Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 16:17, курсовая работа
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
ВВЕДЕНИЕ
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности; служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.
Муниципальные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Они построены на принципах самостоятельности, прозрачности финансовых потоков, гласности, государственной финансовой поддержки.
Существующее государственное законодательство декларирует, что местные финансы не являются составной частью государственного бюджета.1 Необходимо отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой, наблюдается устойчивая тенденция опережающего роста местных финансов в сравнении с финансами федеральных центров. Несмотря на более значимую роль государственного бюджета, доля местных финансов (применительно к Государственному территориальному - устройству) в финансовых государственных системах достаточна велика - в Японии, США, Германии - более 50%; в Великобритании, Франции - более 30%.
Финансовой базой местных
органов власти являются их бюджеты.
Бюджетные и имущественные
Местные бюджеты - один из главных
каналов доведения до населения
конечных результатов производства.
Через них общественные фонды
потребления распределяются между
отдельными группками населения. Из
этих бюджетов в известной мере финансируется
и развитие отраслей производственной
сферы, в первую очередь местной
и пищевой промышленности, коммунального
хозяйства, объем продукции и
услуги которых также являются важным
компонентом обеспечения
Этим и обусловлена актуальность темы данной курсовой работы.
Цель работы - рассмотреть правовую и экономическую основу комплексного социально-экономического развития муниципального образования на примере города Нефтекамск.
Основные задачи работы:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов;
- проанализировать доходы
и расходы местного бюджета
на примере конкретного
Структура работы соответствует поставленным задачам. В первой главе рассмотрена правовая основа деятельности муниципального образования, определена роль бюджета муниципального образования для социально-экономического развития. Во второй главе анализируются доходные источники, их использование, дается анализ финансовой самостоятельности бюджета г.Нефтекамск.
1 ПРАВОВОЕ И
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Oбязательный компонент демократического государственного строя - местное сaмоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы.
Mуниципальное образование - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделены определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Правовой основой функционирования местных бюджетов в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации 1993 г.; Бюджетный кодекс Российской Федерации 1998 г.; Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (новая редакция).
В Конституции Российской Федерации (ст. 132) зафиксировано, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Вопросы местных бюджетов нашли отражение в ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации, где установлены виды налогов и сборов.
Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст.9 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в которой к ведению органов местного самоуправления отнесены:
- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;
- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля эй их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;
- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;
- определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
- предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
- определение порядка осуществления муниципальных заимствований;
- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.
Бюджетным кодексом Российской Федерации также определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов, при этом представительные органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации. В Бюджетном кодексе зафиксированы права муниципальных образований на получение финансовой помощи из региональных бюджетов.2
Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 стал важным шагом в развитии финансово-бюджетных прав местных органов самоуправления. В соответствии с Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации обеспечивают муниципальным образованиям (городам, районам, селам) минимальные местные бюджеты, а минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
Закон устанавливает, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются соответственно в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов Российской Федерации. Кроме того, увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими решения. Решения этих органов реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств. В стране впервые сформирована система представления интересов местного самоуправления, которая способна выражать интересы всех типов муниципальных образований России. Пройдя через довольно сложные этапы становления, местное самоуправление уже сумело заявить о себе как о серьезном ресурсе развития страны.
Принятие в 2003 г. Федерального
закона «Об общих принципах
1.2. Роль
бюджета в социально-
Финансовая база местных
органов власти — их бюджеты. Предоставленные
этим органам бюджетные и
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:
- формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
- распределении и использовании этих фондов между отраслями народного хозяйства;
- контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.
В основе распределения
общегосударственных денежных ресурсов
между звеньями системы заложены
принципы самостоятельности местных
бюджетов, их государственной финансовой
поддержки. Исходя из этих принципов, доходы
местных бюджетов формируются за
счет собственных доходов и
Формирование бюджетов муниципальных
образований, сосредоточение в них
денежных ресурсов дает возможность
муниципалитетам в полной мере проявлять
финансово-хозяйственную
Финансовые органы муниципалитетов
могут через местные бюджеты
оказывать воздействие на образование
оптимальных пропорций в
Роль местных бюджетов в социальном и экономическом развитии регионов может еще больше возрасти при определенных условиях. Такими условиями могут быть наделение органов местного самоуправления дополнительными полномочиями по формированию доходов местных бюджетов и их использованию.
Порядок формирования местных финансов определен Бюджетным кодексом Российской Федерации4, Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления» от 25 сентября 1997г, № 126-ФЗ. Данный закон определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношениях органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.
1.3. Финансовые
ресурсы муниципальных
Основной
целью деятельности органов
Вместе с тем реализация
Для выполнения приоритетных
задач и направлений социально-