Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 16:17, курсовая работа
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
В настоящее время у
органов местного самоуправления не
хватает финансовых ресурсов для
формирования и реализации планов и
программ социально-экономического развития
муниципальных образований
Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, пока не могут стать определяющими в структуре доходов местных бюджетов.5 Наиболее значимыми из всех налоговых доходов для местных бюджетов останутся отчисления от налога на доходы физических лиц.
Но даже все в совокупности
налоговые и неналоговые доходы
местных бюджетов не смогут обеспечить
формирование достаточной собственной
доходной базы местных бюджетов. Очевидно,
что в большинстве
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан.
Социально-экономическое
развитие муниципальных образований
обеспечивается органами местного самоуправления
не только за счет финансовых ресурсов,
но и материальных средств. Муниципальное
имущество необходимо органам местного
самоуправления для формирования неналоговых
доходов местных бюджетов, создания
благоприятной среды для
Реализация интересов
и потребностей населения непосредственно
связана с соответствующей
В связи с этим особое значение для социально-экономического развития муниципальных образований имеет взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления с бизнес сообществом, а также поддержка и развитие малого предпринимательства.
Финансовые ресурсы, находящиеся
в распоряжении муниципалитетов, не
покрывают все имеющиеся
2. АНАЛИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ГОРОДА НЕФТЕКАМСК
2.1. Анализ доходных
источников муниципального
Анализ муниципального бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. начнем с оценки динамики доходов ( рисунок 1, таблица 1).6
Рис.1 Динамика доходов бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.
На основе данных таблицы
3 можно сделать следующие
1) по сравнению с 2009г. общий объем доходов бюджета в 2010г. возрос на 316743 тыс. руб. (темп роста 136, 19%). В первую очередь на рост доходов повлияли рост безвозмездных поступлений на 138066 тыс. руб. (темп роста 138,39 %), увеличение поступлений от налога на прибыль и доходы на 75091 тыс. руб. (темп роста 127,95%), а также рост доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 51296 тыс. руб. (темп роста 217,10%);
2) в 2011г. объем доходов бюджета по сравнению с 2010г. возрос в относительном выражении незначительно - на 4,24% (в абсолютном отношении рост составил 50495 тыс. руб.). Основной причиной данного роста стало значительное увеличение безвозмездных поступлений как в абсолютном (218509 тыс. руб.), так и в относительном выражении (143,91%). При этом по остальным видам доходов бюджета наблюдается снижение поступлений за исключением поступлений налога на имущества и поступлений от штрафов, санкций и возмещения ущерба. Таким образом, можно констатировать, что в 2011г. рост доходов бюджета вызван в основном увеличением безвозмездных поступлений при сокращении остальных видов дохода бюджета.
Таблица 1 - Динамика доходов бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Изменение в 2010г. к 2009г. |
Изменение в 2011г. к 2010г. | ||
абсол. |
Темп прироста, % |
абсол. |
Темп прироста, % | ||||
Налоги на прибыль, доходы |
268683 |
343774 |
286349 |
+75091 |
+27,95 |
-57425 |
-16,70 |
Налоги на совокупный доход |
78554 |
88201 |
83794 |
+9647 |
+12,28 |
-4407 |
-5,00 |
Налоги на имущество |
12302 |
16268 |
30849 |
+3966 |
+32,24 |
+14581 |
+89,63 |
Государственная пошлина |
11371 |
14177 |
13797 |
+2806 |
+24,68 |
-380 |
-2,68 |
Задолженность по отмененным налогам, сборам |
389 |
3289 |
96 |
+2900 |
+745,50 |
-3193 |
- |
Доходы от использования имущества |
73193 |
102750 |
78237 |
+29557 |
+40,38 |
-24513 |
-23,86 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
3761 |
2845 |
1818 |
-916 |
-24,36 |
-1027 |
-36,10 |
Доходы от оказания платных услуг |
5475 |
5989 |
4581 |
+514 |
+9,39 |
-1408 |
-23,51 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
43804 |
95100 |
4090 |
+51296 |
+117,10 |
-91010 |
-95,70 |
Штрафы, санкции, возм-е ущерба |
16989 |
21343 |
22127 |
+4354 |
+25,63 |
+784 |
+3,67 |
Прочие неналоговые доходы |
1016 |
478 |
462 |
-538 |
-52,95 |
-16 |
-3,35 |
Безвозмездные поступления |
359606 |
497672 |
716181 |
+138066 |
+38,39 |
+218509 |
+43,91 |
Изучим структуру доходной части бюджета за период 2009-2011гг. (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика структуры доходов бюджета городского округа Нефтекамск, %
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Абс. изм. 2010г. к 2009г. |
Абс. изм. 2011г. к 2010г. |
Налоги на прибыль, доходы |
30,70 |
28,84 |
23,05 |
-1,86 |
-5,79 |
Налоги на совокупный доход |
8,98 |
7,40 |
6,74 |
-1,58 |
-0,66 |
Налоги на имущество |
1,41 |
1,36 |
2,48 |
-0,04 |
1,12 |
Государственная пошлина |
1,30 |
1, 19 |
1,11 |
-0,11 |
-0,08 |
Задолженность по отмененным налогам, сборам |
0,04 |
0,28 |
0,01 |
0,23 |
-0,27 |
Доходы от использования имущества |
8,36 |
8,62 |
6,30 |
0,26 |
-2,32 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
0,43 |
0,24 |
0,15 |
-0, 19 |
-0,09 |
Доходы от оказания платных услуг |
0,63 |
0,50 |
0,37 |
-0,12 |
-0,13 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
5,01 |
7,98 |
0,33 |
2,97 |
-7,65 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
1,94 |
1,79 |
1,78 |
-0,15 |
-0,01 |
Прочие неналоговые доходы |
0,12 |
0,04 |
0,04 |
-0,08 |
0,00 |
Безвозмездные поступления |
41,09 |
41,76 |
57,65 |
0,66 |
15,89 |
Всего доходов |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
В структуре доходов бюджета
городского округа Нефтекамск значительно
преобладают безвозмездные
Рис.2. - Структура доходов бюджета городского округа Нефтекамск в 2009г., %
Рис.3. - Структура доходов бюджета городского округа Нефтекамск в 2010г., %
Рис.4. - Структура доходов бюджета городского округа Нефтекамск в 2011г., %
Изучим также структуру доходов бюджета городского округа Нефтекамск за анализируемый период, рассмотрев их следующую классификацию7: налоговые доходы (включают налог на прибыль и доходы, налог на совокупный доход, налоги на имущество, государственную пошлину и задолженность по отмененным налогам, сборам);8 неналоговые доходы (включают доходы от использования имущества, платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, санкции, возмещение ущерба, прочие неналоговые доходы); безвозмездные поступления.
Согласно данной классификации объемы и структура доходов бюджета представлены в таблице 3 и на рисунке 5.
Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что за период 2009-2011гг. снижаются доли налоговых и неналоговых доходов, возрастает доля безвозмездных поступлений.
Таблица 3 - Динамика объема и структуры доходов бюджета городского округа г. Нефтекамск по их видам.
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
Доля, % | ||||
2009г. |
2010г. |
2011г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Налоговые доходы |
371299 |
465709 |
414885 |
42,43 |
39,07 |
33,39 |
Неналоговые доходы |
144238 |
228505 |
111315 |
16,48 |
19,17 |
8,96 |
Безвозмездные поступления |
359606 |
497672 |
716181 |
41,09 |
41,76 |
57,65 |
Всего доходов |
875143 |
1191886 |
1242381 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Рис.5. Структура доходов бюджета городского округа Нефтекамск по их видам, %
2.2 Анализ использования средств местного бюджета
Рассмотрев доходы бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг., перейдем к анализу его расходов.
Проанализируем динамику расходов бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. (таблица 4, рисунок 6).
Данные таблицы 4 позволяют сделать следующие выводы:
1) в 2010г. по сравнению с 2009г. наблюдается рост расходов бюджета на 326014 тыс. руб. (темп роста 137,55%), при этом происходит рост по всем видам составляющих расходов, за исключением расходов на национальную экономку. Наиболее существенный вклад в рост расходов бюджета внесли расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (их рост составил 126073 тыс. руб. или 179,36%) и на образование (рост - 110036 тыс. руб. или 122,53%);
Таблица 4 - Динамика расходов бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Изменение в 2010г. к 2009г. |
Изменение в 2011г. к 2010г. | ||
абсол., тыс. руб. |
Темп прироста,% |
абсол., тыс. руб. |
Темп прироста, % | ||||
Общегосударственные вопросы |
38152 |
56110 |
31852 |
+17958 |
+47,07 |
-24258 |
-43,23 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
13386 |
19182 |
15104 |
+5796 |
+43,30 |
-4078 |
-21,26 |
Национальная экономика |
2184 |
51 |
1241 |
-2133 |
-97,66 |
+1190 |
+2333,33 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
158872 |
284945 |
384097 |
+126073 |
+79,36 |
+99152 |
+34,80 |
Образование |
488337 |
598373 |
638293 |
+110036 |
+22,53 |
+39920 |
+6,67 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
25869 |
48413 |
26625 |
+22544 |
+87,15 |
-21788 |
-65,00 |
Здравоохранение и спорт |
107427 |
130404 |
99930 |
+22977 |
+21,39 |
-30474 |
-23,37 |
Социальная политика |
34009 |
56772 |
62910 |
+22763 |
+66,93 |
+6138 |
+10,81 |
Всего расходов |
868236 |
1194250 |
1260052 |
+326014 |
+37,55 |
+65802 |
+5,51 |
Рис.6. - Динамика расходов бюджета городского округа г. Нефтекамск, тыс. руб.
2) по сравнению с 2010г. в 2011г. в относительном выражении расходы бюджета выросли незначительно (на 5,51%), в абсолютном выражении рост составил 65802 тыс. руб.При этом продолжается рост расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и образование. Также возрастают расходы на национальную экономику и социальную политику. Остальные виды расходов бюджета городского округа Нефтекамск в 2011г. были сокращены.
Структура расходов бюджета за период 2009-2011гг. представлена в таблице 5 и на рисунке 7.
Таблица 5 - Динамика структуры расходов бюджета городского округа Нефтекамск, %
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Абс. изм. в 2010г. к 2009г. |
Абс. изм. в 2011г. к 2010г. |
Общегосударственные вопросы |
4,4 |
4,7 |
2,5 |
0,3 |
-2,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1,5 |
1,6 |
1,2 |
0,1 |
-0,4 |
Национальная экономика |
0,3 |
0,0 |
0,1 |
-0,2 |
0,1 |
ЖКХ |
18,3 |
23,9 |
30,5 |
5,6 |
6,6 |
Образование |
56,2 |
50,1 |
50,7 |
-6,1 |
0,6 |
Культура, кинематография и СМИ |
3,0 |
4,1 |
2,1 |
1,1 |
-1,9 |
Здравоохранение и спорт |
12,4 |
10,9 |
7,9 |
-1,5 |
-3,0 |
Социальная политика |
3,9 |
4,8 |
5,0 |
0,8 |
0,2 |
Всего расходов |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
0,0 |