Финансы домохозяйств (населения) и их роль в современной экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить роль домашних хозяйств в современных финансовой системы России
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
осветить сущность, функции и роль финансов домашних хозяйств;
провести анализ состава, динамики и структуры бюджета домашних хозяйств.
рассмотреть основные направления государственной социальной политики РФ в области поддержки домашних хозяйств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………...4
1.1 Экономическая сущность, функции и роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны…………………………………...4
1.2 Состав и кругооборот финансовых ресурсов домашних хозяйств……………………………………………………………………….9
АНАЛИЗ СОСТАВА, ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ………………………………………………..15
2.1 Основные источники денежных доходов и расходов и расходов домашних хозяйств, их классификация…………………………………..15
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов домашних хозяйств……………………………………………………………………..26
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ…………………………………………………………………..28
3.1 Особенности социально-экономической ситуации в РФ и потребительское поведение домашних хозяйств………………………...28
3.2 Стратегические мероприятия по активизации деятельности домашних хозяйств………………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 181.38 Кб (Скачать файл)

Таким образом, если говорить о краткосрочной перспективе, мы имеем адекватную реакцию домашних хозяйств на изменившиеся экономические  условия, активизацию их деятельности, позволяющую населению выдержать  и преодолеть трудности переходного  периода. Что касается долгосрочной перспективы, то в качестве положительного момента можно назвать лишь упомянутый выше процесс формирование среднего класса.

В целом же имеющее место  снижение качественных характеристик  населения, расходование большей части  общественных, семейных и индивидуальных ресурсов на цели выживания в ущерб  целям развития могут иметь далеко идущие негативные последствия.

Для количественного отражения  зависимости между динамикой  доходов или цен и уровня потребления  отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, которые  показывают, насколько изменяется уровень  потребления при изменении среднедушевого дохода (или цены) на 1%:

, (2)

где  и  - уровень потребления соответственно в базисном и отчетном периоде;

-изменение уровня потребления  в отчетном периоде по сравнению  с базисным;

и  - среднедушевой доход (или цена товара) соответственно в базисном и отчетном периоде;

- изменение среднедушевого дохода (цены товара) за истекший период.

Выборочные бюджетные  обследования в России являются важнейшим  источником статистической информации для изучения региональных различий в уровне жизни населения. Материалы  таких обследований позволяют анализировать  уровень жизни низкодоходных  групп населения, а также используются при разработке бюджетов прожиточного минимума.

 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ  РФ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ДОМАШНИХ  ХОЗЯЙСТВ

3.1 Особенности  социально-экономической ситуации  в РФ и потребительское поведение  домашних хозяйств

В настоящее время на рынке  труда в целом складывается благоприятная  обстановка. Ситуация с занятостью населения, для которой характерны сезонные колебания, по сравнению с  началом года улучшилась. Согласно данным выборочных обследований по проблемам  занятости, численность занятых  в экономике имела тенденцию  к увеличению и с начала года возросла на 2 млн. человек с 67,6 до 69,6 млн. человек. По оценке Росстата, численность экономически активного населения к концу августа текущего года составила 75 млн. человек, или около 52% от общей численности населения.

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, по сравнению  с началом текущего года уменьшилась  на 413 тыс. человек и  в августе составила 5,4 млн. человек, или 7,2% экономически активного населения по сравнению с 7,9% в январе 2008 года. К концу года, когда закончится действие сезонного фактора, ожидается некоторое увеличение численности безработных.

Численность официально зарегистрированных безработных в августе 2008 г  по сравнению с началом года уменьшилась на 132 тыс. человек, по сравнению с августом 2005 г. - на 59 тыс. человек и составила 1,7 млн. человек, или 2,3% экономически активного населения.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию) по сравнению с началом года уменьшился с 2,6 до 1,7. Число свободных рабочих  мест, предложенных работодателями службам  занятости, увеличилось с 798 тыс. в  начале года до 1152 тысячи, что привело  к сокращению нагрузки незанятого населения  на 1 вакансию.

Среднемесячная начисленная  заработная плата по предварительным  данным Росстата, в августе 2008 г. составила 10900 рублей и возросла по сравнению  с августом 2007 г. на 25,2 процента. Реальная начисленная заработная  плата за август т.г. относительно августа 2008 года составила  114,2 процента.

По-прежнему серьезной проблемой  остается наличие задолженности по выплате заработной платы.

По данным, полученным от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства, суммарная задолженность  по заработной плате по кругу наблюдаемых  видов экономической деятельности на 1 сентября 2008 г. составила 4785 млн. рублей и снизилась  по сравнению с 1 августа 2008 г. на 7,9 процента.

Задолженность из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней по кругу  наблюдаемых видов экономической  деятельности на 1 сентября 2008 г. составила 231 млн. руб. и сократилась по сравнению  с 1 августа 2008 г. на 18 млн.руб., или на 7,4%, ее доля в общем объеме просроченной задолженности по заработной плате составила 4,8%. По сравнению с 1 сентября 2007 года она снизилась на 529 млн. руб., или в 3,3 раза.

Задолженность из-за отсутствия собственных средств организаций  за август т.г. снизилась на 394 млн. руб., или на 8% и составила на 1 сентября 2008 г. 4554 млн. рублей.

Из общей суммы просроченной задолженности 925 млн. руб. (19,3%) приходится на задолженность, образовавшуюся в 2007 г., 718 млн. руб. (15%) – в 2006 г. и ранее.

За июль-август 2008 г. цены на продовольственные товары повысились на 0,4%, в то время, как год назад отмечено снижение цен на 0,7%, что в значительной мере связано с повышением оплаты труда бюджетников, пенсий и др. в конце I полугодия 2008 г

. В целом за январь-август 2008 г. прирост цен на продовольственные  товары составил 7,4% против 7,8% год  назад, при этом прирост цен  на данную группу товаров выше  темпов инфляции (год назад прирост  цен был ниже инфляции), что  связано с недостатком предложения  ряда продуктов, а также высоким  монополизмом в сфере реализации  сельскохозяйственных и продовольственных  товаров на региональных рынках.

. Вклад повышения цен  на продовольствие внес в инфляцию 3,2 п.п., или 45% (за январь-август 2008 г. – 3,3 п.п., или 40 процентов).

Цены на рынке непродовольственных  товаров выросли за январь-август 2008 г. на 3,5% (год назад – на 3,4%), что в 2 раза ниже общих темпов инфляции. В отличие от рынков продовольственной  продукции здесь значительно  выше динамика предложения и сильнее  конкуренция. Вклад в инфляцию роста  цен по данной группе товаров составил 1,2 п.п. (за январь-август прошлого года  - 1,3 процентных пункта).

Повышение цен (тарифов) на платные  услуги населению в текущем году, составившее за январь-август 11,5% (против 17,4% год назад), оказало меньшее  воздействие на инфляцию, чем в  прошлом году, что стало результатом  принятых в конце 2007 года мер по ограничению  роста тарифов ЖКХ в текущем  году. Вклад роста тарифов на платные  услуги населению в инфляцию за восемь месяцев 2008 года снизился до 1,5 п.п. против 2,4 п.п. год назад .

В отдельных секторах потребительского рынка динамика цен была следующей.

В августе 2008 г. наблюдалось  традиционное снижение цен на продовольственные  товары (в среднем на 0,5%) за счет сезонного  удешевления плодоовощной продукции  на 10% по мере увеличения поставок на рынок  продукции нового урожая. Вместе с  тем с начала года прирост цен  на плодоовощную продукцию на 21,6% выше, чем года назад (20,2 процента).

Снижение показателя изменения  цен на продовольственные товары в августе 2008 г. было меньшим, чем  в августе 2007 г. (99%) из-за повышения  темпов роста цен на остальные  продовольственные товары (без учета  плодоовощной продукции) – прирост  на 0,7%, так же как и в июле, существенно  превышающее ежемесячные темпы  прироста цен в апреле-июне текущего года (0,1-0,3 процента).

В августе 2008 г. прирост цен  на непродовольственные товары (на 0,8%) был в 2 раза выше ежемесячных  темпов прироста цен в предыдущие месяцы года. Ускорение темпов роста  цен связано с ростом цен на бензин, а также повышением темпов роста цен на большинство товарных групп.

3.2 Стратегические  мероприятия по активизации деятельности  домашних хозяйств

Опыт последних лет  с достаточной убедительностью  показал, что активизация деятельности домашних хозяйств в последние годы явилась одним из главных направлений  адаптации населения к новым  трудным условиям жизнедеятельности, сложившимся в результате происшедших  социальных и экономических преобразований.

Домашние хозяйства показали высокую жизнеспособность и устойчивость в самых тяжелых кризисных  обстоятельствах, в большой мере обеспечив выживаемость значительной части населения в этот период. В связи с этим всемирная поддержка  домашних хозяйств должна стать одной  из важнейших задач всей государственной  политики. При выработке политики в отношении домашнего хозяйства  необходимо принимать во внимание несколько  следующих важных положений.

Прежде всего, следует  иметь в виду, что политика в  отношении домашнего хозяйства  не может быть отделена от семейной политики. Такая политика не должна ограничиваться лишь методами терапии, т.е. методами социальной защиты семьи и помощи бедным семьям (что, само по себе, конечно, очень важно), но предусматривать новые возможности развития семьи, ее переустройства и адаптации в связи с конкретными условиями, сложившимися в нашей стране. Формируемая семейная политика должна исходить из признания того факта, что семейный родительский труд по содержанию и воспитанию детей не менее важен и общественно полезен, чем другие труда, и должен в той или иной форме вознаграждаться.

Стратегическими направлениями  по поддержке семьи и домашнего  хозяйства должны быть признаны: Обеспечение  условий для выполнения основных функций семьи, прежде всего, репродуктивной и вспомогательной;

  • Сокращение разрыва в благосостоянии семьи;
  • Последовательная институализация семьи, домашнего хозяйства и внутрисемейных отношений.
  • При этом социальная политика с ориентацией на семью предполагает реализацию двух главных принципов:
  • Создание условий для самостоятельных и активных действий населения по выживанию и включению в новые общественные отношения;
  • Организация реальной, конкретной помощи тем семьям, которые по объективным (не зависящим от них) причинам не могут самостоятельно подняться из нужды: речь идет о социально уязвленных группах населения, находящихся в экстремальных условиях. Здесь, прежде всего, имеют в виду различного рода возвратные кредиты на жилье, обзаведение, получение образования, организацию собственного дела, семейного бизнеса.

Важным направлением работы является ориентированная на семью  и дифференцированная политика доходов, налогов, льгот и кредитов. Поддержка  семьи в реализации ее основных общественных функций в условиях ограниченных ресурсов требует дифференцированного  подхода и адресной помощи в соответствии с количеством детей в семье, числом и соотношением трудоспособных и нетрудоспособных членов семьи, уровнем  доходов.

Работа в области дальнейшей последовательной институализации семьи должна предусматривать укрепление положения семьи в обществе среди других социальных институтов и в системе национального хозяйства, устранения подчиненного положения семьи по отношению к государству, заключение конституционного закрепленного общественного договора между семьей и государством. Политика в отношении непосредственно домашних хозяйств должна прежде всего предусматривать:

  • стимулирование и поддержку малого семейного бизнеса и индивидуально – трудовой деятельности (кредиты, налоговые льготы, правовая защита);
  • продолжение политики поддержки различных форм личных подсобных хозяйств – выделение подсобных участков, предоставление льготных тарифов на транспорте, освобождение от налогов;
  • обеспечение условий для укрепления и развития приусадебных крестьянских хозяйств (сельских домашних хозяйств): обязательное сохранение существующего сейчас для них «щадящего налогообложения», обеспечение сбыта товарной продукции, для чего потребуется экономическое и правовое симулирование деятельности различных закупочных, заготовительных, перерабатывающих государственных и коммерческих организаций и фирм, создание кредитных обществ, кооперативов по совместному использованию сельскохозяйственной техники и транспорта.

Определенные меры по поддержке  домашних хозяйств в области их сельскохозяйственной деятельности уже приняты. В «Методическом пособии по заполнению налоговых деклараций о совокупном годовом доходе» сказано, что в облагаемый налогом перечень совокупных доходов физических лиц не включается суммы доходов, полученные от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции пчеловодства, охотничьего собаководства, продукции, полученной от разведения диких животных и птиц, а также выращенной в этом хозяйстве продукции растениеводства и цветоводства в натуральном или переработанном виде.

Но помимо этих сугубо налоговых  льгот, которые, конечно, же очень важны, нужно предоставить домашним хозяйствам, занятым аграрной деятельностью, также и определенные кредитные льготы, необходимые им для своего развития, увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Например, такую льготу, как первоочередное и на выгодных условиях предоставление им кредитов для приобретения сельскохозяйственной техники, скота, семян, удобрений, для возведения ферм, других построек и т д. Необходимо создавать условия для развития кооперативов и фирм по обслуживанию фермерских и приусадебных крестьянских хозяйств.

Следует еще раз подчеркнуть  необходимость дифференцированного  подхода к налогообложению семей, занимающихся индивидуально – трудовой деятельностью, частным предпринимательством и семейным бизнесом, мелкой розничной  торговлей, а также осуществляющих сдачу в аренду жилья или предметов  длительного пользования, учитывать  их доходно – имущественный уровень, число детей и иждивенцев, сокращая налоги тем, чья деятельность является вынужденной и связана с необходимостью поддержания необходимого уровня потребления  семьи. При этом социальная политика с ориентацией на семью предполагает реализацию двух главных принципов:

Информация о работе Финансы домохозяйств (населения) и их роль в современной экономике РФ