организаций,
за апрель; в процентах)
Всего |
в том числе по 10-процентным группам работников1) | ||||||||||
первая (с наименьшей заработной платой) |
вторая |
третья |
четвертая |
пятая |
шестая |
седьмая |
восьмая |
девятая |
десятая (с наибольшей заработной платой) | ||
2000 |
100 |
2,1 |
3,5 |
4,8 |
6,1 |
7,3 |
8,6 |
10,5 |
12,9 |
16,5 |
27,7 |
2001 |
100 |
1,9 |
3,0 |
4,3 |
5,4 |
6,8 |
8,1 |
9,8 |
12,5 |
16,9 |
31,3 |
2002 |
100 |
2,0 |
3,6 |
4,8 |
6,0 |
7,1 |
8,4 |
10,6 |
12,6 |
17,0 |
27,9 |
2003 |
100 |
1,8 |
3,2 |
4,4 |
5,8 |
7,2 |
8,5 |
10,3 |
12,8 |
16,4 |
29,5 |
2004 |
100 |
1,8 |
3,2 |
4,5 |
5,9 |
7,2 |
8,6 |
10,7 |
12,6 |
16,5 |
29,0 |
2005 |
100 |
1,8 |
3,2 |
4,5 |
5,9 |
7,2 |
8,6 |
10,4 |
12,9 |
16,6 |
28,9 |
2006 |
100 |
1,8 |
3,2 |
4,4 |
5,7 |
6,9 |
8,6 |
10,6 |
13,0 |
16,6 |
29,2 |
2007 |
100 |
1,9 |
3,3 |
4,6 |
5,9 |
7,1 |
8,5 |
10,3 |
12,8 |
16,8 |
28,8 |
2009 |
100 |
2,2 |
3,5 |
4,7 |
5,9 |
7,3 |
8,8 |
10,6 |
12,9 |
16,2 |
27,9 |
2011 |
100 |
2,3 |
3,7 |
4,9 |
6,1 |
7,3 |
8,7 |
10,5 |
12,7 |
16,1 |
27,7 |
Табл. 2
Заработная плата (оплата
труда работника) - вознаграждение за
труд в зависимости от квалификации
работника, сложности, количества, качества
и условий выполняемой работы,
а также компенсационные
Россия-страна нищий и миллиардеров. Обе категории населения быстро растут, в то время как российский средний класс численно не увеличился в годы, предшествующие последнему мировому кризису. Только 3% населения получают более $1000 в месяц, зато около 20 млн трудоспособных россиян по различным причинам вообще не хотят работать. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до 13,1% в 2010 г., но социальная острота проблемы сохраняется. Концентрация детей в бедных семьях ведет к падению качества человеческого потенциала страны, предупреждают эксперты. Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого- ниже прожиточного минимума.9
Большинство работников (60%)10трудится в негосударственном секторе экономики, где размер заработной платы (а также величина премий, доплат, надбавок и т.д.) целиком определяется руководством организации исходя из величины создаваемого фонда оплаты труда, качества, значимости и интенсивности трудовой деятельности конкретных работников. Государство регламентирует для них только одно – заработная плата работников независимо от форм собственности не может быть установлена ниже определенной государством минимальной оплаты труда (МРОТ). В связи с этим предлагается отказаться от установления минимальной заработной платы как единой для всей России абсолютной величины, выраженной в рублях, и перейти к установлению минимальной заработной платы в процентах к региональному минимальному потребительскому бюджету (РМПБ) работника в трудоспособном возрасте, который будет компенсировать не только минимальные физиологические потребности, но и более высокий уровень материального, этического и др. потребления. Этот региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ) должен исчисляться как по всем субъектам Российской Федерации, так и по определенным природно-климатическим зонам страны, что, должно стать средством в преодолении резкой территориальной дифференциации доходов населения. В ряде депрессивных регионах, основой расчетов регионального МРОТ могут стать региональные оптимальные потребительские бюджеты, составленный с учетом требований более высокого уровня жизни.
С другой стороны, в современных условиях России, высока значимость социальных трансфертов: в структуре денежных доходов домохозяйств они занимают второе место. По результатам анализа пенсионных расходов в тринадцати основных европейских странах и расходов Пенсионного фонда России в ВВП Россия заняла последнее место по доле пенсионных расходов в ВВП, уступая большинству стран в 1,5-3 раза, и показатель продолжает снижаться. В России соотношение среднего размера назначенных пенсий находится на уровне прожиточного минимума, и только сейчас ставится задача доведения минимальной пенсии до уровня прожиточного минимума.11
Низкая заработная плата
отрицательно влияет на экономику: это
не способствует стимулированию работников
к эффективному труду; порождает
тенденцию технического застоя, поскольку
инвестиционные проекты модернизации
обеспечивают лишь несущественную экономию
на заработной плате и, следовательно,
оказываются в своем
Падение реальной зарплаты в большинстве отраслей заставляет рядовых работников более активно использовать традиционные способы увеличения своей оплаты труда. Основными, среди которых являются:
Второе место по значимости занимают - доходы от предпринимательской деятельности, которые включают в себя доходы членов домохозяйства (семьи) от коммерческой деятельности, которая осуществляется без образования юридического лица. К такой деятельности относится три группы занятий:
Появление предпринимательских доходов сблизило систему распределения доходов в России с системой распределения доходов в странах с развитой рыночной экономикой. Однако есть существенные различия, основным является неустойчивость процесса их формирования.