Финансы и инфляция: взаимосвязь и взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является подробное изучение понятия инфляции и всех сопутствующих ему понятий, рассмотрение особенностей инфляционных процессов экономике, выявление ошибочных действий при снижении уровня инфляции , разработка предложений и рекомендаций по наиболее безопасному снижению уровня инфляции (с использованием примеров инфляционной политики других стран).
Для раскрытия темы определены следующие основные задачи:
- исследовать историю появления инфляции;
- исследовать природу и свойства инфляционных процессов, уточнить их понятия, дать сравнительную характеристику их видам;
- рассмотреть систему инфляционных показателей и факторов, обуславливающих те или иные последствия для экономики страны, классифицировать и раскрыть их взаимовлияние;

Файлы: 1 файл

Курсовая жулдаз.docx

— 70.35 Кб (Скачать файл)

Динамика инфляции в стране, начиная с 2000 года благодаря умеренно-жесткой финансово-экономической политике и реформам в финансовой системе пошла на спад, став достаточно управляемой и прогнозируемой со средним темпом примерно 6,5-8,5% (рис. 1.). Вместе с тем наблюдался небольшой рост инфляции с 2003 года, который создал ряд внутренних предпосылок для более взрывной годовой инфляции 2007 года -18,8%. Динамика показывает, что в периоды повышенной инфляции опережающими темпами отмечается инфляция на продовольственные товары, а в 2007 году наблюдается очень высокий рост цен на продовольственные товары и платные услуги, в том числе на коммунальные.

На наш взгляд, предпосылками  инфляции внутреннего характера  явились:

  • превышение роста заработной платы и денежных доходов населения над производительностью труда во многих отраслях казахстанской экономики;
  • рост тарифов на услуги предприятий-монополистов (электроэнергия, газоснабжение, ГСМ и транспортные услуги);
  • рост цен на продукты и услуги первой необходимости;
  • увеличение расходов государственного бюджета на социальные нужды;

Однако более значительный импульс нынешней инфляции придали  внешние международные факторы:

  • ипотечный кризис в США и углубившийся кризис неплатежей, который способствовал по существу прекращению ипотечного кредитования;
  • существенное удорожание кредитных ресурсов на мировых рынках инвестирования, под влиянием которого казахстанские банки второго резко ограничили долгосрочное кредиты, что снизило деловую активность в стране;
  • мировой продовольственный кризис, повлекший за собой повышение цен на основные продукты питания;

Опережающий рост инфляции в сфере продовольственного комплекса  и платных приводит к резкому  снижению реальных доходов наиболее уязвимых слоев населения: пенсионеров, получателей пособий, работников бюджетных  организаций с низким уровнем  заработной платы (по сравнению со средней  заработной платой).

Учитывая большую зависимость  дальнейшего состояния экономики  страны от цен на энергоресурсы, особенно на нефть, и притоков капитала в страну, при разработке прогноза инфляции на 2009 годы рассматривались 3 сценария развития экономики:

- сценарий «умеренные  цены на нефть при умеренном  притоке капитала» (цены на  нефть ниже 60 долларов за баррель,  приток капитала ниже среднегодового  притока капитала в страну  за последние 2 года);

- сценарий «умеренные  цены на нефть при высоком  притоке капитала» (цены на  нефть ниже 60 долларов за баррель,  приток капитала выше среднегодового  притока капитала в страну  за последние 2 года);

- сценарий «высокие цены  на нефть» (цены на нефть выше 60 долларов за баррель).

При всех трех вариантах  принято предположение о том, что будущая динамика основных показателей  реального сектора будет соответствовать  показателям Среднесрочного плана. Так, предполагается, что среднегодовой  за прогнозный период рост ВВП составит 9,6%, инвестиций в основной капитал - 1 8-20%, заработной платы - 8% в год, трансфертов  из бюджета физическим лицам - 8% в  год. Кроме того, предполагалось, что, согласно утвержденному республиканскому бюджету на 2012 год, расходы республиканского бюджета на 2012 год по сравнению  с расходами бюджета 2011 года увеличатся на 28,1%.

Также были приняты во внимание меры, принимаемые Национальным Банком и АФН в рамках работы по ограничению  притока иностранного капитала, привлекаемого  банками второго уровня.

Динамика инструментов денежно-кредитной  политики определялась исходя из складывающейся ситуации отдельно для каждого сценария.

При сценарии «умеренные цены на нефть при умеренном притоке  капитала» предполагается, что оценка снижения цен на нефть в качестве долгосрочной тенденции и повышение  стоимости заимствования на международных  рынках капитала будут обеспечивать снижение объемов нового внешнего финансирования нефтедобывающих проектов и чистого  внешнего заимствования банков второго  уровня.

При уровне мировых цен  на нефть, не превышающем 60 долларов за баррель, темпы роста экспорта товаров  и услуг будут составлять около 4-6% в 2009 годах. Профицит баланса товаров  и международных услуг будет  компенсировать рост выплат по внешним  долговым обязательствам и выплат дивидендов прямым иностранным инвесторам. Ожидается, что в 2009 году увеличится до 1% к ВВП.

С переходом к завершающей  стадии наиболее капиталоемких проектов разработки месторождений нефти  и газа после 2008 года произойдет постепенное  снижение объемов финансирования в  виде прямых иностранных инвестиций. Дополнительные объемы финансирования будут обеспечиваться за счет привлечения  внешних займов банками и предприятиями  республики.

Приток иностранного капитала и экспортной валютной выручки будет  способствовать сохранению фундаментальных  факторов возможного укрепления тенге, а также дальнейшему накоплению международных резервов и активов  Национального фонда.

При этом сценарии активы банков будут расти в среднем за предстоящий  трехлетний период на 27% в год. Рост обязательств банков перед нерезидентами  составит порядка 9,5-10 млрд. долларов в  год.

Среднегодовые темпы роста  международных резервов и активов  Национального фонда составят в  рассматриваемый период 10% и 23% соответственно.

Среднегодовые значения основных инструментов денежно-кредитной политики на 2009-2012 годы, позволяющие получить допустимые значения прогнозов инфляции для данного сценария, выбраны  на уровне: переводимые депозиты банков в Национальном Банке - 790 млрд. тенге, другие депозиты банков в Национальном Банке - 320 млрд. тенге, объем нот в  обращении - 270 млрд. тенге.

При выполнении сделанных  предположений относительно будущей  динамики показателей реального  сектора и инструментов денежно-кредитной  политики для сценария умеренных  цен на нефть при умеренном  притоке капитала получены следующие  прогнозы 2009 годы. Среднегодовой рост денежной базы за прогнозный период составит 18%, денежной массы, депозитов в банковской системе, кредитов экономике 27-28%. Среднегодовая  инфляция в 2012 году – 6,0-7,0%.

 

3.2 Особенности  проведения антиинфляционной политики  Национального  Банка Республики Казахстан

 

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Казахстан и Национального банка  Республики Казахстан направлена на:

  • стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда; 
  • стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения; 
  • соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги; 
  • создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи; 
  • соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета; 
  • обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики. 

В целях стабилизации цен  на рынках стратегически важных товаров, таких как  нефтепродукты, зерно, будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи. 
 Национальный банк Республики Казахстан намерен влиять на размер денежного предложения посредством регулирования ликвидности банковской системы.  
В целях дальнейшего развития финансового сектора будет продолжена реализация Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2010—2012 годы, направленная на решение основных задач по совершенствованию рынка ценных бумаг.  
 В целях снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен, диверсификации экономики и перераспределения нефтяных доходов между поколениями будут реализованы меры, предусмотренные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу. 
Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. При ее решении необходимо учитывать причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.

 В первые пять лет  (2009 - 2013 гг.) угроза инфляции остается  критически острой. От степени  ее снижения в решающей мере  зависят сроки и условия реализации  намеченной стратегии. Увеличение  спроса (рост доходов, потребления  и инвестиций), отмена или ослабление  действия «номинальных якорей»  (в частности, - фиксированного валютного  курса), усиление протекционизма, меры  по финансовой поддержке предприятий  неизбежно будут способствовать  повышению инфляции. В ней к  тому же возрастет «спросовая»  компонента. На это накладываются  инфляционные ожидания, стимулируемые  сменой курса экономической политики. Важным моментом является такой  институциональный фактор: наличие  мощных «групп лоббирования»  в структурах исполнительной  и законодательной Соединение  этих факторов может привести  к быстрому раскручиванию инфляции  до 15-20% в месяц. Это означало  бы полный провал всей антикризисной  стратегии с очевидными нега­тивными  социальными, экономическими и  политическими последствиями. Поэтому  целями антиинфляционной политики  должны стать: 

- предсказуемость динамики  инфляции: нельзя допустить ее  ускорения 

 больше 3-5% в среднем  за месяц в 2009 – 2010  гг.;

- создание институциональных  и финансовых предпосылок для  сокращения инфляционного потенциала: в частности, необходимо разорвать  инфляционную спираль «удорожание  затрат - повышение цен» - в этом  активную роль должно сыграть  государство.

 В 2010 - 2012 гг. расширение  конечного спроса потребует особого  усиления антиинфляционных действий  для того, чтобы удержаться на  траектории плавного сокращения  инфляции. В это время ключевой  целью антиинфляционной политики  становится снижение инфляции  до уровня, не препятствующего  росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения  этих задач необходимо осуществить  комплекс мер, направленных на  сдерживание и регулирование  всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

1. С целью стабилизации  ценовых ожиданий следовало бы  регулярно устанавливать ориентиры  инфляции и денежной массы  с разбивкой по кварталам, разработать  систему действий, направленных  против отраслей и предприятий,  нарушающих установленные ориентиры.

2. Целесообразно ввести  прямые ограничительные меры, направленные  против роста цен в отраслях - монополистах. Нужно стимулировать  картельные соглашения между  поставщиками и потребителями  продукции. 

3. Важно ограничить дефицит  бюджета уровнем  4 - 5%. Наращивание 

 государственных инвестиций  должно происходить параллельно  с расширением доходной базы  бюджета (прежде всего за счет  повышения собираемости налогов,  особенно от внешнеэкономической  деятельности и акцизов).

4. Необходимо поддерживать  процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп  инфляции, при этом стимулировать  их дифференциацию (увеличение по  депозитам) с целью замедления  оборота денежной массы. Следует  отладить механизмы проводки  централизованных кредитов и  субсидий через уполномоченные  банки для предотвращения перекачки  средств в спекулятивные операции  на денежных рынках.

5. В промышленности для  нормализации кругооборота оборотного  капитала и развития вексельного  обращения целесообразно ужесточить  меры против роста пророченной  дебиторско - кредиторской задолженности,  который  стимулирует инфляцию.

6. Важно ограничить долю  доходов посредников в конечных  ценах потребительских товаров.  По оценкам, в ряде случаев  она составляет 60-70%.

7. Для связывания денежных  доходов населения и сокращения  доли наличных денег в совокупной  денежной массе необходимо расширять  систему государственных ценных  бумаг для населения и государственного  страхования депозитов физических  лиц. Следует принять меры, ограничивающие  наличную денежную массу в  обороте юридических лиц.

8. С целью регулирования  доходов важно усилить контроль  за отнесением 

 оплаты труда на  себестоимость продукции; блокировать  сокрытие доходов, перечисление  заработной платы на депозиты  и выплату ее в валюте.

9. В первое время целесообразно  сохранить «валютный коридор», с  тем чтобы в последующем перейти  к политике стабилизации реального  валютного курса.

10. Для борьбы с сезонными  всплесками инфляции следует  стимулировать фьючерсную торговлю  сезонными товарами, в том числе  сельскохозяйственной продукцией  и топливом.

 В заключительный период (2012 - 2016 гг.) целью антиинфляционной  политики должно стать сокращение  инфляции до социально-безопасного  уровня: 1-2% .в месяц. Решение этой  задачи требует радикального  сокращения инфляционного потенциала  экономики, изменения ценовых  пропорций, структурных сдвигов  в пользу отраслей инвестиционного  и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства  и инвестиций делает возможным  усиление дефляционной монетарной  политики, ориентированной на реальный  сектор и повышение качества  жизни населения.

Информация о работе Финансы и инфляция: взаимосвязь и взаимодействие