Финансы и инфляция: взаимосвязь и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение понятия инфляции и всех сопутствующих ему понятий, рассмотрение особенностей инфляционных процессов экономике, выявление ошибочных действий при снижении уровня инфляции , разработка предложений и рекомендаций по наиболее безопасному снижению уровня инфляции (с использованием примеров инфляционной политики других стран).
Для раскрытия темы определены следующие основные задачи:
- исследовать историю появления инфляции;
- исследовать природу и свойства инфляционных процессов, уточнить их понятия, дать сравнительную характеристику их видам;
- рассмотреть систему инфляционных показателей и факторов, обуславливающих те или иные последствия для экономики страны, классифицировать и раскрыть их взаимовлияние;

Файлы: 1 файл

Курсовая жулдаз.docx

— 70.35 Кб (Скачать файл)

Единственный действующий  в настоящее время правовой акт  — Указ Президента РК, в соответствии с которым к предприятиям и  организациям, нарушившим нормы законодательства о государственном регулировании  цен (тарифов), применяются санкции  в виде взыскания всей суммы излишне  полученной выручки и штрафа в  таком же размере. Новым Кодексом об административных правонарушениях  установлен штраф с юридических  лиц в размере от 400 до 500 минимальных  размеров оплаты труда.

Следствием установления государственного регулирования цен  является ограничение дохода, который  может быть получен в результате производства (реализации) отдельных  видов продукции (услуг). Нарушение  государственной дисциплины цен  ведет к получению дохода за счет других лиц, интересы которых охраняет государство, ограничивая цены. Поскольку  взыскание всей суммы излишне  полученной выручки не относится  к штрафам за административное правонарушение, применение такой санкции в соответствии с требованиями Гражданского кодекса  должно быть установлено соответствующим  законом.

Причины нарушения ценового законодательства имеют субъективный и объективный характер. К объективным  можно отнести отсутствие единой концепции государственной ценовой  политики, наличие множества законов  и подзаконных актов, регламентирующих отдельные вопросы ценообразования. Одной из главных субъективных причин является отсутствие правового регулирования  ценовой и контрольной деятельности.

Законность в сфере  контроля за ценами могла бы быть обеспечена введением единых правовых норм, критериев  и стандартов государственного регулирования  цен, а также функций государственных  органов, осуществляющих контроль за реализацией  законодательства о регулировании  цен.

 

2.2 Анализ влияния  инфляционных процессов в Республике  Казахстан за 2009-2011 гг.

Инфляция проявляется  как уже отмечалось выше, в повышении  общего уровня цен в стране. Существенной особенностью инфляции является ее отражение  в деформированном состоянии  рынка в Казахстане. Неготовность большинства структур единого народнохозяйственного  комплекса к восприятию форм и  методов рыночного самоуправления привела к результатам, обратным и ожидаемым.

 Инфляция в Казахстане  развивается в обстановке резкого  спада производства. Важной особенностью  развития инфляции в республике  является высокая степень монополизма  в экономике, что связано с  наличием крупных предприятий,  работавших на потребности экономики  Советского Союза. Крупные сырьедобывающие,  металлургические, химические, машиностроительные  предприятия не имеют аналогов  в республике и не создают  конкурентной среды, присущей  рынку. Следующей особенностью  является сырьевой характер народного  хозяйства Казахстана, что обусловливает  зависимость внутреннего рынка  по потребительским товарам от  внешних рынков. В данном случае  инфляция генерируется за счет  двух составляющих.

 Развитию инфляции  в Казахстане также способствовало  поспешное проведение таких финансовых  и социальных мероприятий, как  введение новых налогов, вызывающих  инфляционный эффект – налога  на добавленную стоимость с  первоначальной ставкой в 28 %, акцизов, экспортных и таможенных  пошлин, отчислений средств, включаемых  в себестоимость продукции, в  Фонд преобразования экономики,  Государственный фонд содействия  занятости населения, резкое увеличение  отчислений на социальное страхование.  Налог на добавленную стоимость  в странах с развитой рыночной  экономикой служит инструментом  сдерживания излишнего инвестиционного  спроса, переключение его на потребительский,  чтобы не допустить кризиса  перепроизводства. В январе годовой уровень инфляции в Казахстане увеличился  до 6,6%, в то время, как на конец 2012 года он составлял 6%. Г-н Марченко, который в этом году прогнозирует инфляцию на уровне 6-8%, сказал, что недавний рост инфляции был обусловлен эффектом ее низкой базы в предыдущем году, и поэтому он не видит необходимости в ужесточении монетарной политики.

"Последние несколько  лет в Казахстане монетарные  факторы не играют роли. Мы  не включаем лишний раз печатный  станок, - сказал он. - Инфляция в  РК вызвана структурными проблемами, отсутствием конкуренции либо  инфляцией за рубежом. Если  она начнет расти, мы должны  использовать все возможные меры: налогово-бюджетную политику, структурные  решения проблем, усиление конкуренции". «По официальным данным Агентства  Республики Казахстан по статистике, у нас инфляция за год составила  6%. У нас же несколько лет  действует прогнозный среднесрочный  коридор 6-8%. Хорошая новость, что  инфляция находится в самом  низу этого прогнозного коридора», - сказал Григорий Марченко.

 По словам главы  Нацбанка, формирование инфляции  в 2012 году происходило на фоне  значительного удорожания платных  услуг, которые за этот период  выросли в цене на 9,3%. Продовольственные  товары стали дороже на 5,3%, непродовольственные  товары - на 3,5% .

 «Основной причиной  роста цен в 2012 году, был рост  цен на услуги», - пояснил Марченко.

Согласно данным Агентства  по статистике, в 2012 году среди продовольственных  товаров больше всего подорожали мясо и мясопродукты на 9,5%, в том  числе свинина - на 12,8%, баранина - на 11,6%, говядина - на 11,1%, конина - на 10,8%, мука - на 7,6%, макаронные изделия - на 7,5%, рыба и морепродукты - на 5,7%, кондитерские изделия - на 5,0%, фрукты и овощи - на 4,8%. Среди продовольственных товаров  стали дешевле крупы на 27,0%, сахар - на 2,1%, масла и жиры - на 0,2%.

 В группе непродовольственных  товаров за 2012 год выросли цены  на одежду и обувь на 4,4%, в  том числе на ткани - на 5,1%, верхнюю  одежду - на 4,3%, а также на медикаменты  - на 2,7%. Стоимость бензина выросла  на 2,4%, дизельного топлива - на 3,0%.

 В структуре платных  услуг в 2012 году оплата за  услуги жилищно-коммунальной сферы  подорожала на 8,2%. При этом оплата  за горячую воду выросла на 10,8%, электроэнергию - на 10,1%, центральное  отопление - на 9,3%, сбор мусора - на 8,0%, холодную воду - на 5,9%. Также выросли  цены на услуги связи - на 12,2% (за счет удорожания почтовых  услуг - на 56,5%, услуг телефонной  и факсимильной связи - на 11,2%), на услуги транспорта - на 12,0%, в  том числе автомобильного транспорта - на 13,7%, воздушного транспорта - на 8,6%, железнодорожного транспорта - на 8,3%, а также на услуги образования  - на 11,0%.

Все права защищены.

При использовании материалов BNews.kz в любых целях, кроме личных, гиперссылка на веб-сайт BNews.kz обязательна.

При использовании материалов BNews.kz:

- в печатных изданиях  или в иных формах на материальных  носителях - бумага, пленка и т.п., пользователь обязан в каждом  случае указывать, что источником  материалов является веб-сайт  www.bnews.kz;

- в Интернете или иных  формах использования в электронном  виде, пользователь в каждом случае  использования обязан размещать  гиперссылку на главную страницу  веб-сайта BNews.kz «www.bnews.kz».

 

2.3 Контуры антиинфляционной политики на перспективу.

 

 Преодоление инфляции  остается одной из главных  задач антикризисной стратегии.  При ее решении необходимо  учитывать причины и последствия  инфляции, кто при этом несет  основные тяготы и потери, а  также влияние разрабатываемых  мер на другие элементы антикризисной  стратегии, прежде всего на  производство и занятость. Уменьшение  темпов инфляции до относительно  «безопасного» уровня (15-20% за год,  или 1-2% в месяц) без сокращения  производства и падения жизненного  уровня населения возможно лишь  при повышении эффективности  производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты  поэтапно, в течение длительного  времени.

 В первые пять лет (2009 - 2013 гг.) угроза инфляции остается критически острой. От степени ее снижения в решающей мере зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса (рост доходов, потребления и инвестиций), отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности, - фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. В ней к тому же возрастет «спросовая» компонента. На это накладываются инфляционные ожидания, стимулируемые сменой курса экономической политики. Важным моментом является такой институциональный фактор: наличие мощных «групп лоббирования» в структурах исполнительной и законодательной Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии с очевидными нега­тивными социальными, экономическими и политическими последствиями. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:

- предсказуемость динамики  инфляции: нельзя допустить ее ускорения больше 3-5% в среднем за месяц в 2009 – 2010  гг.;

- создание институциональных  и финансовых предпосылок для  сокращения инфляционного потенциала: в частности, необходимо разорвать  инфляционную спираль «удорожание  затрат - повышение цен» - в этом  активную роль должно сыграть  государство.

 В 2010 - 2012 гг. расширение  конечного спроса потребует особого  усиления антиинфляционных действий  для того, чтобы удержаться на  траектории плавного сокращения  инфляции. В это время ключевой  целью антиинфляционной политики  становится снижение инфляции  до уровня, не препятствующего  росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения  этих задач необходимо осуществить  комплекс мер, направленных на  сдерживание и регулирование  всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

1. С целью стабилизации  ценовых ожиданий следовало бы  регулярно устанавливать ориентиры  инфляции и денежной массы  с разбивкой по кварталам, разработать  систему действий, направленных  против отраслей и предприятий,  нарушающих установленные ориентиры.

2. Целесообразно ввести  прямые ограничительные меры, направленные  против роста цен в отраслях - монополистах. Нужно стимулировать  картельные соглашения между  поставщиками и потребителями  продукции. 

3. Важно ограничить дефицит  бюджета уровнем  4 - 5%. Наращивание  государственных инвестиций должно  происходить параллельно с расширением  доходной базы бюджета (прежде  всего за счет повышения собираемости  налогов, особенно от внешнеэкономической  деятельности и акцизов).

4. Необходимо поддерживать  процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп  инфляции, при этом стимулировать  их дифференциацию (увеличение по  депозитам) с целью замедления  оборота денежной массы. Следует  отладить механизмы проводки  централизованных кредитов и  субсидий через уполномоченные  банки для предотвращения перекачки  средств в спекулятивные операции  на денежных рынках.

5. В промышленности для  нормализации кругооборота оборотного  капитала и развития вексельного  обращения целесообразно ужесточить  меры против роста пророченной  дебиторско - кредиторской задолженности,  который стимулирует инфляцию.

6. Важно ограничить долю  доходов посредников в конечных  ценах потребительских товаров.  По оценкам, в ряде случаев  она составляет 60-70%.

7. Для связывания денежных  доходов населения и сокращения  доли наличных денег в совокупной  денежной массе необходимо расширять  систему государственных ценных  бумаг для населения и государственного  страхования депозитов физических  лиц. Следует принять меры, ограничивающие  наличную денежную массу в  обороте юридических лиц.

8. С целью регулирования  доходов важно усилить контроль  за отнесением оплаты труда  на себестоимость продукции; блокировать  сокрытие доходов, перечисление  заработной платы на депозиты  и выплату ее в валюте.

9. В первое время целесообразно  сохранить «валютный коридор», с  тем чтобы в последующем перейти  к политике стабилизации реального  валютного курса.

10. Для борьбы с сезонными  всплесками инфляции следует  стимулировать фьючерсную торговлю  сезонными товарами, в том числе  сельскохозяйственной продукцией  и топливом.

 В заключительный период (2012 - 2016 гг.) целью антиинфляционной  политики должно стать сокращение  инфляции до социально-безопасного  уровня: 1-2% .в месяц. Решение этой  задачи требует радикального  сокращения инфляционного потенциала  экономики, изменения ценовых  пропорций, структурных сдвигов  в пользу отраслей инвестиционного  и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства  и инвестиций делает возможным  усиление дефляционной монетарной  политики, ориентированной на реальный  сектор и повышение качества  жизни населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ  ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ В  УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ

 

3.1 Основные проблемы  и пути совершенствования антиинфляционной  политики в Республике Казахстан

 

Повышенный инфляционный процесс является проявлением социально-экономической  нестабильности в любой экономике. Многое зависит от продолжительности  и темпа инфляции. Для Казахстана актуальность данной темы состоит в  том, что в связи с разразившимся  мировым финансовым кризисом инфляционный процесс, начавшийся во второй половине 2007 года, принял затяжной характер и вышел на критический уровень галопирующей инфляции. Снизить такую инфляцию до умеренного уровня представляется сложным, и зависит не только от государственного регулирования экономики в Казахстане, но и от консолидирующей регулирующей роли передовых стран мира.

Информация о работе Финансы и инфляция: взаимосвязь и взаимодействие