Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:53, курсовая работа
Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Транспорт – часть экономики: он одновременно и условие её развития, и потребитель имеющихся у нее ресурсов. Если рассматривать транспорт только как условие развития, то можно говорить, что стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей экономики и общества в конкурентоспособных транспортных услугах. Если же рассматривать транспорт и как потребителя ресурсов, то он явный конкурент другим отраслям экономики в их борьбе за ресурсы.
Введение
Глава 1. Особенности и принципы организации финансов транспорта
Организация финансов транспорта и ее особенности
Принципы организации финансов предприятий транспорта
1.3 Налогообложение и система планирования распределения финансов транспорта
Глава 2. Организация финансовых отношений на транспорте
2.1 Характеристика финансов предприятий железнодорожного транспорта
2.2 Характеристика финансов предприятий автомобильного транспорта
2.3 Характеристика финансов водного транспорта
Заключение
Список использованной литературы
- в финансовом плане
предприятий речного и
- нормативы собственных
оборотных средств предприятий
автомобильного транспорта
- в составе устойчивых
пассивов на автомобильном
- на предприятиях воздушного
транспорта приобретение и
Наряду с финансовым планом составляется и план валютных поступлений и платежей.
В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного производства.
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач, можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное.
При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.
В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке.
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
- прогноза отчета о прибылях и убытках;
- прогноза движения денежных средств;
- прогноза бухгалтерского баланса.
Глава 2. Организация финансовых отношений на транспорте
2.1 Характеристика финансов
предприятий железнодорожного
Железнодорожный транспорт:
- занимает ведущее место
в транспортной системе страны,
находится в собственности
- регулярность грузовых
и пассажирских перевозок не
зависит от климатических
- высокая пропускная и
провозная способность, измеряемая
миллионами тонн грузов и
- невысокая себестоимость
перевозок, более короткий путь
движения по сравнению с
Доходы железнодорожного транспорта подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Доходами от обычных видов деятельности являются следующие виды поступлений, связанных с оказанием услуг, выполнением работ, от продажи продукции и товаров сторонним организациям:
- грузовые перевозки;
- услуги инфраструктуры;
- предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении);
- пассажирские перевозки
в дальнем следовании и
- ремонт подвижного состава;
- строительство объектов инфраструктуры;
- научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
- услуги социальной сферы;
- прочие виды деятельности.
Доходы от грузовых перевозок включают плату за перевозку груза, грузобагажа, дополнительные сборы за перевозку груза и прочие доходы. Доходы от пассажирских перевозок состоят из провозной платы, различных видов доплат за условия перевозок, а также перевозку багажа и почты. Местные доходы станций – это плата за различные услуги на пассажирских станциях, которые оказываются пассажирам. Доходы от подсобно-вспомогательной деятельности – это поступления от реализации продукции промышленных предприятий и от услуг непромышленных организаций. Местные доходы железной дороги состоят из штрафов и сборов с грузоотправителей и грузополучателей за нарушение правил и условий перевозок. К прочим доходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы.
Состав основных источников поступления финансовых ресурсов ОАО «РЖД» формируется по важнейшим финансово-экономическим сферам деятельности.
По текущей (операционной) деятельности:
1) доходы от основных видов деятельности:
- грузовые перевозки;
- пассажирские перевозки в дальнем следовании;
- пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
2) доходы от прочих видов деятельности:
- ремонт подвижного состава компаний-собственников;
- сдача подвижного состава в аренду;
- производство промышленной продукции;
- строительство;
- другие виды выполняемых работ и оказываемых услуг.
Часть нижеперечисленных финансовых средств, полученных по прочим видам деятельности, остается в распоряжении территориальных филиалов (железные дороги) в составе мотивационного финансирования:
- доходы от продажи
и аренды имущества (в случаях,
когда аренда не является
- субвенции и субсидии из федерального, региональных и местных бюджетов;
- средств, получаемых от
страховых организаций на
- страховых возмещений, получаемых от страховых организаций;
- краткосрочных заемных средств;
- иных средств, поступающих
в распоряжение ОАО «РЖД» в
соответствии с
Часть финансовых средств, полученных по финансовой деятельности, остается в распоряжении территориальных филиалов (железных дорог):
- привлечение средств
от размещения облигаций и
других ценных бумаг
- доходов от продажи ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и других ценных бумаг сторонних организаций;
- процентов и дивидендов
по ранее приобретенным на
срок до 12 месяцев акциям, облигациям
и другим ценным бумагам
По инвестиционной деятельности:
- собственных средств – амортизационные отчисления, чистая (нераспределенная) прибыль;
- привлечение средств
от размещения облигаций и
других ценных бумаг
- долгосрочных средств (кредиты и займы);
- доходов от продажи
ранее приобретенных на срок
более 12 месяцев акций, облигаций
и других ценных бумаг
- доходов от продажи земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов;
- процентов и дивидендов
по ранее приобретенным на
срок более 12 месяцев акциям, облигациям
и другим ценным бумагам
- средств из федерального
бюджета на финансирование
- субсидий и субвенций из федерального, регионального и местных бюджетов на срок более 12 месяцев (компенсации расходов по пассажирским перевозкам, экономические программы развития регионов и др.).
Группировка и состав расходов Номенклатуры приведен на рис. 1.
Номенклатура расходов основных видов хозяйственной
деятельности железнодорожного транспорта
Расходы, связанные с производством и реализацией Прочие расходы (внереализационные, операционные и чрезвычайные)
Расходы, специфические для каждого места возникновения затрат и видов работ Расходы, общие для всех мест возникновения затрат и видов работ Общехозяйственные расходы
Грузовые перевозки
Содержание и эксплуатация инфраструктуры
Предоставление услуг локомотивной тяги
Ремонт подвижного состава
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении
Пассажирские перевозки в дальнем следовании
Информационной базой формирования, планирования и учета эксплуатационных расходов является Номенклатура расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта (2003г.), далее – Номенклатура. Номенклатура обеспечивает единый подход к формированию расходов, обоснованное определение потребностей в трудовых, материальных и финансовых ресурсов (в денежном выражении), единообразное определение состава затрат, включаемых в конкретные группы расходов; она дает возможность получения необходимой информации для калькулирования себестоимости перевозок (работ и услуг), для управления затратами, их анализа и возможности их оптимизации.
Расходы группируются:
- по связи с производственным
процессом (производственные и
- экономическому содержанию (по элементам затрат);
- по статьям Номенклатуры расходов (в разрезе элементов затрат).
В статье объединяются затраты по целевому назначению. Каждой статье расходов присвоен определенный номер для кодирования первичных документов. Расходы, отнесенные на статьи Номенклатуры, используются в дальнейшем для формирования групп расходов по укрупненным видам работ (УВР), по хозяйствам, по видам деятельности.
Такой подход исключает возможность повторного учета затрат.
Расходы группируются также по способу учета (прямые – относящиеся непосредственно на конкретный вид продукции и косвенные, распределяемые по видам продукции); по месту возникновения затрат (по отраслевым хозяйствам и по расходам общим для всех мест возникновения затрат и по видам работ).
Кроме того, специфические (прямые производственные расходы) группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам, а по локомотивному хозяйству дополнительно и по видам тяги. В группу «Прочие расходы» входят новые группы - внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы.
В соответствии со структурной реформой отрасли Номенклатура сформирована таким образом, чтобы обеспечит группировку расходов по основным видам деятельности:
1. грузовые перевозки;
2. содержание и эксплуатация инфраструктуры;
3. предоставление услуг локомотивной тяги;
4. пассажирские перевозки в дальнем следовании;
5. пассажирские перевозки в пригородном сообщении;
6. ремонт подвижного состава.
Для этой цели произведена классификация расходов по Укрупненным видам работ (УВР). С учетом указанного деления расходов по видам деятельности изменена нумерация статей.
Расходы, вызываемые непосредственно производственным процессом, называются в Номенклатуре - расходами по местам возникновения затрат и видам работ. Они подразделяются на прямые, специфические для каждого места возникновения затрат или видов работ на расходы, общие для всех мест возникновения затрат и видов работ и общехозяйственные.
2.2 Характеристика финансов
предприятий автомобильного
Автомобильный транспорт:
- более высокая маневренность и скорость доставки грузов, чем на железнодорожном, речном и морском транспорте;
- дает возможность доставлять грузы от склада отправителя до склада получателя, минуя перепогрузочные операции;
- требует небольших по
сравнению с железнодорожным
транспортом капитальных