Финансы домохозяйств (населения) и их роль в современной экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить роль домашних хозяйств в современных финансовой системы России
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
осветить сущность, функции и роль финансов домашних хозяйств;
провести анализ состава, динамики и структуры бюджета домашних хозяйств.
рассмотреть основные направления государственной социальной политики РФ в области поддержки домашних хозяйств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ……………………………...4
1.1 Экономическая сущность, функции и роль финансов домашних хозяйств в финансовой системе страны…………………………………...4
1.2 Состав и кругооборот финансовых ресурсов домашних хозяйств……………………………………………………………………….9
АНАЛИЗ СОСТАВА, ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ………………………………………………..15
2.1 Основные источники денежных доходов и расходов и расходов домашних хозяйств, их классификация…………………………………..15
2.2 Анализ динамики и структуры доходов и расходов домашних хозяйств……………………………………………………………………..26
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ…………………………………………………………………..28
3.1 Особенности социально-экономической ситуации в РФ и потребительское поведение домашних хозяйств………………………...28
3.2 Стратегические мероприятия по активизации деятельности домашних хозяйств………………………………………………………....31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 181.38 Кб (Скачать файл)

Кругооборот финансовых ресурсов домашнего хозяйства позволяет  удовлетворять им свои личные материальные и социальные потребности сегодня  и в будущем. Это дает возможность  несколько экономить государству  на социальных затратах в результате широкого распространения добровольного  пенсионного и медицинского страхования  в негосударственных специальных  фондах.

В современных условиях финансовые ресурсы домохозяйств играют важную роль как главный источник инвестиций в национальную экономику в результате мобилизации через кредитную  систему определенной части их сбережений и накоплений.

 АНАЛИЗ СОСТАВА,  ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА  ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

2.1 Основные источники  денежных доходов и расходов  домашних хозяйств, их классификация

Финансовые ресурсы формируют  бюджет домашнего хозяйства. По своему материальному содержанию бюджет домохозяйства - это форма образования и использования  фонда денежных средств домохозяйства. Он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и расходы, обеспечивающие их личные потребности. Средств семейного  бюджета постоянно не хватает  в связи с расширением потребностей. Недостаток средств бюджета, особенно в нашей стране, вынуждает участников домохозяйства помимо продажи рабочей силы на основном месте работы получения оплаты труда по трудовым договорам вести личное подсобное хозяйство, осуществлять индивидуально - трудовую, предпринимательскую деятельность, сдавать излишки своей недвижимости и предметы длительного пользования в аренду, приобретать и реализовывать ценные бумаги и т.д.

В рамках бюджета формируются  обособленные денежные фонды

Индивидуальные, предназначенные  для отдельных членов семьи и  используемые на приобретение различных  товаров, развлечения, учебу, медицинское  обслуживание и т.д.

Совместные, для покупки  товаров общего пользования (телевизора, холодильника и т.д.)

Накопления и обеспечения (резервный фонд), используемый для  будущих капитальных расходов (покупки  дома, квартиры, участка земли, средств транспорта, а также формирования первоначального капитала для коммерческой деятельности).

Потребность в создании фонда  накопления возникает не только для  приобретения товаров длительного  пользования, требующих больших  средств, для отдыха и дорогостоящего медицинского обслуживания, но также  для обеспечения достойной жизни  в старости.

В экономической зарубежной литературе различают постоянный и  временный доход домохозяйства. Постоянный - это доход, который, согласно ожиданиям человека, сохранится в  будущем. В стабильном экономическом  обществе к этому виду относят, как  правило, оплату трудовой деятельности. Временным считается доход, который  в будущем может исчезнуть, например, доход от ценных бумаг в связи  с прекращением деятельности акционерного общества. В России, когда общее  экономическое положение страны сохраняет черты неустойчивости, весь доход домохозяйства становится временным, трудно прогнозируемым.

Доход семейного бюджета  определяет объем потребления домохозяйства. Постоянный доход, размер которого не меняется из года в год, не вызовет  серьезных колебаний в его  потребительских расходах. В то же время временный доход может  оказать серьезное влияние на общий платежеспособный спрос страны. Его рост в отдельный период времени, создав дополнительные требования товаров  и услуг, осложнит ситуацию на рынке.

Государство оказывает существенное воздействие на объем бюджета  домашнего хозяйства, так как  в рыночной экономике оно полностью  интегрировано в общий кругооборот  материальных и денежных средств. Это  воздействие осуществляется:

  • через налоговую систему – домохозяйства платят налоги, сборы, пошлины и делают другие обязательные отчисления;
  • через оплату труда работников в государственном секторе;
  • через предоставляемые различные общественные блага и услуги;
  • через государственное ценообразование.

В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства  постоянно возникает проблема распределения  средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость  для каждой семьи планировать  бюджет, при этом основываясь на доходных источниках. Различают текущий (на месяц) и перспективный бюджет (на год). При определении доходной части бюджета учитываются все  возможные поступления, причем заемные  средства, как правило, исключаются. В расходах предусматриваются текущие  и капитальные затраты. Важным вопросом при планировании является определение  обязательного финансового резерва, который переходит из года год. При  исполнении бюджета члены домохозяйств, строго контролируют свои доходы и  рациональное в соответствии с намеченным бюджетом их использование, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо. Если доходные статьи превышают  расходные, излишек направляется в  резерв. В целом в условиях домашнего  хозяйства бюджетное планирование носит упрощенный характер.

Доходы домашнего хозяйства - часть национального дохода, создаваемая  в процессе производства и предназначенная  для удовлетворения материальных и  духовных потребностей членов хозяйства.

Доходы служат основным источником удовлетворения потребностей домашних хозяйств в потребительских товарах  и услугах, накопления и сбережения и обязательных платежей, т.е. осуществления  расходов. Неразрывная связь доходов  и расходов домашних хозяйств проявляется прежде всего в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопление и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Доходы домашних хозяйств можно разделять по различным  критериям. Прежде всего, можно выделить доходы в денежной и натуральной  форме. К последним относят продукты, полученные в личном подсобном хозяйстве.

Натуральные доходы можно  оценить по средним ценам реализации соответствующих товаров на рынке.

Под совокупными доходами понимают общую сумму денежных и  натуральных доходов по всем источникам их поступления с учетом стоимости  бесплатных или льготных услуг за счет социальных фондов.

Рассмотрим социальные и  страховые выплаты домашним хозяйствам.

Пенсии, пособия и другие социальные и страховые поступления  объединены и одну большую группу, поскольку основную их часть выплачивает  государство. Их начисление и выплата  в существенной степени зависит, поэтому от законодательных норм. В период рыночных преобразований в  нормативные акты законодателями внесено  большое количество изменений и  поправок. Этот процесс будет продолжаться, видимо, достаточно длительное время , в связи с чем нельзя механически воспринимать конкретные нормы страховых выплат, определения их бенефициаров (получателей) , приведенные в данном разделе. Вместе с тем следует отметить, что страховые и социальные поступления являются неоднородными. Можно выделить те из них, которые зависят напрямую или косвенно от трудового вклада работников. В первую очередь это относится к большей части пенсионных выплат , которую можно рассматривать как трудовые пенсии. Однако все же большая часть доходов, рассматриваемых в данном разделе, носят чисто «социальный» характер, поскольку они выплачиваются государством как средство поддержания минимального уровня жизни населения. Имеются выплаты, которые носят «промежуточный» характер между чисто безвозмездными связанными с трудовым вкладом их получателей. Речь идет о социальных выплатах которые предоставляются гражданам при условии, что они приобретут навыки , необходимые для последующей работы. Так большинство пособий по безработице выплачивается ограниченное время и по понижающимся ставкам, имея целью стимулирование безработного к обучению какой-либо специальности.

Отметим также, что развиваются  и негосударственные формы социальной помощи населению. Примером являются негосударственные  пенсионные фонды «НПФ». С одной  стороны, они расширяют возможности  населения получать более высокие  доходы в старости по сравнению с  минимумом, гарантированным государством. С другой стороны, НПФ выступают  в роли специфических институтов финансового посредничества, аккумулирующих сбережения населения для осуществления  долгосрочных инвестиций.

Наибольшее значение среди  страховых и социальных выплат имеют  пенсии. По действующему пенсионному  законодательству существуют четыре вида трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу  лет. Если гражданин имеет право  на разные пенсии, то назначается одна из них по выбору (за исключением  граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, имеющих право  на пенсию по старости либо за выслугу  лет и, кроме того, на пенсию по инвалидности).

Существуют также и  социальные пенсии для граждан, которые  не имеют по каким-либо причинам права  на получение пенсии в связи с  трудовой и иной общественно полезной деятельностью.

Пенсии по старости, или  по возрасту, являются наиболее распространенными. Они предоставляются с определенного  возраста (мужчины- с 60 лет, женщины- с 55 лет) и при наличии установленного трудового стажа (не менее 20 лет). Выдвигаются  предложения об увеличении минимального пенсионного возраста на пять лет. Устанавливаются  и категории граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом  на пять лет. Устанавливаются и категории  граждан с льготным трудовым стажем и пенсионным возрастом, например многодетные  матери инвалиды ВОВ, граждане, трудившиеся  на подземных работах, на работах  с вредными условиями труда и  др.

Законодательно определяются минимальный и максимальный размер пенсии по старости, а также соотношение  устанавливаемой пенсии при общем  трудовом стаже, равном требуемому для  назначения полной пенсии, устанавливается  на уровне трех минимальных размеров пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, назначенной в связи с  подземной работой, работой с  вредными условиями труда и в  горячих цехах,- трех с половиной  размеров. Пенсия по старости устанавливается в размере 55% заработка и, сверх того, 1% процента заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего требуемой для назначения пенсии однако общий размер пенсии не может превышать 75% заработка. Среднемесячный заработок, принимаемый для расчета пенсии по старости определяется за последние два года работы либо за любые пять лет работы подряд в течение всей трудовой деятельности.

Среди пособий наиболее распространены различные виды детских пособий, которые подразделяются на: пособие  по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Для населения, однако, более  существенное значение имеет показатель располагаемых доходов, или доходов, остающихся в распоряжении домашних хозяйств. Они образуются из совокупных доходов путем вычета налогов  и обязательных платежей. В общей  сумме располагаемые доходы населения  образуют часть валового внутреннего продукта, которая расходуется на потребление и накопление.

Номинальные доходы – доходы домашнего хозяйства за определенный период в денежной форме. При этом можно выделить начисленные номинальные  доходы и фактически полученные. Первые отличаются от фактических на величину начисленных в данном периоде, но не выплаченных доходов, а также  доходов, полученных в результате погашения  задолженности государства и  организаций за прошлые периоды. Различие между фактическими и начисленными доходами может быть весьма существенным, как это имело место в России в 90-х годах 20-го века в период массовой задержки с выплатой заработной платы. Для работников, естественно, большее  значение имеют фактические доходы.

Реальные доходы домашних хозяйств определяются двумя факторами  – располагаемыми доходами и ценами на товары и услуги. Они могут  быть адекватно выражены количеством  потребительских товаров и услуг, которое можно приобрести на фактически полученные номинальные доходы. Реальные доходы зависят от соотношения темпов роста располагаемых доходов  и индекса потребительских цен  за определенный период. Для домашних хозяйств реальные доходы, наряду с  размерами имущества и ранее  накопленных сбережений, входят в  число наиболее важных показателей, определяющих уровень их благосостояния.

Для оценки уровня жизни  населения субъектов РФ, Разработки и реализации региональных социальных программ, планирования темпов роста  заработной платы, пенсий, социальных пособий, а также составления  бюджетов используют понятия минимального потребительского бюджета (МПБ) и бюджета  прожиточного минимума (БПМ). Уровень  МПБ характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших  материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно – коммунальные услуги) и рассчитывается исходя из прожиточного (физиологического) минимума дифференцированно по основным социальным группам. С 1997 г. используется понятие прожиточного минимума как стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Таким образом, в понятии БПМ учтена также необходимость выплаты домашними хозяйствами обязательных платежей. В свою очередь, под потребительской корзиной понимается минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Информация о работе Финансы домохозяйств (населения) и их роль в современной экономике РФ