Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа
Малый бизнес составляет основу любой свободной экономической системы. Предприятия малого бизнеса в любой стране играет основную роль в экономическом развитии и увеличении занятости. Считается, что в Соединенных Штатах одиннадцать миллионов из шестнадцати миллионов новых рабочих мест, созданных на протяжении прошедшего десятилетия, приходится на долю малого бизнеса. Это увеличение занятости на предприятиях малого бизнеса было вызвано частичной переориентацией американской экономики с промышленного сектора на сферу услуг. Подобная переориентация также произошла и в других наиболее развитых экономиках. Малый бизнес можно рассматривать как своеобразный котел, в котором «выплавляются» рабочие места. Увеличение занятости является и отражением, и причиной экономического успеха. Таким образом, деятельность небольших предприятий это мера экономического доверия. Малое предпринимательство порождает занятость, сосредотачиваясь в тех секторах, которые имеют потенциал роста и интенсивнее по трудозатратам, чем более крупные капиталоемкие отрасли промышленности.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства. Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Мощная государственная поддержка в индустриально развитых странах стала важным фактором интенсивного развития малого предпринимательства. Здесь же подчеркнем, что это стало возможным благодаря разработке и осуществлению крупных государственных программ поддержки и стимулирования предпринимательства. Такие программы включают в себя законодательно-правовые акты, разработку и реализацию кредитных программ, прямые и гарантированные займы, субсидии, налоговые льготы и другие формы финансово-экономической поддержки.
Законодательство США, например, предусматривает для малого бизнеса две налоговые ставки - в 15% и 28%, в то время как для корпораций они составляют 34% и 46%. На государственные средства создана сеть «инкубаторов» - специальных центров, где начинающие бизнесмены на несколько лет получают на льготных условиях помещение, оборудование, вычислительную технику. Кроме государства малому и среднему бизнесу помогают крупные фирмы, акционерные общества и концерны, причем как непосредственно в сфере производства, так и при создании системы обучения и переподготовки кадров малого бизнеса.6
Общей установкой государственной политики поддержки малого бизнеса в развитых странах является создание для него благоприятной среды. Под этим понимается, помимо льготного режима хозяйственной деятельности, наличие таких условий, как стабильность экономической политики государства, развитие инфраструктуры, эффективная система защиты интеллектуальной собственности, упрощенная система регистрации и отчетности и т.д. В развитых странах, как отмечалось, созданы целые структуры административных органов, включая специализированные институты, на которые возложено проведение политики поддержки малого бизнеса. Благодаря этому данная политика органично включается в общий контекст государственного регулирования. О том, сколь большое значение придается в экономически развитых странах развитию малого предпринимательства, можно судить, в частности, по принятому еще в 1953 г. в США закону о малом бизнесе. В нем провозглашается: «3ащита и поощрение свободной конкуренции составляют основу не только экономического благосостояния, но и безопасности страны. Безопасность и благосостояние не могут быть обеспечены без стимулирования наличных и потенциальных возможностей малого бизнеса. Конгресс считает, что правительство должно в той мере, в какой это, возможно, оказывать поддержку предприятиям малого бизнеса, консультировать, помогать и защищать их интересы с тем, чтобы сохранить свободное конкурентное предпринимательство».
За последние годы Конгресс США принял не менее десяти законов по вопросам малого бизнеса. Причем каждый из них не отменяет предыдущие (что характерно для нашей практики), а только дополняет и конкретизирует их.7
Сектор малого предпринимательства, в развитых странах активно поддерживаемый государством, занимает прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. Осуществляется активная диверсификационная политика внедрений малого бизнеса в новые отрасли производства - машиностроение, транспортные перевозки и коммуникации, информатику, микроэлектронику, телекоммуникации и другие высокотехнологичные отрасли производства. К малому бизнесу в развитых странах относится 80-90% предприятий, на их долю приходится 40-50% валового национального продукта, около половины ноу-хау, ими создается 60-70% новых рабочих мест. Помимо чисто экономических задач он помогает оздоровлению политической и социальной обстановки в обществе, поскольку создает в широких масштабах новые рабочие места и увеличивает занятость населения.
Таким образом, интенсивное развитие малого предпринимательства на Западе стало возможным благодаря широкомасштабной и всесторонней государственной поддержке, соответствующей, в свою очередь, той роли, которую оно играет в современной экономике. В условиях рынка малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых невозможна высокая эффективность. Он продемонстрировал способность быстро заполнять потребительский рынок товарами, сравнительно быстро окупаться, применяя самые современные технологии и оборудование.
Малые предприятия создают необходимую для рынка конкуренцию, многообразие форм, быстро возникающих и исчезающих, обладают готовностью реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры. Хотелось бы подчеркнуть и важную социальную роль малых предприятий: созданием новых рабочих мест они смягчают жесткость безработицы, когда крупные предприятия сокращают свой персонал. И, наконец, малый бизнес формирует среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Как свидетельствует мировой опыт, одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не только не противопоставляется мелкому, как это было многие годы в нашей стране в соответствии с требованиями социалистического хозяйствования, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий. Крупные монополистические объединения отнюдь не наступают там, на малый бизнес, а взаимодополняют друг друга. И это взаимодействие характерно для всех стран с развитой сферой малого бизнеса.
Мировой опыт ведения рыночного хозяйства показывает, что высокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы балансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно последние в решающей степени обеспечивают ее формирование и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, решают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыночной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.8
Формирование и укрепление позиций мелкого и среднего предпринимательства является стратегической задачей российского законодателя, решение которой будет способствовать достижению политической, экономической и социальной стабильности в обществе. Необходимо создать благоприятные правовые и экономические условия, которые бы способствовали интенсивному развитию предпринимательства, стимулировали формирование рыночной структуры экономики и конкурентной среды, вели к расширению налогооблагаемой базы бюджетов всех уровней. Важность этой задачи во многом обусловлено тем, что малые предприятия вносят заметный вклад в дело насыщения отечественного рынка разнообразными товарами и услугами и обеспечения занятости населения.
Что представляет собой российское малое предпринимательство, каков его субъектный состав? Ответ на этот вопрос содержится в Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства».
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников не превышает предельных уровней, установленных законом.
Средняя численность работников за отчетный период не превышает:
Таким образом, законодатель установил два критерия отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса: доля в уставном капитале иных субъектов гражданского права и количество работающих в организации. Именно эти критерии позволяют отграничить организации, имеющие определенные льготы в сфере налогообложения и получающие государственную поддержку в связи с их особым статусом, от иных организаций. К субъектам малого бизнеса закон относит также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. На них также распространяются указанные льготы.
Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности, то средняя численность работников определяется по тому виду деятельности, который занимает наибольший удельный вес в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Виды деятельности определяются на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (утв. постановлением Госкомстата России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст).9
Малое предприятие может создаваться в различных организационно-правовых формах.
Организационно-правовые формы юридических лиц, порядок их регистрации, функционирования и ликвидации, виды ответственности участников (учредителей), органы управления и другие особенности, характеризующие различные организационно-правовые формы, определены в первой части Гражданского кодекса РФ. Кроме того, приняты дополнительные законодательные акты, регулирующие деятельность соответствующих юридических лиц: Законы РФ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и др.
Особое значение в современных условиях имеет организация налогообложения, так как по оценкам специалистов именно налоги являются сдерживающим фактором развития малого предпринимательства в РФ.
Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ.
Рассмотрим теперь льготные режимы налогообложения, которые предусмотрены для стимулирования развития малого бизнеса.
Во-первых – это упрощенная система налогообложения. Упрощенная система налогообложения введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ и рассматривается в главе 26.2 Упрощенная система налогообложения.
Сущность единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых общим налоговым режимом.
В Российской Федерации действует еще один льготный режим для малых предприятий – система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (введен Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ), которая рассматривается в главе 26.3 части 2 Налогового кодекса РФ.
Плательщиками единого налога являются организации и (или) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в следующих сферах:
1)
оказание бытовых услуг, в том
числе ремонта обуви и изделий
из меха; ремонта металлоизделий;
ремонта одежды; ремонта часов
и ювелирных изделий; ремонта
и обслуживания бытовой
2) оказания ветеринарных услуг;
3)
оказания услуг по ремонту, техническому
обслуживанию и мойке
4) розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5)
оказания услуг общественного
питания, осуществляемых при
6)
оказания автотранспортных
Вмененный доход определяется путем умножения базовой доходности на количество физических показателей, характеризующих тот или иной вид деятельности (единица площади, численность работающих, количество автомобилей и т.п.). При этом на уровне Федерального закона (непосредственно в НК РФ) закреплено значение базовой доходности.10
Общество с ограниченной ответственностью НЦО «СПЛАНТ» (ООО НЦО «СПЛАНТ») создано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Основная деятельность ООО НЦО «СПЛАНТ» - оказание образовательных услуг.
В качестве объекта исследования общество было выбрано, так как является малым предприятием.
Общество является юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиков в суде.