Финансы и бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое и социальное развитие территорий.

Содержание работы

1 Местные финансы 4
1.1 Формирование доходов местных бюджетов РФ 8
1.2 Использование местных бюджетов 11
2 Роль местных бюджетов в развитии муниципальных образований 13
3 Местные налоги и их характеристика 15
3.1 Налог на имущество граждан 17
3.2 Налог на землю 18
3.3 Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели 20
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

Финансы реферат.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 2

1 Местные  финансы 4

1.1 Формирование  доходов местных бюджетов РФ 8

1.2 Использование  местных бюджетов 11

2 Роль местных  бюджетов в развитии муниципальных  образований 13

3 Местные  налоги и их характеристика 15

3.1 Налог на  имущество граждан 17

3.2 Налог на  землю 18

3.3 Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели 20

Заключение 21

Список литературы 22

 

 

 

Введение

 

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные (региональные) финансы, которые охватывают региональные бюджеты, бюджеты административно-территориальных  единиц и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения региональных потребностей. Региональные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения. Местные (региональные) финансы – это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальных доход на экономическое  и социальное развитие территорий.

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к местным. Поэтому роль региональных и местных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина региональных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через региональные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления региональным органам власти средств, для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения. За счет средств региональных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и  высшие учебные заведения, крупные  объекты здравоохранения, мероприятия  по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью региональных финансов государства осуществляют выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для этого разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом региональным бюджетам выделяются отчисления от государственных налогов, но чаще всего субвенции, то есть финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.)

Цель реферата – проанализировать роль местных бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований, изучить местные налоги, их характеристику.

Задачи исследования:

    • изучить формирование доходов местных бюджетов, их использование;
    • определить роль местных бюджетов в развитии муниципальных образований;
    • выделить основные местные налоги, дать им характеристику.

 

1 Местные финансы

 

Местные финансы - совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов местного значения.

Региональные (местные) финансы  – это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий.

Формирование и использование  местных финансов осуществляются в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", "Бюджетным кодексом Российской Федерации", а также другими  федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют развитию местных финансов:

- регулируют отношения  между бюджетами субъектов Российской  Федерации и местными бюджетами,  а также между федеральным  бюджетом и местными бюджетами  - в рамках федеральных целевых  программ;

- участвуют в решении  вопросов местного значения путем  выполнения федеральных целевых  программ и региональных программ;

- распределяют средства, выделяемые для финансирования  федеральных целевых программ  и региональных программ и  иных мероприятий, между муниципальными  образованиями, осуществляют контроль  за эффективным и целевым использованием  этих средств;

- разрабатывают государственные  минимальные социальные стандарты,  устанавливают социальные нормы;

- оказывают методическую  помощь органам местного самоуправления  в работе по формированию и  исполнению местных бюджетов;

- осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Государство предоставляет  органам местного самоуправления определенные финансовые гарантии, необходимые для  обеспечения эффективной деятельности. В целом, содержанием финансовых гарантий органам местного самоуправления является процесс формирования доходов  муниципальных образований, порядок  их распределения и контроль за использованием. Важнейшей гарантией является гарантия финансовой самостоятельности, проистекающая из распределения власти и полномочий в государстве. Гарантия финансовой самостоятельности в вопросах местных органов власти включает в себя наличие собственных источников доходов и независимое ведение бюджета под правовым контролем вышестоящих уровней власти. В интересах государства на финансовую самостоятельность местных органов власти накладываются необходимые ограничения. Могут устанавливаться определенные ограничения на отдельные параметры местных бюджетов, например, максимальный объем заимствований. Также устанавливаются пределы полномочий местных властей взимать налоги. Однако ограничения финансовой самостоятельности муниципальных образований не должны препятствовать эффективному функционированию местной финансовой системы. От того, насколько эффективно финансовое управление на уровне местного самоуправления, во многом зависит своевременность выплаты заработной платы, наличие электричества, воды и тепла в домах, т.е., фактически, все вопросы жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге - социальная стабильность.

В процессе управления муниципальными финансами выделяется несколько  функций. На первоначальном этапе на основе данных финансового анализа  проводится финансовое планирование. Одновременно в соответствии с действующим бюджетным процессом осуществляется работа по формированию бюджета. Следует отметить, что данные функции не должны осуществляться одним и тем же структурным подразделением органов местного самоуправления, так как в таком случае долгосрочные интересы развития муниципального образования будут подчинены сиюминутным интересам. Также для эффективного управления финансами необходимы контрольно-ревизионные органы, занимающиеся проверкой расходования бюджетных средств соответствующими бюджетными органами, а также достоверность и точность данных, предоставляемых органами финансового планирования.

Финансовое планирование является одной из важнейших функций  управления финансами. Подготовку и  согласование финансовых планов осуществляют исполнительные органы местного самоуправления, на основе приоритетов, установленных  законодательным органом местного самоуправления. Приоритеты определяются на основе анализа текущего состояния  и перспектив развития муниципального образования. Разработку финансового  плана целесообразно проводить  параллельно с бюджетом, так как  это позволяет своевременно учитывать  и согласовывать возникающие  корректировки.

Финансовое планирование подразделяется на перспективное и текущее. На стадии перспективного планирования определяются основные стратегические направления и приоритеты развития. При этом перспективные планы должны ежегодно корректироваться в соответствии с произошедшими изменениями.

Важнейшим элементом финансового  управления органов местного самоуправления является бюджет. Необходимость составления  местных бюджетов обусловлена наличием собственных предметов ведения, требующих осуществления хозяйственной  деятельности.

С развитием местного самоуправления для повышения эффективности  деятельности возникла необходимость  разработки и использования самостоятельных местных бюджетов - утверждаемых нормативным актом планов финансовой деятельности на определенный период, представляемых в форме описи расходов и доходов, сгруппированных по определенным признакам. Формирование и исполнение местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно принципу самостоятельности бюджетов муниципальных образований, местные органы власти имеют право осуществлять бюджетный процесс, который представляет собой планирование, утверждение, исполнение и оценку результатов исполнения бюджета. Представительные органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют:

- установление порядка  составления и рассмотрения проектов  местных бюджетов, утверждения и  исполнения местных бюджетов, осуществления  контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

- составление и рассмотрение  проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определение порядка  направления в местные бюджеты  доходов от использования муниципальной  собственности, местных налогов  и сборов, иных доходов местных  бюджетов;

- определение порядка  и условий предоставления финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  местных бюджетов;

- предоставление финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  местных бюджетов;

- определение порядка  осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление муниципальных  заимствований и управление муниципальным  долгом.

 

 

1.1 Формирование доходов местных  бюджетов РФ

 

Формирование местных  бюджетов должно осуществляться путем  применения единой методологии, государственных  минимальных социальных стандартов, социальных норм, нормативов минимальной  бюджетной обеспеченности, устанавливаемых  органами государственной власти. Составление  проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов осуществляются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации и бюджетной  классификацией субъекта Российской Федерации.

Доходная часть местных  бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений и регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотаций, субвенций, средств фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам местных  бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных  налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются  налогоплательщиками в местные  бюджеты.

К другим собственным налогам  местных бюджетов относятся:

- доходы от приватизации  и реализации муниципального  имущества;

- не менее 10% доходов  от приватизации государственного  имущества, находящегося на территории  муниципального образования, проводимой  в соответствии с государственной  программы приватизации;

- доходы от сдачи в  аренду муниципального имущества,  включая аренду нежилых помещений  и муниципальных земель;

- платежи за пользование  недрами и природными ресурсами,  установленные в соответствии  с законодательством РФ;

- штрафы, подлежащие перечислению  в местные бюджеты в соответствии  с федеральными законами и  законами субъектов РФ;

- государственная пошлина,  установленная в соответствии  с законодательством РФ;

- не менее 50% налога  на имущество предприятий (организаций);

- подоходный налог с  физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью  без образования юридического  лица.

К собственным доходам  местных бюджетов относятся также  доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней  и закрепленные за муниципальными образованиями  на постоянной основе. К ним относятся:

- часть подоходного налога  с физических лиц в пределах  не менее 50% в среднем по  субъекту РФ;

- часть налога на прибыль  организаций в пределах не  менее 5% в среднем по субъекту  РФ;

- часть налога на добавленную  стоимость по товарам отечественного  производства (за исключением драгоценных  металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного  фонда драгоценных металлов и  драгоценных камней РФ);

- часть акцизов на спирт,  водку и ликеро-водочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту РФ;

- часть акцизов на остальные  виды подакцизных товаров (за  исключением акцизов на минеральные  виды сырья, бензин, автомобили, импортные  подакцизные товары) в пределах  не менее 10% в среднем по  субъекту РФ.

Информация о работе Финансы и бюджетная система