Финансы домохозяйств и их специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:55, курсовая работа

Описание работы

При написании курсовой работы использовалась различная учебно-методическая и периодическая литература. Недостаточная теоретическая разработанность и очевидная практическая значимость финансовой составляющей в механизме регулирования доходов домохозяйств обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью данной работы является обобщение теоретических положений и практических проблем формирования, распределения и использования доходов домохозяйств, разработка рекомендаций по совершенствованию их регулирования в России для повышения роли этого вида финансов в социально-экономическом развитии страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений их сущность и функции4
1.1 Домашние хозяйства, как субъект экономических отношений………………………….....4
1.2 Сущность и функции финансов домашних хозяйств………………………………………..7
2. Финансовые ресурсы домашних хозяйства. Доходы домашних хозяйств, рекомендации по регулированию со стороны государства ………………………………...………………………8
Заключение………………………………………………………………………………………....21
Список использованной литературы……………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Курсовая Финансы домохозяйств.docx

— 85.25 Кб (Скачать файл)

Рост денежных доходов  населения в России в последние  семь-восемь лет привел к появлению  возможностей вложения свободных средств  в разные финансовые инструменты. Однако адекватного роста организованных денежных накоплений не произошло. Это  характеризует наличие, прежде всего, низкого уровня доверия к финансовым институтам и нестабильность ожиданий населения относительно инфляции. Кроме  того, увеличение доходов происходит за счет преимущественного роста  доходов высоко обеспеченных групп  домохозяйств. В 2008 году вследствие финансово-экономического кризиса рост доходов домохозяйств существенно замедлился. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов  населения за 2008 г. составило 2,7%, в  то время, как в 2007 г. – 12, 1%.12 Это также не способствует росту финансовой активности домашних хозяйств.

Серьезную проблему составляет и крайне высокая дифференциация регионов по уровню душевого дохода. Это  свидетельствует об отсутствии эффективных  инструментов воздействия на формирование доходов населения и домохозяйств, и необходимости разработки комплексной  системы мер регулирования доходов  домохозяйств, сочетающей инструментарий политики устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, направленного  развития человеческого капитала и  повышения благосостояния населения. В этой связи на примере  республики Дагестан хотелось бы затронуть эту проблему.

Домохозяйства Дагестана  развиваются сегодня в более  сложных экономических условиях, что находит отражение в их доходных характеристиках. На их деятельность оказывают достаточно сильное влияние и национальные особенности потребления, сбережения, устоявшиеся веками.

Денежный доход домохозяйств в Республике Дагестан в 2 раза ниже, чем в среднем по России, причем у сельских домохозяйств Дагестана  этот показатель ниже, чем у городских, что непосредственно связано  с преобладанием в их бюджете  натуральной формы доходов. Доля оплаты труда в совокупных доходах  дагестанской семьи составляет около 16 %, в то время как в среднем  по России она составляет 61,4%. Большая  часть общественного сектора  находится в застойном состоянии. В итоге наблюдается активизация  людей в сфере предпринимательской  деятельности с преобладанием малого бизнеса. Для крупных финансово-промышленных проектов у населения нет средств.

Если натуральные доходы составляют в общих доходах российских домохозяйств около 7,5 %, то у дагестанских домохозяйств эта доля выше. В сельских домохозяйствах, удельный вес которых  составляет более 60 % в общем количестве, доля натуральных доходов равна 21,4%. Низкий уровень денежных доходов  и высокая степень безработицы  вынуждают домохозяйства возвращаться к традиционным формам ведения хозяйства. Влияние сетевого обмена между домохозяйствами  как на селе, так и в городе очень велико. Наблюдаются тесные финансовые взаимоотношения между  городскими и сельскими домохозяйствами: помощь натуральными продуктами родственникам  и знакомым, финансовая помощь на различных  этапах жизненного цикла домохозяйств (свадьба, рождение детей, похороны и  т.д.). Неформальные взаимосвязи и  раньше были популярны в республике, но теперь их значение весьма велико.

Одной из особенностей домохозяйств в Дагестане является их относительно больший средний размер, чем в  среднем по РФ, который составляет 4,4 чел. (в России — 2 чел.). Главные  причины этого -высокий, по сравнению  с другими регионами России, уровень  рождаемости и многодетность, сохраняющиеся  и поныне как традиционные явления.

В общей численности домохозяйств автором были выделены три специфические  группы с учетом зональных особенностей: домохозяйства равнинной, предгорной и горной зоны. Данный признак оказывает  влияние на доходные характеристики бюджета домохозяйства, его потребление  и сберегательную функцию.

Прежде чем перейти  непосредственно к анализу экономического поведения домохозяйств в этих зонах, необходимо дать их общую характеристику. Самой большой по территории является равнинная зона. Сюда входят 11 районов. Плотность населения здесь самая  низкая - 18,7 чел. /км2. Средний размер домохозяйств - 4 чел. Среднее количество детей — 3 чел. В этой зоне хорошо развита промышленность. Основными  отраслями являются газовая, нефтяная, машиностроение, металлообработка, производство строительных материалов, химическая и др. виды. Большое развитие получило и сельское хозяйство, так как  здесь расположены наиболее плодородные  земли. Данная экономико-географическая зона наиболее развитая, что непосредственно связано с индустриализацией, затронувшей многие районы. Все это оказывает положительное влияние на занятость и уровень жизни населения.

Следующей зоной является предгорный Дагестан (9 районов). Он третий по величине — 12 % территории республики, численность населения составляет 16 %. Средний размер домохозяйств—5 чел. Среднее количество детей в  домохозяйствах — 4 чел. Основное занятие  населения — сельское хозяйство, однако в хозяйствах предгорного  Дагестана значительна роль промышленности, в основном пищевой (консервной). Предгорный Дагестан дает 15 % сбора зерновых, почти 28% — плодов, 16% - овощей и 18% — винограда. Наиболее развито здесь производство картофеля (47 % валового сбора в республике). Занимаются здесь и разведением  крупного рогатого скота (16% от общего количества).

Горный Дагестан является вторым по величине, куда входит много  мелких районов, основным занятием в  которых является террасное земледелие и животноводство. Здесь проживает 24 % населения республики. Средняя  плотность населения - 40 и более  чел. /км2. В некоторых крупных  горных районах средняя плотность  достигает до 59 чел./км2 (Акуша, Ахты, Тлярата и др.). Средний размер домохозяйства — 6 чел. Среднее количество детей -5 чел. Горный Дагестан собирает примерно 1/5 часть от всех зерновых в республике и более 24 % плодов. Здесь  раньше была развита только пищевая  промышленность (в основном производство консервов), однако в последнее время  многие заводы не действуют. Основное занятие населения — сельское хозяйство, в основном животноводство, так как земледелие и садоводство хотя и развиты, но в некоторых районах ограничены из-за нехватки пашни. Одной из особенностей в занятии населения являются народные промыслы -ковроткачество, изготовление изделий из дерева и драгоценных металлов, гончарное производство и т.д. (промысловое производство развито и в предгорном Дагестане). 
В целях более подробного и конкретного анализа особенностей функционирования домохозяйств было проведено исследование домохозяйств в каждой из указанных зон. При этом для анализа были отобраны домохозяйства одного из среднестатистических районов от каждой зоны (по 200 домохозяйств от района). Среди равнинных домохозяйств рассматривалось экономическое поведение домохозяйств Бабаюртовского района, среди предгорных районов — Табасаранского района, среди горных районов - Ботлихского района.

Сбор данных был проведен опросным методом, дня чего были разработаны  анкеты, отражающие доходные и расходные  характеристики домохозяйств, их сбережения. После проведения анализа по каждому  домохозяйству данные были проанализированы и на их основе выведены средние  показатели по каждой зоне.

Обследование показало, что  самый большой средний размер домохозяйства в Ботлихском районе — 6 чел. В Бабаюртовском и Табасаранском районах несколько ниже, но также значителен (4 и 5 чел. соответственно). Одной из причин этого является довольно высокий вес больших домохозяйств, где совместно проживают старшее, среднее и младшее поколение. Среднее количество детей также самое высокое в Ботлихском районе (4,9 чел.), что намного превышает средние показатели по России. От общего числа населения дети составляют около 35 %. Это, в свою очередь, говорит о большой социальной нагрузке районов.13

       Значительное увеличение заработной платы в бюджетной сфере явилось бы мощным толчком к старту процесса повышения оплаты по труду, который бы неизбежно привел к поднятию заработной платы на предприятиях и организациях всех форм собственности. Основные идеи, позволяющие повысить доходы занятых в отраслях социально-культурной сферы, заключается, наряду с переходом к отраслевым системам оплаты труда работников всей бюджетной сферы, в отражении в системе оплаты труда территориальных различий в уровне жизни регионов, проведении систематизации и унификации стимулирующих выплат к основной тарифной сетке в рамках отрасли социальной сферы, то есть достижение единого подхода к применению выплаты над тарифной части оплаты труда в рамках одной отрасли, в стремление к дифференциации источников финансирования. Принцип применения отраслевых систем оплаты труда, прежде всего, связан с дифференциацией заработной платы в зависимости от отрасли социальной сферы, сложности выполняемой работы, уровня образования, квалификации и специального стажа работников. Перечисленные рекомендации следует дополнить предложением о дополнительной оплате труда руководителей предприятий бюджетной сферы, на основе перевода работников на индивидуальные условия оплаты труда и заключение с ними срочных трудовых договоров для повышения качества управления.

Необходимо обеспечить жесткую взаимосвязь уровня оплаты труда работников, государственных служащих, руководителей всех уровней от производственных показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций. Для работников бюджетной сферы предлагается реализовать введение «рамочных» должностных окладов, то есть определенный диапазон в виде процентного отклонения от оклада. Целесообразно также принятие ряда нормативных документов с рекомендациями об организации системы заработной платы в организациях, для более эффективного использования надбавок и доплат, а также и «рамочного» подхода. В качестве критерия можно использовать такие показатели как квалификация работника, выполнение сложных ответственных работ, совмещение профессий, сверхнормативные нагрузки, конечные итоги деятельности фирм.

Одним из источников доходов домохозяйства являются также операции с имуществом - это сделки с недвижимостью (квартирами, дачами, земельными участками и т.д.). Но здесь существует огромная степень риска и ее нужно учитывать, потому, как порой вместо ожидаемых доходов можно получить нежданные расходы.

В ходе реформирования страны все большее значение приобретает  капитализация денежных накоплений населения, как средство извлечения дополнительных доходов и защиты от инфляции временно свободных средств. Денежные накопления достигают 20% величины всех доходов домохозяйств (семей). К настоящему времени в Российской Федерации  сложились четыре основные формы их использования: это вложения в личное имущество; банковские вклады; покупка ценных бумаг и покупка иностранной валюты.14

Значительную долю в доходах  домохозяйств (семьи) составляют пенсии и различные пособия. Основную часть пенсий и пособий, получаемых населением, выплачивает государство. Поэтому каждый получатель пенсий и пособий должен хорошо знать социальное законодательство, чтобы контролировать правильность начисления причитающихся ему выплат и в полной мере пользоваться предоставленными ему правами и льготами.

Кроме государственных, члены  домохозяйства (семьи) могут получать пособия и другие выплаты социального  характера из фондов экономического стимулирования со своего места работы. Вид пособия, его размер и условия  предоставления полностью определяет само предприятие, исходя из своих возможностей, социальной защищенности работников и  других соображений.

В системе государственной  поддержки малого предпринимательства предлагается:

  • особое внимание уделить задаче улучшения начальных, стартовых условий создания семейных предприятий, стержнем которой является становление института собственности, который является источником формирования мотивов экономической активности;
  • разработать упрощенные процедуры ликвидации неудачно начатого или несостоявшегося бизнеса;
  • обеспечить поддержку наиболее важных сфер предпринимательской активности по принципу приоритетности определенных секторов экономики, в том числе созданием благоприятных условий предоставления кредитов; налоговые льготы, особенно мелкому рисковому капиталу; другие формы поддержки вплоть до предоставления малому бизнесу весомого места в государственных контрактах;
  • развитие финансовой инфраструктуры, внедрение финансовых технологий, направленных на стимулирование частного предпринимательства.

Наиболее эффективные инструменты регулирования доходов домохозяйств связаны с реализацией налоговой политики.

Предлагается не облагать домашние хозяйства с уровнем дохода, размер которых меньше прожиточного минимума. Основным направлением такой ориентации следует считать повышение стандартного вычета из дохода работника до размера прожиточного минимума, рассчитанного как региональный минимальный размер оплаты труда (РМРОТ), а также увеличение вычета на детей. В условиях высокой инфляции необходимо сокращать базу налогообложения индивидуальных доходов на фактическую инфляцию. Это может стать эффективным инструментом защиты реальных доходов малообеспеченных слоев населения и домохозяйств с низким уровнем дохода.

Необходимо возродить  стимулирующую функцию налогов. Это достижимо путем использования  специальных целевых налоговых  льгот, предоставляемых малым предпринимателям со строго обозначенными условиями  использования. Система льгот может  включать:

  • отсрочку платежа налога с требованием обязательного использования всей или части высвобождаемой суммы на определенные цели: развитие производства, повышение фонда оплаты труда, и др.; окончательный возврат средств в бюджет может осуществляться с взиманием процента равного размеру официальному индексу инфляции за период отсрочки;
  • льготы, предоставляемые в индивидуальном порядке, по налогообложению средств, направленных на выполнение важных целевых социальных программ, определенных государственных заказов и услуг населению.

Особое внимание необходимо уделить группе российских домохозяйств с устойчиво низким уровнем доходов – пенсионерам. Одним из способов повышения доходов пенсионеров является эффективная накопительная система, институциональной основой которой являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Однако нормы налогового законодательства относительно деятельности НПФ в качестве страховщиков несовершенны, что оказывает негативное воздействие на проведение пенсионной реформы. Во-первых, изъятие части инвестиционного дохода в виде налогов снижает размер дохода в накопительной части трудовой пенсии. Во-вторых, Пенсионный фонд России и НПФ должны быть поставлены в равные условия: средства пенсионных накоплений и инвестиционный доход, находящиеся и в ПФР, и в НПФ не должны облагаться налогами. В-третьих, в современных условиях налогообложение страховых взносов следует признать недопустимым. Исходя из этого, рекомендуется внесение поправок в Налоговый кодекс РФ, уточняющих, что налогообложение средств пенсионных накоплений не осуществляется.

Информация о работе Финансы домохозяйств и их специфика