Финансы предприятий транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Транспорт – часть экономики: он одновременно и условие её развития, и потребитель имеющихся у нее ресурсов. Если рассматривать транспорт только как условие развития, то можно говорить, что стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей экономики и общества в конкурентоспособных транспортных услугах. Если же рассматривать транспорт и как потребителя ресурсов, то он явный конкурент другим отраслям экономики в их борьбе за ресурсы.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Особенности и принципы организации финансов транспорта

Организация финансов транспорта и ее особенности

Принципы организации финансов предприятий транспорта

1.3 Налогообложение и система планирования распределения финансов транспорта

Глава 2. Организация финансовых отношений на транспорте

2.1 Характеристика финансов предприятий железнодорожного транспорта

2.2 Характеристика финансов предприятий автомобильного транспорта

2.3 Характеристика финансов водного транспорта

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 60.97 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ,

СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)

 

 

 

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

 

 

 

Кафедра «Финансов, кредита и банковского дела»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине     « Финансы »

на тему: « Финансы предприятий транспорта »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Выполнила студентка

                                                                         группы ЗОЭ-1320б

                                                                  Бобырева С.А.

                                                                                 Научный руководитель

                                                              Исаева Е.А.

 

 

 

 

Москва, 2014 г.

Содержание:

 

Введение

 

Глава 1.  Особенности и принципы организации финансов транспорта

 

    1. Организация финансов транспорта и ее особенности

 

    1. Принципы организации финансов предприятий транспорта

 

   1.3 Налогообложение  и система планирования распределения  финансов транспорта

 

Глава 2. Организация финансовых отношений на транспорте

 

  2.1 Характеристика финансов  предприятий железнодорожного транспорта 

 

 2.2 Характеристика финансов предприятий автомобильного транспорта

 

2.3 Характеристика финансов  водного транспорта

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Транспортный комплекс состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и представляет собой особую транспортную отрасль производства, обладающую общностью законов развития, однородностью производственных процессов и назначением создаваемой продукции. Транспорт – часть экономики: он одновременно и условие её развития, и потребитель имеющихся у нее ресурсов. Если рассматривать транспорт только как условие развития, то можно говорить, что стратегической целью развития транспортной системы является удовлетворение потребностей экономики и общества в конкурентоспособных транспортных услугах. Если же рассматривать транспорт и как потребителя ресурсов, то он явный конкурент другим отраслям экономики в их борьбе за ресурсы. Чем больше ресурсов израсходует транспорт, тем меньше достанется другим отраслям производства, другим потребителям. Поэтому стратегия развития транспорта должна строиться с учетом неразрывности двух его функций: как поставщика услуг, необходимых для развития экономики, так и потребителя ресурсов. Инструментов такой увязки, согласовывающих наличие и потребление ресурсов, известно два. Это народнохозяйственный план и рынок. Особенности транспорта и огромные размеры нашей страны мало способствуют созданию внутриотраслевых эффективных транспортных рынков. В настоящее время действенные условия для внутриотраслевой конкуренции есть только на автотранспорте, да и то не везде. Внутриотраслевая конкуренция на морском и авиатранспорте обусловлена не только внутренними факторами, но их включенностью в мировой рынок транспортных услуг. Однако определенные условия для межотраслевой конкуренции между различными видами транспорта существуют. Такая конкуренция позволяет потребителям транспортных услуг самостоятельно выбирать тот вид транспорта, который способен наилучшим образом удовлетворить их потребности. Денежные потоки и величина денежного оборота определяются характером деятельности предприятия и объемами производства, размерами операций с поставщиками и покупателями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями и т.п. Экономические и организационные особенности функционирования отрасли транспорта оказывают влияние и на содержание финансов. Транспорт представляет собой отрасль, обеспечивающую жизненно необходимую потребность общества в перевозке грузов и пассажиров.

Транспорт как отрасль представляет собой совокупность средств и путей сообщения, нормальную деятельность которых обеспечивают различные технические устройства и сооружения.

В понятии «транспорт» входят также отдельные элементы (подвижной состав, дороги, терминалы и др.), взаимодействующие между собой для выполнения определенных работ, поэтому необходимо рассматривать транспорт как систему. Система представляет собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов), подчиненных определенному принципу. Транспорт рассматривают как элемент большой системы – экономики в целом – или как подсистему экономики, предназначенную обслуживать экономические связи в сфере обращения всеми видами транспорта, включая городской, промышленный (технологический) и специализированый.

Транспорт – очень трудоемкая отрасль, в которой занято более 10% работающих граждан страны. Транспортная отрасль потребляет 60% мирового производства жидких нефтепродуктов, 20% стали, 80% свинца, 70% синтетических каучуков, 40% лакокрасочных изделий и др.

Существуют причинно-следственные связи между уровнем развития транспорта и структурой общества. Так, появление железнодорожного транспорта связало города и страны, облегчив освоение новых территорий для проживания населения и производства продукции. Рост городов, в свою очередь, обусловил развитие городского транспорта и создание новых видов транспорта для качественного обслуживания городского населения.

Одна из самых больших проблем транспортной отрасли – невозможность создания запаса «продукции транспорта».

Транспортная продукция обладает одной особенностью: с увеличением объемов перевозимых грузов (пассажиров) возникает необходимость перехода на другой вид транспорта.

Особенности, отличающие транспорт от других отраслей народного хозяйства:

- транспорт не производит  новой вещественной продукции;

- продукция транспорта  – перевозка грузов и пассажиров  – неотделима от процесса транспортного  производства;

- продукция транспорта  не содержит сырья;

- кругооборот средств.

Показатели уровня транспортной работы определяют преимущества и особенности того или иного вида транспорта: грузооборот; пассажирооборот; средняя дальность перевозки; трудоемкость; пропускная способность дороги; провозная способность дороги; себестоимость перевозок; удельные капиталовложения; производительность труда; грузонапряженность и пассажиронапряженность.

Транспорт имеет единую транспортную систему. Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, и нормативно-правовыми взаимоотношениями.

В состав транспортной системы входит: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, речной транспорт, морской транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт, промышленный транспорт, городской транспорт, космической транспорт.

Денежные потоки и величина денежного оборота определяются характером деятельности предприятия и объемами производства, размерами операций с поставщиками и покупателями, бюджетными и внебюджетными фондами, банками и страховыми организациями и т.п. Экономические и организационные особенности функционирования отрасли транспорта оказывают влияние и на содержание финансов. Это и определило актуальность и специфику данной работы.

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности и принципы организации финансов транспорта

 

   1.1 Организация финансов  транспорта и ее особенности

 

Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.

Особенности, отличающие транспорт от других отраслей народного хозяйства:

1. Транспорт не производит  новой вещественной продукции.

2. Продукция транспорта  – перевозка грузов и пассажиров  – неотделима от процесса транспортного  производства.

3. Продукция транспорта  не содержит сырья.

4. Кругооборот средств.

Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, удаление твердых отходов), а также такте инженерные сооружения, как плотины, сети ирригационных и дренажных каналов.

Транспорт имеет единую транспортную систему. Под единой транспортной системой подразумевают совокупность всех видов транспорта, связанных экономическими, технологическими, и нормативно-правовыми взаимоотношениями.

В состав транспортной системы входит:

1. Железнодорожный транспорт

2. Автомобильный транспорт

3. Речной транспорт

4. Морской транспорт

5. Воздушный транспорт

6. Трубопроводный транспорт

7. Промышленный транспорт

8. Городской транспорт

9. Космической транспорт.

Показатели уровня транспортной работы определяют преимущества и особенности того или иного вида транспорта:

- грузооборот;

- пассажирооборот;

- средняя дальность перевозки;

- трудоемкость;

- пропускная способность  дороги;

- провозная способность  дороги;

- себестоимость перевозок;

- удельные капиталовложения;

- производительность труда;

- грузонапряженность и  пассажиронапряженность.

 

Особенности функционирования транспортных предприятий:

- продукция транспорта  не имеет вещественной формы, т.к. транспорт не производит, а  лишь перемещает товары и продукцию, созданную в других отраслях  экономики;

- цены на транспортную  продукцию складываются на основе  тарифов на грузовые и пассажирские  перевозки;

- в качестве единицы  измерения транспортной продукции  используют: тонно-километры, пассажиро-километры, количество пассажиров, тонны грузооборота;

- продукция транспорта  не накапливается в запасах, поэтому  транспорт не может работать  без резерва локомотивов и  вагонов и должен учитывать  пропускную способность дорог;

- транспорт не добавляет  и не создает ничего вещественного  к перевозимому товару, поэтому  из формы кругооборота капитала  выпадает товар (Т) в виде вещи, т.к. продается сам производственный  процесс;

- в составе средств  производства на транспорте нет  сырья;

- характеризуется неравномерностью  использования в течение года  транспортных средств.

Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.

Производственный процесс на транспорте состоит из следующих этапов:

- погрузка грузов в  подвижной состав;

- перемещение между пунктами  отправления и назначения;

- выгрузка в пункте  назначения.

Каждый из этапов слагается из ряда операций.

Погрузка груза включает работы и затраты по подготовке груза к отправлению, закреплению, увязке, взвешиванию, подсчету, оформлению транспортной документации.

Для перемещения выбирается тип подвижного состава, маршрут движения, обеспечивается безопасность движения и сохранность груза, заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами, осуществляется контроль за движением подвижного состава.

При выгрузке необходимо ознакомление грузополучателя с товарораспорядительными документами, взвешивание и подсчет груза, выявление порчи или потерь.

Эффективность транспортного процесса зависит от продолжительности выполнения каждого элемента.

Развитие действующих транспортных путей связано с длительными сроками изысканий и проектирования, создания соответствующих промышленно-строительных мощностей и подготовки материально-финансовых ресурсов.

Транспорт используется не только для осуществления внешних перевозок, но и для перевозок внутри производства (внутрипроизводственный транспорт), издержки которого являются частью производственных издержек предприятия. Внутрипроизводственный транспорт является частью отрасли, в которой он функционирует.

Особенности и преимущества технико-экономических характеристик видов транспорта.

Высокий удельный вес в себестоимости предприятий транспорта занимает заработная плата, затраты на топливо, электрическую энергию, амортизация, ремонт, что обусловлено постоянным движением транспортных средств.

К снижению себестоимости приводит:

- использование мощных  и экономичных локомотивов, судов  и автомашин;

- автоматизация и электрификация  железных дорог;

- улучшение состояния  шоссейных дорог и условий  судоходства;

- механизация погрузочно-разгрузочных  работ;

- внедрение передовых  методов организации перевозок  и труда.

Основными показателями себестоимости перевозок являются:

- общая сумма расходов  по основным видам затрат на  весь объем перевозок по видам  транспорта;

- экономия от снижения  себестоимости;

- себестоимость десяти  приведенных тонно-километров (тонно-миль).

Расчеты осуществляются по статьям затрат, аналогичным затратам промышленным предприятиям, но дополнительно включаются следующие статьи:

- на морском и речном  транспорте - расходы на текущий  ремонт флота, платежи в бюджет  по инвалютным расходам;

- на воздушном - текущий  ремонт самолетного парка, аэропортовые  расходы;

- на автомобильном - текущий  ремонт и техническое обслуживание;

- на трубопроводном - потери  газа и нефти в газо-нефтепроводах.

Для определения плановой величины транспортных затрат используются:

- исходные данные, содержащиеся  в расчете плана перевозок, материально-технического  снабжения, плана по труду и  финансам;

- оценка экономической  эффективности, достигнутой в результате  совершенствования организации  транспортной работы;

Информация о работе Финансы предприятий транспорта