Финансы и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Содержание работы

1 Местные финансы 4
1.1 Формирование доходов местных бюджетов РФ 8
1.2 Использование местных бюджетов 11
2 Роль местных бюджетов в развитии муниципальных образований 13
3 Местные налоги и их характеристика 15
3.1 Налог на имущество граждан 17
3.2 Налог на землю 18
3.3 Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели 20
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Финансы реферат.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

Однако по объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории. Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

К регулирующим доходам относят отчисления:

  • от налога на добавленную стоимость;
  • от акцизов;
  • от налога на прибыль (доход) предприятий;
  • от налога на доходы физических лиц.

 

 

 

1.2 Использование местных бюджетов

 

Использование местных бюджетов денежных средств, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  местного самоуправления.

Расходная часть местных  бюджетов включает расходы, связанные  с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием  экономики и социальной сферы  административного района или города, установленные законодательством  РФ и законодательством субъекта РФ;

- осуществлением отдельных  государственных полномочий, переданных  органам местного самоуправления;

- обслуживанием и погашением  долга по муниципальным займам;

- обслуживанием и погашением  муниципального долга по ссудам.

Органы власти муниципальных  образований из средств местных  бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования (школ и дошкольных учреждений), здравоохранения, культуры и много других учреждений непроизводственной сферы.

Законом регламентируются взаимоотношения  местных органов власти с предприятиями, расположенными на их территории (взаимоотношения  строятся на договорной основе). Все  предприятия обязаны участвовать  в формировании местного бюджета. Они  должны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, финансировании по развитию системы – водоснабжения  и канализации.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств  местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять выпуск муниципальных  облигаций. Выпуск муниципальных облигаций  обеспечивается муниципальным имуществом и средствами местных бюджетов. Государство  не несет ответственности по долгам муниципального образования, а муниципальное образование не несет ответственности по обязательствам государства. Исполнение обязательств по муниципальным облигациям осуществляется за счет средств местной казны в соответствии с правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год. Предельно допустимая сумма долговых обязательств органов местного самоуправления не должна превышать 15% расходной части местного бюджета. Краткосрочные заимствования в любой форме не могут проводится до утверждения местного бюджета на текущий финансовый год.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают  право на получение и использование  бюджетных средств.

Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий  в соответствии с ассигнованиями, выделенными по бюджету. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета.

 

 

2 Роль местных бюджетов в развитии  муниципальных образований

 

Местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований  – административно-территориальных  образований (административных районов, поселков, городов).

Бюджет муниципального образования  – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Бюджеты муниципальных образований  являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований  возрастает в связи с расширением  прав местных органов власти в  соответствии с Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении".

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим:

- сосредоточение финансовых  ресурсов в бюджете муниципального  образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую  базу для реализации своих  полномочий в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  в которой записано: "Местное  самоуправление в Российской  Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов  местного значения, владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью".

- главная роль местных бюджетов - создание финансовой базы.

Формирование бюджетов муниципальных  образований, сосредоточение в них  денежных ресурсов дает возможность  муниципалитетам в полной мере проявлять  финансово-хозяйственную самостоятельность  в расходовании средств на социально-экономическое  развитие муниципальных образований. Местные бюджеты позволяют органам  муниципальной власти обеспечить планомерное  развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства. С помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

Имея, в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной власти могут увеличивать или уменьшать  нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях  непроизводственной сферы (школах, больницах  и др.)

Концентрируя часть финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что  кризисной является в экономике  страны инфляция, и настроенность  финансовой системы не позволяет  местным бюджетам проявлять в  полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный  дефицит (превышение доходов над  расходами).

Роль местных бюджетов в социальном и экономическом  развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение  органов местного самоуправления дополнительными  полномочиями по формированию доходов  местных бюджетов и их использованию.

 

 

3 Местные налоги и их характеристика

 

Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход  местных бюджетов и (или), устанавливаемые  местными органами власти и взимаемые  на подведомственной им территории. Местные налоги взимаются на всей территории Российской Федерации. К местным относятся следующие виды налогов:

- Налог на имущество с физических лиц. Сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

- Земельный налог. Порядок зачисления поступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле.

- Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора по налогу зачисляется в бюджет по месту их регистрации.

- Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели. Ставка сборов в год не может превышать размера 3 % от  установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда для физического лица, а для юридического лица - размера 3 % от годового фонда заработной платы, рассчитанного исходя из установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими представительными органами власти - местными Советами народных депутатов, а в поселках и сельских населенных пунктах - на собраниях и сходах жителей.

- Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5 % стоимости услуг по рекламе.

- Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Ставка налога - не выше 1,5 % от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

Суммы платежей по налогам  и сборам зачисляются в районные бюджеты районов, городские бюджеты  городов либо по решению районных и городских представительных органов  государственной власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты  посёлков и сельских населённых пунктов.

 

 

3.1 Налог на имущество граждан

 

Налог на имущество граждан  РФ исчисляется налоговым органом  по месту нахождения (регистрации) объектов налогообложения, при этом выписывается платежное извещение, которое направляется плательщику налога, с указанием  бюджетного счета, на который зачисляются  платежи по этому налогу. Некоторые  категории граждан имеют право  пользоваться льготой в соответствии с законодательными актами.

Местные органы власти имеют  право уменьшать размеры ставок и устанавливать дополнительные льготы по налогам.

Налог на строения, помещения  и сооружения уплачивается гражданами ежегодно по ставке 0,1 % от их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая  не определялась, - от стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой для расчета суммы, по государственному обязательному  страхованию исходя из оценки по состоянию  на 1 января каждого года.

Налог на транспортные средства взимается ежегодно в зависимости  от мощности мотора. Он исчисляется  ежегодно по состоянию на 1 января на основании сведений, предоставляемых  в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам  и другими организациями, осуществляющими  регистрацию транспортных средств.

Налоговые органы, исчислившие  налог на строения, помещения и  сооружения, а также налог на транспортные средства, вручают гражданам платежные  извещения на уплату указанных налогов  не позднее 1 августа.

За просрочку платежей налогов гражданами начисляется  пеня в установленном размере  с сумм недоимки за каждый день просрочки.

Обжалование действий налоговых  органов и должностных лиц  производится в порядке, предусмотренным  Налоговым Кодексом РФ, часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ, глава 19, статья 138 «Порядок обжалования»

3.2 Налог на землю

 

Использование земли в  Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются: земельный налог, арендная плата, нормативная  цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным  налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки  и выкупа земельных участков в  случаях, предусмотренных законодательством  РФ, а также для получения под  залог земли банковского кредита  устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога являются, организации, граждане РФ, которым  предоставлена земля в собственность, владение, пользование или в аренду на территории России.

Земельный налог взимается  в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади .Ставки земельного налога утверждаются местными органами государственной власти исходя из средних ставок, установленных Законом РФ "О плате за землю", которые дифференцируются по зонам различной ценности. При этом общая сумма земельного налога, исчисленная исходя из средних ставок, должна быть равна сумме налога, исчисленного исходя из конкретных ставок, установленных местными органами государственной власти в каждой территориально-оценочной зоне. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

Налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, общественным, кооперативным и индивидуальным) в границах городов и поселков городского типа, исчисляется юридическим  лицам и гражданам размере 3 % ставки земельного налога, установленной городскими и поселковыми органами власти для  соответствующих зон данного  города или поселка.

Ответственность за правильность исчисления и своевременность уплаты налога за земельные участки, предоставленные  юридическим лицам, возлагается  на их руководителей. В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется  пеня в размере, установленном законодательством, с суммы недоимки за каждый день просрочки.

Информация о работе Финансы и бюджетная система