Финансы некоммерческих организаций, источники финансирования и особенности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются некоммерческие организации, их виды, цели деятельности и пути их достижения, а так же анализ их финансов. В настоящий момент таких организаций становится все больше с каждым годом.
Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций. По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.

Содержание работы

Введение 3
1 Финансовые и правовые особенности некоммерческих организаций 5
1.1 Понятие некоммерческих организаций и их особенности 5
1.2 Уставные цели некоммерческих организаций 5
1.3 Порядок создания некоммерческих организаций 8
1.4 Учредительные документы и органы управления некоммерческих организаций 9
1.5 Прекращение деятельности 10
2 Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций 13
3 Особенности налогообложения некоммерческих организаций 20
Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. 20
4 Финансовый механизм в сфере некоммерческой деятельности 24
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

кр 12.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

Некоммерческие организации  действуют на основании Устава, либо Учредительного договора и Устава, либо только Учредительного договора.

В учредительных документах некоммерческих организаций должны определяться:

-наименование некоммерческой  организации, содержащее указание  на характер ее деятельности  и организационно - правовую форму; 

-место нахождения некоммерческой  организации; 

-порядок управления деятельностью; 

-предмет и цели деятельности;

-сведения о филиалах  и представительствах;

-права и обязанности  членов, условия и порядок приема  в члены некоммерческой организации  и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация  имеет членство);

-источники формирования  имущества некоммерческой организации; 

-порядок внесения изменений  в учредительные документы некоммерческой  организации; 

-порядок использования  имущества в случае ликвидации  некоммерческой организации. 

Для некоторых видов некоммерческих организаций законодательство может  установить специальные требования, подлежащие отражению в уставе

Если к учредительным  документам данной организации относится  также и Учредительный договор, то он должен содержать сведения о  порядке совместной деятельности по созданию организации, условиях передачи ее имущества и её участия в  деятельности организации.

Изменения в Устав некоммерческой организации вносятся по решению  ее высшего органа управления, за исключением  Устава фонда, который может быть изменен органами фонда, если Уставом  фонда предусмотрена возможность  изменения этого Устава в таком  порядке.

1.5 Прекращение деятельности

     Некоммерческая  организация может быть реорганизована  или ликвидирована в порядке,  предусмотренном Гражданским кодексом  Российской Федерации и другими  Федеральными законами.

 Решение о преобразовании  некоммерческого партнерства принимается  учредителями единогласно, ассоциации (союза) - всеми членами, заключившими  договор о ее создании.

Решение о преобразовании учреждения принимается его собственником. Решение о преобразовании автономной некоммерческой организации принимается ее высшим органом управления в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" в порядке, предусмотренном уставом автономной некоммерческой организации.

Решение о реорганизации  общественного объединения принимается  съездом (конференцией) или общим  собранием.

Решение о ликвидации фонда  может принять только суд по заявлению  заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:

-если имущества фонда  недостаточно для осуществления  его целей и вероятность получения  необходимого имущества нереальна; 

-если цели фонда не  могут быть достигнуты, а необходимые  изменения целей фонда не могут  быть произведены; 

-в случае уклонения  фонда в его деятельности от  целей, предусмотренных его уставом; 

-в других случаях, предусмотренных  федеральным законом. 

Некоммерческая организация, за исключением потребительского кооператива  и фонда, не может быть признана банкротом  и ликвидирована как несостоятельная (обанкротившаяся).

При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, как правило, направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана. В случае если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

При ликвидации товарищества собственников жилья недвижимое и иное имущество, оставшееся после  расчетов с бюджетом, банками и  другими кредиторами, распределяется между членами в порядке, установленном  уставом. Члены некоммерческого  партнерства также вправе получать в случае ликвидации партнерства  часть его имущества, оставшегося  после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его собственность, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами партнерства.

Взыскание по претензиям кредиторов религиозных организаций не может  быть обращено на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения. Перечень видов имущества богослужебного назначения, на которое не может  быть обращено взыскание по претензиям кредиторов, устанавливается Правительством РФ по предложениям религиозных организаций.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный  реестр юридических лиц. [10]

 

2 Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций

 

Некоммерческая организация  ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности в порядке, установленном для  коммерческих организаций. Для некоммерческих организаций, которые ведут бухгалтерский  учет с использованием Плана счетов бюджетных учреждений, в рабочих  планах счетов должны предусматриваться  субсчета для отражения операций, связанных с предпринимательской  деятельностью.

Некоммерческая организация  отвечает по обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может  быть обращено взыскание. Перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание (точнее, той его части, на которую  взыскание обращено быть не может), определяется гражданско-процессуальным законодательством. Имущество некоммерческой организации формируется за счет следующих источников:

  • регулярных и единовременных поступлений от учредителей (участников, членов);
  • добровольных имущественных взносов и пожертвований;
  • выручки от реализации товаров (работ, услуг);
  • дивидендов (доходов, процентов), получаемых по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходов, получаемых от собственности некоммерческой организации;
  • других не запрещенных законодательством поступлений.

Законодательно могут  устанавливаться ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов.

Порядок регулярных поступлений  от учредителей (участников, членов) определяется учредительными документами некоммерческой организации.

Запрещается распределять между  участниками прибыль, полученную некоммерческой организацией.

Финансовым документом, на основании которого некоммерческие организации осуществляют деятельность, является ежегодная смета доходов  и расходов, составляемая в произвольной форме. Сметные доходы формируются  за счет:

  1. взносов учредителей. Доходы этого вида возникают только при создании организации и при увеличении ее уставного фонда за счет дополнительных взносов. Предельный срок внесения взносов не может превышать года с момента регистрации организации в качестве юридического лица. Поэтому на очередной финансовый год эти поступления планируются в размерах задолженности учредителей. Основанием для планирования являются данные, взятые из учредительных документов, и информация о задолженности учредителей по состоянию на начало планируемого года;
  2. вступительных взносов. В отличие от взносов учредителей данный вид доходов может поступать в некоммерческую организацию в течение всего срока ее функционирования;
  3. членских взносов;
  4. добровольных пожертвований юридических и физических лиц;
  5. целевого финансирования, поступающего от учредителей под задачи, для выполнения которых организации созданы;
  6. поступлений от предпринимательской деятельности. Этот источник пополнения доходной части организации используется в случае, если прочие источники недостаточны. Их размер планируется, как правило, на основе данных бизнес-плана. Полученную прибыль можно направлять исключительно на уставные цели. [6]

При этом некоммерческая организация  может использовать только суммы  чистой прибыли, остающиеся в ее распоряжении после уплаты налогов. Налогообложение  прибыли от предпринимательской  деятельности некоммерческих организаций  осуществляется в общеустановленном  порядке.

Сметные расходы возникают  в связи с:

  • заработной платой работников, рассчитанной исходя из тарифных ставок или иных форм и систем зарплаты, а также сумм расходов на оплату различных надбавок, доплат и компенсационных выплат;
  • начислениями на заработную плату (включая единый социальный налог);
  • коммунальными расходами, возникающими в связи с заключением договоров на оказание различных видов коммунальных услуг;
  • административными расходами (канцелярские расходы, расходы по оплате командировок, консультационных, информационных и иных аналогичных услуг);
  • хозяйственными расходами и расходами на ремонт основных средств;
  • целевыми расходами;
  • прочими расходами;
  • резервами непредвиденных расходов.

Некоммерческие организации  получают средства для финансирования программ и отдельных мероприятий (целевое финансирование). К этим средствам относятся все поступления  в некоммерческую организацию, кроме  взносов учредителей. К целевому финансированию относятся также  суммы доходов, полученных от предпринимательской  деятельности.

Средства целевого финансирования направляются, как правило, на обеспечение  отдельных программ. При этом может  оговариваться доля средств, которые  некоммерческая организация может  направить на общехозяйственные  расходы, но может быть и так, что  целевыми поступлениями, направленными  участниками некоммерческой организации, финансируются только прямые расходы  по выполнению какой-либо программы, а  общие расходы обеспечиваются суммами  вступительных и членских взносов.

Эти особенности следует  учитывать при определении схем распределения общих расходов по источникам финансирования. При распределении  общехозяйственных расходов за основу можно принимать сумму целевого финансирования, полученного (или подлежащего получению) для обеспечения отдельных программ или мероприятий, размер заработной платы работников, занятых на основных работах (по данным штатных расписаний), или иные показатели, экономический характер которых связан с экономическим характером осуществляемой деятельности.

Существует прямая аналогия между осуществлением предпринимательской  деятельности некоммерческими организациями  за счет средств целевого финансирования (включая бюджетные ассигнования) и осуществлением деятельности коммерческими  организациями, получающими средства государственной помощи.

Однако в настоящее  время наиболее распространенным является бюджетное финансирование коммерческих проектов, осуществляемых некоммерческими  организациями.

Государственной помощью  признается увеличение экономической  выгоды конкретной организации в  результате поступления активов (денежных средств, иного имущества). При этом в качестве экономической выгоды не рассматриваются создание инфраструктуры в развивающихся регионах, установление ограничений на деятельность конкурентов, занимающих доминирующее положение  на рынке и осуществляющих монополистическую  деятельность и тому подобные действия, которые могут оказывать влияние  на общие хозяйственные условия, в которых организация ведет  деятельность. Иными словами, государственной  помощью могут считаться только те действия государственных органов, которые имеют конкретную стоимостную  оценку и выражаются в виде перечислений денежных средств или передачи иных активов, которые могут быть использованы для осуществления мероприятий, финансируемых за счет государственной  помощи.

Бюджетные средства подразделяются на:

  • средства, направляемые на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
  • средства, направляемые на финансирование текущих расходов.

Деятельность профессиональных союзов вообще и профсоюзных комитетов  в частности регулируется положениями  Федерального закона от 12.01.96 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, которые связаны  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и  интересов.

В собственности профсоюзов могут находиться земельные участки, здания, строения, сооружения, санаторно-курортные, туристические, спортивные, другие оздоровительные  учреждения, культурно-просветительные, научные и образовательные учреждения, жилищный фонд, организации, в том  числе издательства, типографии, а  также ценные бумаги и иное имущество, необходимые для обеспечения  уставной деятельности профсоюзов.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций, источники финансирования и особенности налогообложения