Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:55, курсовая работа
При написании курсовой работы использовалась различная учебно-методическая и периодическая литература. Недостаточная теоретическая разработанность и очевидная практическая значимость финансовой составляющей в механизме регулирования доходов домохозяйств обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью данной работы является обобщение теоретических положений и практических проблем формирования, распределения и использования доходов домохозяйств, разработка рекомендаций по совершенствованию их регулирования в России для повышения роли этого вида финансов в социально-экономическом развитии страны.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений их сущность и функции4
1.1 Домашние хозяйства, как субъект экономических отношений………………………….....4
1.2 Сущность и функции финансов домашних хозяйств………………………………………..7
2. Финансовые ресурсы домашних хозяйства. Доходы домашних хозяйств, рекомендации по регулированию со стороны государства ………………………………...………………………8
Заключение………………………………………………………………………………………....21
Список использованной литературы……………………………………………………………..22
Предлагаемые изменения, безусловно, сократят поступления в бюджет, но одновременно это увеличит приток ресурсов в систему негосударственного пенсионного обеспечения. Потенциально это позволит решить задачу повышения уровня жизни пенсионеров за счет роста доходов.
Внедрение перечисленных
мероприятий в систему финансов
домохозяйства целесообразно
Устойчивый экономический рост в сочетании с эффективной политикой доходов невозможен без привлечения инвестиций. Домохозяйства выступают носителями инвестиционных ресурсов в экономике. В их основе лежат принимаемые домашними хозяйствами финансовые решения при формировании сбережений – выбор инструментов накопления. Стратегическими задачами здесь являются привлечение свободных денежных средств домохозяйств в банковский сектор и расширение инвестиционных функций домохозяйств.
Основными предпосылками
решения задач привлечения
Российская экономика остро нуждается в долгосрочных инвестиционных ресурсах, в том числе и посредством увеличения инвестиционных свойств сбережений. В течение всего трансформационного периода экономики в России фактически отсутствовал розничный сегмент фондового рынка. Отсутствие инвестиционного интереса домашнего хозяйства к этим инвестиционным институтам можно объяснить следующими причинами:
Однако, несмотря на всю сложность финансовой ситуации, существуют объективные предпосылки создания эффективного механизма трансформации сбережений домохозяйств в инвестиционные ресурсы. Политика регуляторов рынка ценных бумаг, в первую очередь, должна быть направлена на развитие его инвестиционного потенциала, создание системы мобилизации инвестиционных ресурсов, и в первую очередь на привлечение частных инвестиций. В качестве направлений активизации инвестиционной функции домохозяйств в исследовании предлагается, во-первых, расширение небанковского сегмента финансового рынка путем увеличения круга коллективных финансовых инструментов. В рамках данного сегмента можно выделить: паевые инвестиционные фонды недвижимости; негосударственные пенсионные фонды; страховые компании общего профиля; кредитные союзы.
Во-вторых, стимулировать повышение заинтересованности населения в инвестировании сбережений через систему налогообложения. В связи с этим очевидна необходимость введения соответствующей модели налогообложения, которая основывалась бы на определенных льготах на доходы домохозяйств, получаемых от инвестиций такие как налоговая скидка на взносы в определенные фонды и специальные сберегательные счета, не облагаемые налогами.
В-третьих, усилить пропагандистскую поддержку деятельности финансовых институтов, обучение и повышение финансовой грамотности населения при помощи средств массовой информации с точки зрения квалифицированного инвестирования сбережений.
В-четвертых, необходимо создание розничных сетей для продажи продуктов финансовой коммерции, внедрение новых технологий работы со средствами частных инвесторов, использующих преимущества Интернет-коммерции, электронного документооборота.
Заключение
Домашние хозяйства — не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.
Теоретические положения по вопросам финансов домохозяйств, их взаимодействия с другими секторами экономики, анализ проблем регулирования доходов домохозяйств в России позволили сделать вывод о необходимости формирования эффективной системы финансовых мер регулирования доходов домашних хозяйств, поиска оптимального уровня вмешательства в процессы их формирования и использования – экономически эффективного и социально допустимого.
В работе выделены направления совершенствования финансовых методов регулирования доходов домохозяйств, которые воздействуют не только на процесс их формирования, но также на распределение и использование: во-первых, рекомендации по регулированию трудовых доходов и предпринимательской активности домохозяйств связаны с повышением минимального размера оплаты труда; введением системы минимальной заработной платы за один час времени; обеспечением жесткой зависимости оплаты труда работников от результатов финансово-хозяйственной деятельности организаций; проведением мероприятий по стимулированию предпринимательской активности.
Во-вторых, целесообразно
развивать налогообложение как
инструмент воздействия на формирование
и использование доходов
В-третьих, необходимы меры по стимулированию перевода сбережений домохозяйств в организованные формы и увеличению их инвестиционных свойств: снижение острой дифференциации доходов населения; расширение состава розничных финансовых продуктов, как кредитных организаций, так и небанковского сектора; развитие и укрепление инфраструктуры кредитных и финансовых рынков; стимулирование сбережений домохозяйств в инвестиции посредством особой модели налогообложения доходов; повышение финансовой грамотности и восстановление доверия к небанковскому сегменту финансового рынка.
В условиях ограниченности
бюджета перед членами
Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организационном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.
Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача — выжить.
Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.
Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, ухудшению здоровья населения, падению уровня рождаемости, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества.
Планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями способно в известной степени смягчить эти негативные тенденции.
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, (ред. От 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2013)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.01 г. N 197-ФЗ (ред. От 05.04.2013)
3. Федеральный Закон РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.91 г. N 1032-1 (в редакции федеральных законов).
4. Федеральный Закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.00 г. № 82-ФЗ (ред. От 03.12.2012).
5. Федеральный Закон РФ от 15.12.01 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (ред. от 05.04.2013).
6. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р <Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации>
7. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник/под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной.-6-е изд., стер.-М.:КНОРУС, 2011
8. Булатов А.С. Экономика. М, 2010.
9. Войтов А.Г. История экономических учений. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2000.- 454 с.
10. Войтов А. Г. Экономика. Общий курс.: Учебник. 8‑е изд. перераб. и доп. М.: «Дашков и К», 2003. 600 с.
11. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М., 2009. – 416 с.
12. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. – М.,1999. – 298 с.
13. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. - М., 2003. – 329 с.
19. Финансовая система России: история и современность: Материалы научно - практической конференции/ Под ред. доц. Юдиной И.Н. - Барнаул: Филиал ВЗФЭИ, 2003. - 238 с.
20. Финансы предприятий: Учебник. / Под ред. Зайца М.В. – М: Финансы и статистика, 2004. – 196 с.
21. Финансы. Денежное обращение и кредит.: Учебное пособие. / Под ред. Романовского М.В. - М., Юрайт, 2006. - 425 с.
22. Финансы. Денежноеобращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г.Б. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 512 с.
23. Черненко А.Ф., Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009.
24. www.vedomosti.ru
25. www.gks.ru
26. www.consultant.ru
1 Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: Юнити-Дана, 2011.
2 «Макроэкономика.Теория и российская практика» под ред. Профессора А. Г. Грязновой, 6 издание, стереотипное 2011 г.
3Денежные фонды - это часть финансовых ресурсов, cпециально выделенная в виде фондов целевого использования.А. Ф. Черненко, Н. Н. Илышева, А. В. Башарина. Финансовое положение и эффективность использования ресурсов предприятия.М.: Юнити-Дана, 2009.
4 Войтов А. Г. Экономика. Общий курс.: Учебник. 8‑е изд. перераб. и доп. М.: «Дашков и К», 2003.
5Согласно данным Росстата
6 Согласно данным Росстата
7 Согласно данным Федеральной службы государственной статистики
8 Статья 129 ТК РФ. в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ
9 www.vedomosti.ru 18.08.2011
10 Согласно данным Росстата
11 Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р
12 По данным Росстата
13 http://cashalot.info/o-
14 Согласно данным Росстата