Финансы некоммерческих организаций, источники финансирования и особенности налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

В работе рассматриваются некоммерческие организации, их виды, цели деятельности и пути их достижения, а так же анализ их финансов. В настоящий момент таких организаций становится все больше с каждым годом.
Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций. По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.

Содержание работы

Введение 3
1 Финансовые и правовые особенности некоммерческих организаций 5
1.1 Понятие некоммерческих организаций и их особенности 5
1.2 Уставные цели некоммерческих организаций 5
1.3 Порядок создания некоммерческих организаций 8
1.4 Учредительные документы и органы управления некоммерческих организаций 9
1.5 Прекращение деятельности 10
2 Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций 13
3 Особенности налогообложения некоммерческих организаций 20
Некоммерческие организации на практике часто встречаются с вопросами по налогообложению их деятельности. 20
4 Финансовый механизм в сфере некоммерческой деятельности 24
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

кр 12.docx

— 56.41 Кб (Скачать файл)

Профсоюзы имеют право  учреждать банки, фонды солидарности, страховые, культурно-просветительные  фонды, фонды обучения и подготовки кадров, а также другие фонды, соответствующие  уставным целям профсоюзов.

Источники, порядок формирования имущества и использования средств профсоюзов определяются их уставами, положениями о первичных профсоюзных организациях.

Профсоюзы вправе осуществлять через учрежденные ими организации  предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных  уставом, и соответствующую этим целям.

Доходы профсоюзных организаций  могут включать в себя:

  • членские взносы членов профсоюза (основной вид поступлений);
  • вступительные взносы;
  • добровольные взносы. Они могут поступать как от членов профсоюза, так и от других физических лиц и организаций;
  • доходы от предпринимательской деятельности объединения, доходы от платных мероприятий, прибыль от промышленных и других видов деятельности;
  • прочие доходы и поступления.
  • дотации от вышестоящего органа и отчисления от нижестоящих органов.

Профсоюзные образовательные  и научно-исследовательские учреждения могут частично финансироваться  за счет средств соответствующих  бюджетов в установленном порядке.

Взносы распределяются в  установленной пропорции между:

  1. профкомами;
  2. отраслевыми комитетами профсоюзов;
  3. Советом Федерации профсоюзов;
  4. ЦК профсоюзов;
  5. Советом ФНПР.

Основные направления  расходования средств профсоюзных комитетов – организационные расходы и расходы на содержание аппарата управления. К организационным расходам относятся: заработная плата с начислениями освобожденным работникам профкомов; расходы на проведение конференций, совещаний, семинаров; расходы на подготовку кадров и курсовые мероприятия; социально-бытовые расходы и хозяйственные расходы; содержание легкового автотранспорта; расходы на командировки; износ основных средств, нематериальных активов (впрочем, следует иметь в виду, что бoльшая часть имущества, используемого профсоюзными организациями, относится к социальной сфере и, следовательно, не амортизируется; начисленный износ учитывается за балансом); капитальный, средний и текущий ремонт; потери и списания; взносы в уставные фонды других организаций.

Профсоюзы имеют право:

  • на паритетных началах участвовать в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов;
  • участвовать в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • создавать образовательные и научно-исследовательские учреждения, осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных кадров и обучение профсоюзных работников и членов профсоюза.

Еще одним направлением расходования средств профкомов являются расходы на социально-культурную сферу, к которым относятся: заработная плата с начислениями персоналу по культработе; расходы на физкультуру и спорт; материальная помощь членам профсоюзов; отчисления в фонды: в фонд солидарности, в фонд социального назначения.

Профсоюзы также осуществляют:

  • организацию и проведение оздоровительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей. Размеры средств на эти цели определяются органом управления (правлением) Фонда социального страхования РФ по представлению соответствующих профсоюзов;
  • взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями (союзами, ассоциациями) и организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта. [7]

 

3 Особенности налогообложения некоммерческих организаций

Некоммерческие  организации на практике часто встречаются  с вопросами по налогообложению их деятельности.

Автономная некоммерческая организация вправе применять упрощенную систему налогообложения. Переход организации на упрощенную систему налогообложения (УСН) осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. Пунктами 2.1 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен перечень видов деятельности и иных условий, при наличии которых налогоплательщики не вправе применять УСН.

В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения организации достаточно в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого она намерена перейти на УСН, подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.04.2010 № ММВ-7-3/182@.

Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН  в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 19.05.2009 № 03-11-06/2/92).

Доходы, получаемые автономной некоммерческой организацией от реализации платных образовательных услуг, направляемые на обеспечение образовательного процесса, подлежат включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон Об образовании) негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. При этом платная образовательная деятельность образовательного учреждения не рассматривается в качестве предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении (п. 2 ст. 46 Закона Об образовании).

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики при применении УСН должны включать в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы, доходы от реализации и внереализационные доходы. Указанные доходы определяются исходя из положений ст.ст. 249 и 250 НК РФ соответственно. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Согласно положениям ст. 249 НК РФ к доходам в целях налогообложения прибыли относится, в частности, доход от реализации товаров, работ, услуг, которым признается выручка от реализации товаров, работ, услуг.

Реализацией товаров, работ или  услуг согласно ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Перечень операций, которые в  целях налогообложения не признаются реализацией товаров, работ или  услуг, установленный п. 3 ст. 39 НК РФ, не включает операции по оказанию платных образовательных услуг.

Кроме того, исчерпывающий перечень доходов, которые не учитываются  в целях налогообложения прибыли  у некоммерческих организаций, предусмотренный  ст. 251 НК РФ, не содержит такого вида доходов, как доход от оказания платных услуг.

Таким образом, доход, полученный негосударственным  образовательным учреждением от реализации платных образовательных  услуг, признается в соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации и подлежит включению в состав доходов при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.

Специалисты финансового и налогового ведомств поясняют, что средства, получаемые налогоплательщиками за оказание платных  услуг, в том числе негосударственными образовательными учреждениями, направляемые на обеспечение образовательного процесса, являются доходами от реализации и  учитываются при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ. Следовательно, организации, применяющие УСН, доходы от оказания платных образовательных услуг должны включать в состав налоговой базы.

Если некоммерческая организация  занимается коммерческой деятельностью, рассмотрим как принимается к вычету НДС по коммерческой и некоммерческой деятельности, как распределять НДС по косвенным и прямым расходам и надо ли заполнять в декларации по НДС раздел 7.

Согласно ст. 143 НК РФ некоммерческие организации (далее - НКО) относятся к плательщикам НДС.

Следовательно, вне зависимости  от того, осуществляет НКО предпринимательскую  деятельность или нет, оно имеет  все права и обязанности плательщиков НДС в соответствии с порядком, предусмотренным главой 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ.

При приобретении товаров (работ, услуг) за счет целевых средств и предполагаемых к использованию при осуществлении  некоммерческой (уставной) деятельности, не связанной с получением выручки  от реализации товаров (работ, услуг), НДС, уплаченный поставщикам, к вычету не принимается. Суммы "входного" НДС  в этом случае должны быть включены в стоимость таких товаров (работ, услуг) на основании пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. Счет-фактура не вносится в книгу покупок, а регистрируется в журнале полученных счетов-фактур.

Однако по предпринимательской  деятельности НКО должны формировать  налоговую базу по НДС в общеустановленном  порядке. Объектом налогообложения  будет выручка от реализации товаров (работ, услуг). "Входной" НДС, уплаченный при приобретении товаров, имущества, работ и услуг, которые будут  использоваться в предпринимательской  деятельности, можно принять к  вычету при выполнении требований, установленных ст.ст. 171 и 172 НК РФ, а именно:

  • товары приняты на учет на основании соответствующих первичных документов;
  • товары приобретены для использования при осуществлении операций, облагаемых НДС;
  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура.

Отметим также, что НК РФ не содержит условия о том, что право на вычет ставится в зависимость  от источника средств, перечисленных  поставщику (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).

Таким образом, по нашему мнению, НКО  вправе принять к вычету НДС и  по тем товарам (работам, услугам), приобретенным  за счет целевых поступлений от учредителя, но подлежащих использованию в коммерческой деятельности (письмо Минфина России от 28.12.2006 № 03-03-04/4/194) [5].

 

4 Финансовый механизм в сфере некоммерческой деятельности

 

В конце 80-х годов началась перестройка  хозяйственного, а соответственно и  финансового механизма учреждений и организаций непроизводственной сферы.

Перестройка хозяйственного механизма  позволила: существенно расширить  самостоятельность учреждений и  организаций, которые получили возможность  по своему усмотрению использовать находящиеся  в их распоряжении материальные, трудовые и значительную часть финансовых ресурсов.

Изменения хозяйственного механизма  неизбежно диктовали пересмотр  всей системы финансовых взаимосвязей в непроизводственной сфере.

Новый финансовый механизм в отраслях социально-культурного обслуживания характеризуется прежде всего сочетанием бюджетного финансирования учреждений и организаций с развитием платных услуг и выполнением работ по договорам с предприятиями и организациями на платной основе.

Стремясь улучшить социальное обслуживание населения, государство вводит такой  механизм финансирования социальной сферы, когда потребности учреждений и  организаций финансируются из бюджета  на основе нормативов, определяемых из расчета социальных расходов на одного жителя или других показателей.

Система бюджетного финансирования, крупным недостатком которой  в недавнем прошлом являлось отсутствие эффективно действующего механизма  экономического стимулирования лучших результатов деятельности трудовых коллективов, обогатилась сегодня  применением самых разнообразных  систем материального стимулирования: используются различные формы оплаты труда работников, разные методы формирования и расходования фондов стимулирования, призванные установить зависимость  размеров материального поощрения  от конечных результатов деятельности трудовых коллективов, степень индивидуального поощрения - от объема, качества и эффективности труда конкретных работников.

Наряду с совершенствованием общих  основ финансового механизма  учреждений социально-культурного  назначения в 90-е годы продолжался  процесс перестройки финансовых отношений в разных отраслях непроизводственной сферы.

В настоящее время финансовый механизм в сфере некоммерческой деятельности изменился.     

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций, источники финансирования и особенности налогообложения