Финансы предприятий транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции.

Файлы: 1 файл

VVEDENIE.docx

— 63.33 Кб (Скачать файл)

- расчет  норматива по форменной одежде  на железнодорожном транспорте  определяется как произведение  стоимости одежды и среднего  процента переходящей задолженности;

- в финансовый  план железнодорожного транспорта  включаются сметы бюджетных учреждений, обслуживающих работников железных  дорог, больниц, учебных заведений  и др.;

- наряду  с финансовым планом на железнодорожном  транспорте разрабатывается план  валютных операций, где отражаются  поступления средств и платежи  в иностранной валюте по перевозкам  грузов и пассажиров;

- в финансовом  плане предприятий речного и  морского транспорта отражаются  ассигнования из бюджета на  государственные капитальные вложения, операционные расходы, затраты по  путевому хозяйству, содержание  судоходных инспекций и охраны, возмещение убытков жилищно-коммунального  хозяйства и разницы в тарифах  по заграничным перевозкам;

- нормативы  собственных оборотных средств предприятий автомобильного транспорта определяются раздельно по активам, зависящим от роста производственных затрат (ГСМ) и по активам, запасы которых не связанны с ростом производственной программы;

- в составе  устойчивых пассивов на автомобильном  транспорте кроме источников  финансирования прироста норматива  собственных оборотных средств планируются статьи: «Резерв на восстановление износа и ремонт автомобильных шин», «Расчеты в порядке плановых платежей», «Доходы будущих отчетных периодов»;

- на предприятиях  воздушного транспорта приобретение  и пополнение авиационной техники, радиооборудования и запасных  частей к ним осуществляется  за счет амортизационных отчислений, прибыли и ассигнований из  бюджета.

Наряду с финансовым планом составляется и план валютных поступлений и платежей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

2.1. Сущность финансов железнодорожного транспорта

 

Организации и учреждения железнодорожного транспорта осуществляют свою финансово-экономическую деятельность на принципах сочетания государственного регулирования и рыночных отношений.

Всю совокупность финансово-экономических отношений в отрасли можно разделить на следующие группы:

1) с пользователями  транспортных услуг (с пассажирами, отправителями и получателями грузов, заинтересованными организациями и гражданами) – по оплате услуг и участию в развитии объектов железных дорог;

2) с федеральным бюджетом. Такие отношения касаются:

− финансирования за счет государственных капитальных вложений выполнения федеральных государственных нужд, т.е. строительства и реконструкции магистральных железнодорожных линий, объектов мобилизационного назначения, приобретения железнодорожного подвижного состава;

− транспортного обеспечения в рамках государственного оборонного заказа;

− компенсации убытков от социально значимых пассажирских перевозок в целом и от льготного проезда, в частности. Как следует из финансовой отчётности ОАО «РЖД», компенсация убытков по перевозке пассажиров, полученная из региональных и федерального бюджетов, составила в 2004 г. 2 656 млн руб. (кроме того, на 31.12.2004 г. оставалась дебиторская задолженность в размере 322 млн руб.), в 2005 г. − соответственно 1 628 млн руб. (237 млн руб.) 1;

− финансирования реализации федеральных программ, касающихся функционирования подотрасли. Как известно, постановлением Правительства РФ от 18.05.2001 г. № 384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2001−2010 гг. Очевидно, что ее реализация в ближайшее время потребует, кроме всего прочего, и значительных финансовых вложений, большая часть которых будет выделена из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848 утверждена федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России на 2002–2010 годы". В подпрограмме "Железнодорожный транспорт" предусматривается решение задач развития инфраструктуры железных дорог, строительства новых линий, обеспечения безопасности, развития пассажирского комплекса, обновления парка локомотивов и грузовых вагонов, научно-технического обеспечения железнодорожного транспорта. При этом отмечается, что задача строительства новых железнодорожных линий включает мероприятия общегосударственного значения, реализация которых не всегда обеспечивает необходимые доходы на вложенный капитал российским железным дорогам, но приносит значительный экономический и социальный эффект для общества в целом (см. Приложения 5–6);

− уплаты налоговых и иных предусмотренных законодательством обязательных платежей и сборов. Предприятия железнодорожного транспорта РФ осуществляют платежи в федеральный бюджет. Объектами налогообложения являются выручка от реализации продукции (работ, услуг), прибыль, имущество, земля, фонд заработной платы. Льгот по уплате налогов железнодорожный транспорт практически не имеет. Исключение составляет налог на землю, расположенную в полосе отвода. В этом случае применяется ставка, составляющая 25% ее общего уровня. Не облагаются налогом на имущество железнодорожные пути сообщения, линии связи и электропередачи;

3) с бюджетами  субъектов Российской Федерации. Помимо федеральных государственных нужд на железнодорожном транспорте существуют виды деятельности, финансирование которых предусмотрено в основном за счёт средств субъектов Российской Федерации. Прежде всего, это строительство и реконструкция (в том числе электрификация) железнодорожных линий, вокзалов, пешеходных мостов и тоннелей, пассажирских платформ и других объектов железнодорожного транспорта по обслуживанию населения региона, приобретение электропоездов и дизель-поездов для пригородного сообщения. Велика роль региональных бюджетов в финансировании социальной сферы железных дорог.

На основе договорных отношений между железной дорогой и соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ возможно:

− регулирование размера тарифов на перевозки грузов, являющихся приоритетными для экономики региона и специальных энергетических тарифов на отпуск электроэнергии железным дорогам;

− выведение из системы железнодорожного транспорта и передача на баланс муниципалитетов объектов социальной сферы, убыточных, малодеятельных линий;

− согласование сумм компенсаций убытков от перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Стоит отметить, что региональной политике в деятельности ОАО "РЖД" отводится особое место. В 2005 г. были подписаны Генеральные соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта с 75 субъектами РФ. Это крупные заказы компании на отечественных промышленных предприятиях, совместные инвестиционные проекты и др.

Таким образом, за счет выделения средств из расходной части региональных бюджетов на компенсацию выпадающих доходов и снижение расходов по перевозкам пассажиров увеличиваются финансовые ресурсы железных дорог.

В среднем по регионам России платежами пассажиров и компенсациями из бюджетов субъектов РФ оплачивается 60% расходов по пригородным перевозкам. Убытки покрываются выплатами из бюджетов на 45%, остальная доля убытков погашается прибылью от грузовых перевозок. За счет этого же источника почти полностью погашаются убытки по пассажирским перевозкам в дальнем сообщении2.

Сегодня ведётся создание пригородных железнодорожных акционерных

компаний с электропоездами, моторо-вагонными депо, пригородными вокзалами и платформами. В их формировании предусмотрено участие местных и региональных органов власти субъектов Федерации. При этом разрабатывается механизм финансирования этих акционерных компаний за счёт средств местных бюджетов. Иными словами, убытки по пассажирским перевозкам должны компенсироваться из этих бюджетов.

Данная группа финансовых отношений, как и предыдущая, затрагивает перечисление налоговых и иных платежей в доход бюджета субъекта;

4) с местными бюджетами (бюджетами муниципальных образований). К таким финансово-экономическим отношениям относятся совместное развитие объектов железных дорог, передача местным органам власти социальных активов акционерного общества с одновременным финансированием расходов по их содержанию. Выше уже говорилось, что на основе договорных отношений между железной дорогой и соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ возможно выведение из системы железнодорожного транспорта и передача на баланс муниципалитетов объектов социальной сферы. ОАО «РЖД» оценило расходы, выделяемые в 2006 г. на содержание объектов социальной сферы, переданных местным органам власти, в 730 млн рублей 3.

Кроме этого к данной группе можно отнести уплату предприятиями, осуществляющими перевозочный процесс, налоговых и иных, предусмотренных законодательством, обязательных платежей и сборов, финансирование пригородных перевозок за счёт средств муниципального образования, компенсацию льготного проезда населения;

5) внутриотраслевые финансово-экономические отношения. Такие отношения складываются:

− между отдельными железными дорогами;

− между отдельными учреждениями инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Такие отношения касаются решения внутренних вопросов деятельности ЖДТ между ФА ЖДТ РФ как федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, осуществляющим в соответствии с законом государственное управление отраслью, и ОАО «РЖД», его филиалами − отдельными железными дорогами; между самими железными дорогами как самостоятельными хозяйственными субъектами и партнерами по хозяйственным связям. К основным аспектам таких отношений сегодня относятся:

− установление порядка формирования доходов железных дорог, получаемых от перевозок пассажиров, грузов, багажа. Учитывается конкретный вклад каждой железной дороги в перевозочный процесс в прямом смешанном сообщении. При этом применяются расчетные цены;

− заключение договоров между железными дорогами (например, по распределению доходов от перевозок, расчётам в связи с несохранными перевозками грузов или повреждением технических средств);

− заключение договоров между железными дорогами, предприятиями по ремонту подвижного состава и производству запасных частей, другими предприятиями железнодорожного транспорта, связанными с организацией и обеспечением перевозочного процесса;

− создание централизованных фондов и резервов для решения общеотраслевых задач, в том числе для финансирования текущих затрат общесетевого характера, материального и социального развития подведомственных предприятий и учреждений.

Совокупность вышеперечисленных денежных отношений составляет основу финансов железнодорожного транспорта.

 

    1. Централизация управления финансами отрасли: необходимость и формы проявления

 

К финансово-экономическому блоку в структуре ОАО «РЖД» относят:

- Департамент  «Казначейство»;

- Департамент  управления финансами;

- Департамент  планирования и бюджетирования;

- Департамент  бухгалтерского и налогового  учёта;

- Департамент  инвестиционной деятельности;

- Управление  экспертизы проектов и смет.

На железнодорожном транспорте создана своего рода отраслевая банковская система − ассоциация транспортных банков на базе коммерчес-кого банка «Транскредитбанк». Открытое акционерное общество «Транс-кредитбанк» зарегистрировано в 1992 году. В 1999 году основными акцио-нерами банка стали структуры Министерства путей сообщения РФ.

Первоначальными учредителями банка стали крупные промышленные

предприятия топливно-энергетического и металлургического комплексов. В настоящее время Транскредитбанк – стратегический партнер ОАО «РЖД». Клиентами банка являются все 17 железных дорог России, имеющих статус филиалов ОАО «РЖД», и большая часть отечественных предприятий и организаций железнодорожного транспорта.

Банк поэтапно реализует меры по диверсификации деятельности в рамках всей транспортной отрасли экономики. Особое внимание уделяется развитию сотрудничества с компаниями, имеющими постоянные производственные и партнерские связи с ОАО «РЖД». В числе клиентов банка – металлургические и машиностроительные предприятия, выполняющие заказы отрасли, основные компании-перевозчики, крупные внешнеторговые организации, а также компании иных сфер экономики.

В настоящее время руководство ОАО «РЖД» рассматривает возможность приобретения доли участия в уставном капитале банка.

В ОАО "РЖД" функционируют 5 видов расчётных счетов:

1. Расчётный  счёт ОАО "РЖД" по месту нахождения  в г. Москве.

2. Расчётные  счета ОАО "РЖД" с ограниченным  режимом функциони-рования (для доходных поступлений по основной деятельности) – "доходные счета" для приема провозных платежей по месту расположения железных дорог.

Информация о работе Финансы предприятий транспорта