Единственный действующий
в настоящее время правовой акт
— Указ Президента РК, в соответствии
с которым к предприятиям и
организациям, нарушившим нормы законодательства
о государственном регулировании
цен (тарифов), применяются санкции
в виде взыскания всей суммы излишне
полученной выручки и штрафа в
таком же размере. Новым Кодексом
об административных правонарушениях
установлен штраф с юридических
лиц в размере от 400 до 500 минимальных
размеров оплаты труда.
Следствием установления
государственного регулирования цен
является ограничение дохода, который
может быть получен в результате
производства (реализации) отдельных
видов продукции (услуг). Нарушение
государственной дисциплины цен
ведет к получению дохода за счет
других лиц, интересы которых охраняет
государство, ограничивая цены. Поскольку
взыскание всей суммы излишне
полученной выручки не относится
к штрафам за административное правонарушение,
применение такой санкции в соответствии
с требованиями Гражданского кодекса
должно быть установлено соответствующим
законом.
Причины нарушения ценового
законодательства имеют субъективный
и объективный характер. К объективным
можно отнести отсутствие единой
концепции государственной ценовой
политики, наличие множества законов
и подзаконных актов, регламентирующих
отдельные вопросы ценообразования.
Одной из главных субъективных причин
является отсутствие правового регулирования
ценовой и контрольной деятельности.
Законность в сфере
контроля за ценами могла бы быть обеспечена
введением единых правовых норм, критериев
и стандартов государственного регулирования
цен, а также функций государственных
органов, осуществляющих контроль за реализацией
законодательства о регулировании
цен.
2.2 Анализ влияния
инфляционных процессов в Республике
Казахстан за 2009-2011 гг.
Инфляция проявляется
как уже отмечалось выше, в повышении
общего уровня цен в стране. Существенной
особенностью инфляции является ее отражение
в деформированном состоянии
рынка в Казахстане. Неготовность
большинства структур единого народнохозяйственного
комплекса к восприятию форм и
методов рыночного самоуправления
привела к результатам, обратным
и ожидаемым.
Инфляция в Казахстане
развивается в обстановке резкого
спада производства. Важной особенностью
развития инфляции в республике
является высокая степень монополизма
в экономике, что связано с
наличием крупных предприятий,
работавших на потребности экономики
Советского Союза. Крупные сырьедобывающие,
металлургические, химические, машиностроительные
предприятия не имеют аналогов
в республике и не создают
конкурентной среды, присущей
рынку. Следующей особенностью
является сырьевой характер народного
хозяйства Казахстана, что обусловливает
зависимость внутреннего рынка
по потребительским товарам от
внешних рынков. В данном случае
инфляция генерируется за счет
двух составляющих.
Развитию инфляции
в Казахстане также способствовало
поспешное проведение таких финансовых
и социальных мероприятий, как
введение новых налогов, вызывающих
инфляционный эффект – налога
на добавленную стоимость с
первоначальной ставкой в 28 %,
акцизов, экспортных и таможенных
пошлин, отчислений средств, включаемых
в себестоимость продукции, в
Фонд преобразования экономики,
Государственный фонд содействия
занятости населения, резкое увеличение
отчислений на социальное страхование.
Налог на добавленную стоимость
в странах с развитой рыночной
экономикой служит инструментом
сдерживания излишнего инвестиционного
спроса, переключение его на потребительский,
чтобы не допустить кризиса
перепроизводства. В январе годовой уровень
инфляции в Казахстане увеличился
до 6,6%, в то время, как на конец 2012 года
он составлял 6%. Г-н Марченко, который в
этом году прогнозирует инфляцию на уровне
6-8%, сказал, что недавний рост инфляции
был обусловлен эффектом ее низкой базы
в предыдущем году, и поэтому он не видит
необходимости в ужесточении монетарной
политики.
"Последние несколько
лет в Казахстане монетарные
факторы не играют роли. Мы
не включаем лишний раз печатный
станок, - сказал он. - Инфляция в
РК вызвана структурными проблемами,
отсутствием конкуренции либо
инфляцией за рубежом. Если
она начнет расти, мы должны
использовать все возможные меры:
налогово-бюджетную политику, структурные
решения проблем, усиление конкуренции".
«По официальным данным Агентства
Республики Казахстан по статистике,
у нас инфляция за год составила
6%. У нас же несколько лет
действует прогнозный среднесрочный
коридор 6-8%. Хорошая новость, что
инфляция находится в самом
низу этого прогнозного коридора»,
- сказал Григорий Марченко.
По словам главы
Нацбанка, формирование инфляции
в 2012 году происходило на фоне
значительного удорожания платных
услуг, которые за этот период
выросли в цене на 9,3%. Продовольственные
товары стали дороже на 5,3%, непродовольственные
товары - на 3,5% .
«Основной причиной
роста цен в 2012 году, был рост
цен на услуги», - пояснил Марченко.
Согласно данным Агентства
по статистике, в 2012 году среди продовольственных
товаров больше всего подорожали
мясо и мясопродукты на 9,5%, в том
числе свинина - на 12,8%, баранина - на
11,6%, говядина - на 11,1%, конина - на 10,8%, мука
- на 7,6%, макаронные изделия - на 7,5%, рыба
и морепродукты - на 5,7%, кондитерские
изделия - на 5,0%, фрукты и овощи - на 4,8%.
Среди продовольственных товаров
стали дешевле крупы на 27,0%, сахар
- на 2,1%, масла и жиры - на 0,2%.
В группе непродовольственных
товаров за 2012 год выросли цены
на одежду и обувь на 4,4%, в
том числе на ткани - на 5,1%, верхнюю
одежду - на 4,3%, а также на медикаменты
- на 2,7%. Стоимость бензина выросла
на 2,4%, дизельного топлива - на 3,0%.
В структуре платных
услуг в 2012 году оплата за
услуги жилищно-коммунальной сферы
подорожала на 8,2%. При этом оплата
за горячую воду выросла на
10,8%, электроэнергию - на 10,1%, центральное
отопление - на 9,3%, сбор мусора - на
8,0%, холодную воду - на 5,9%. Также выросли
цены на услуги связи - на 12,2%
(за счет удорожания почтовых
услуг - на 56,5%, услуг телефонной
и факсимильной связи - на 11,2%),
на услуги транспорта - на 12,0%, в
том числе автомобильного транспорта
- на 13,7%, воздушного транспорта - на
8,6%, железнодорожного транспорта - на
8,3%, а также на услуги образования
- на 11,0%.
Все права защищены.
При использовании материалов
BNews.kz в любых целях, кроме личных, гиперссылка
на веб-сайт BNews.kz обязательна.
При использовании материалов
BNews.kz:
- в печатных изданиях
или в иных формах на материальных
носителях - бумага, пленка и т.п.,
пользователь обязан в каждом
случае указывать, что источником
материалов является веб-сайт
www.bnews.kz;
- в Интернете или иных
формах использования в электронном
виде, пользователь в каждом случае
использования обязан размещать
гиперссылку на главную страницу
веб-сайта BNews.kz «www.bnews.kz».
2.3 Контуры антиинфляционной
политики на перспективу.
Преодоление инфляции
остается одной из главных
задач антикризисной стратегии.
При ее решении необходимо
учитывать причины и последствия
инфляции, кто при этом несет
основные тяготы и потери, а
также влияние разрабатываемых
мер на другие элементы антикризисной
стратегии, прежде всего на
производство и занятость. Уменьшение
темпов инфляции до относительно
«безопасного» уровня (15-20% за год,
или 1-2% в месяц) без сокращения
производства и падения жизненного
уровня населения возможно лишь
при повышении эффективности
производства и качества управления.
Эти цели могут быть достигнуты
поэтапно, в течение длительного
времени.
В первые пять лет (2009
- 2013 гг.) угроза инфляции остается критически
острой. От степени ее снижения в решающей
мере зависят сроки и условия реализации
намеченной стратегии. Увеличение спроса
(рост доходов, потребления и инвестиций),
отмена или ослабление действия «номинальных
якорей» (в частности, - фиксированного
валютного курса), усиление протекционизма,
меры по финансовой поддержке предприятий
неизбежно будут способствовать повышению
инфляции. В ней к тому же возрастет «спросовая»
компонента. На это накладываются инфляционные
ожидания, стимулируемые сменой курса
экономической политики. Важным моментом
является такой институциональный фактор:
наличие мощных «групп лоббирования»
в структурах исполнительной и законодательной
Соединение этих факторов может привести
к быстрому раскручиванию инфляции до
15-20% в месяц. Это означало бы полный провал
всей антикризисной стратегии с очевидными
негативными социальными, экономическими
и политическими последствиями. Поэтому
целями антиинфляционной политики должны
стать:
- предсказуемость динамики
инфляции: нельзя допустить ее ускорения
больше 3-5% в среднем за месяц в 2009 – 2010
гг.;
- создание институциональных
и финансовых предпосылок для
сокращения инфляционного потенциала:
в частности, необходимо разорвать
инфляционную спираль «удорожание
затрат - повышение цен» - в этом
активную роль должно сыграть
государство.
В 2010 - 2012 гг. расширение
конечного спроса потребует особого
усиления антиинфляционных действий
для того, чтобы удержаться на
траектории плавного сокращения
инфляции. В это время ключевой
целью антиинфляционной политики
становится снижение инфляции
до уровня, не препятствующего
росту инвестиционной активности,
т.е. до 35-40% в год. Для решения
этих задач необходимо осуществить
комплекс мер, направленных на
сдерживание и регулирование
всех трех компонентов инфляции:
спроса, издержек и ожиданий.
1. С целью стабилизации
ценовых ожиданий следовало бы
регулярно устанавливать ориентиры
инфляции и денежной массы
с разбивкой по кварталам, разработать
систему действий, направленных
против отраслей и предприятий,
нарушающих установленные ориентиры.
2. Целесообразно ввести
прямые ограничительные меры, направленные
против роста цен в отраслях
- монополистах. Нужно стимулировать
картельные соглашения между
поставщиками и потребителями
продукции.
3. Важно ограничить дефицит
бюджета уровнем 4 - 5%. Наращивание
государственных инвестиций должно
происходить параллельно с расширением
доходной базы бюджета (прежде
всего за счет повышения собираемости
налогов, особенно от внешнеэкономической
деятельности и акцизов).
4. Необходимо поддерживать
процентные ставки на уровне,
незначительно превышающем темп
инфляции, при этом стимулировать
их дифференциацию (увеличение по
депозитам) с целью замедления
оборота денежной массы. Следует
отладить механизмы проводки
централизованных кредитов и
субсидий через уполномоченные
банки для предотвращения перекачки
средств в спекулятивные операции
на денежных рынках.
5. В промышленности для
нормализации кругооборота оборотного
капитала и развития вексельного
обращения целесообразно ужесточить
меры против роста пророченной
дебиторско - кредиторской задолженности,
который стимулирует инфляцию.
6. Важно ограничить долю
доходов посредников в конечных
ценах потребительских товаров.
По оценкам, в ряде случаев
она составляет 60-70%.
7. Для связывания денежных
доходов населения и сокращения
доли наличных денег в совокупной
денежной массе необходимо расширять
систему государственных ценных
бумаг для населения и государственного
страхования депозитов физических
лиц. Следует принять меры, ограничивающие
наличную денежную массу в
обороте юридических лиц.
8. С целью регулирования
доходов важно усилить контроль
за отнесением оплаты труда
на себестоимость продукции; блокировать
сокрытие доходов, перечисление
заработной платы на депозиты
и выплату ее в валюте.
9. В первое время целесообразно
сохранить «валютный коридор», с
тем чтобы в последующем перейти
к политике стабилизации реального
валютного курса.
10. Для борьбы с сезонными
всплесками инфляции следует
стимулировать фьючерсную торговлю
сезонными товарами, в том числе
сельскохозяйственной продукцией
и топливом.
В заключительный период
(2012 - 2016 гг.) целью антиинфляционной
политики должно стать сокращение
инфляции до социально-безопасного
уровня: 1-2% .в месяц. Решение этой
задачи требует радикального
сокращения инфляционного потенциала
экономики, изменения ценовых
пропорций, структурных сдвигов
в пользу отраслей инвестиционного
и потребительского комплексов.
Стабилизация динамики производства
и инвестиций делает возможным
усиление дефляционной монетарной
политики, ориентированной на реальный
сектор и повышение качества
жизни населения.
3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
ФУНКЦИЙ ФИНАНСОВ В УСЛОВИЯХ ИНФЛЯЦИИ
3.1 Основные проблемы
и пути совершенствования антиинфляционной
политики в Республике Казахстан
Повышенный инфляционный
процесс является проявлением социально-экономической
нестабильности в любой экономике.
Многое зависит от продолжительности
и темпа инфляции. Для Казахстана
актуальность данной темы состоит в
том, что в связи с разразившимся
мировым финансовым кризисом инфляционный
процесс, начавшийся во второй половине
2007 года, принял затяжной характер и вышел
на критический уровень галопирующей
инфляции. Снизить такую инфляцию до умеренного
уровня представляется сложным, и зависит
не только от государственного регулирования
экономики в Казахстане, но и от консолидирующей
регулирующей роли передовых стран мира.