Финансы предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 160.88 Кб (Скачать файл)

В настоящее время у  органов местного самоуправления не хватает финансовых ресурсов для  формирования и реализации планов и  программ социально-экономического развития муниципальных образований осуществления  капитальных вложений и бюджетных  инвестиций в развитие экономики  соответствующих территорий. В первую очередь, это связано с тем, что  размер финансовых ресурсов, необходимый   для   исполнения   расходных   обязательств муниципальных образований, определен на уровне ниже их реальных потребностей.

Земельный налог и налог  на имущество физических лиц, которые  являются местными налогами, пока не могут стать определяющими в структуре доходов местных бюджетов.5 Наиболее значимыми из всех налоговых доходов для местных бюджетов останутся отчисления от налога на доходы физических лиц.

Но даже все в совокупности налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов не смогут обеспечить формирование достаточной собственной  доходной базы местных бюджетов. Очевидно, что в большинстве муниципальных  образований, особенно со слабо развитой налоговой базой, местные бюджеты  будут формироваться в основном за счет финансовой помощи из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств  местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки для отдельных  категорий граждан.

Социально-экономическое  развитие муниципальных образований  обеспечивается органами местного самоуправления не только за счет финансовых ресурсов, но и материальных средств. Муниципальное  имущество необходимо органам местного самоуправления для формирования неналоговых  доходов местных бюджетов, создания благоприятной среды для привлечения  инвестиций в муниципальный сектор экономики, поддержки среднего и  малого предпринимательства, а также  развития механизмов использования  земли и имущества.

Реализация интересов  и потребностей населения непосредственно  связана с соответствующей организацией производства, распределения, обмена и  потребления товаров и услуг  на территории муниципальных образований. Во всех этих процессах активное участие  принимает малый бизнес и от его решения во многом зависит занятость граждан муниципальных образований, качество и уровень их жизни.

В связи с этим особое значение для социально-экономического развития муниципальных образований  имеет взаимодействие и сотрудничество органов местного самоуправления с  бизнес сообществом, а также поддержка  и развитие малого предпринимательства.

Финансовые ресурсы, находящиеся  в распоряжении муниципалитетов, не покрывают все имеющиеся расходные  обязательства. Частичное решение  данной проблемы на муниципальном уровне возможно лишь при условии обеспечения  результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА ГОРОДА НЕФТЕКАМСК

 

2.1. Анализ доходных  источников муниципального образования.

 

Анализ муниципального бюджета  городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. начнем с оценки динамики доходов ( рисунок 1, таблица 1).6

 

 

Рис.1 Динамика доходов бюджета  городского округа Нефтекамск, тыс. руб.

На основе данных таблицы 3 можно сделать следующие выводы:

1) по сравнению с 2009г. общий объем доходов бюджета в 2010г. возрос на 316743 тыс. руб. (темп роста 136, 19%). В первую очередь на рост доходов повлияли рост безвозмездных поступлений на 138066 тыс. руб. (темп роста 138,39 %), увеличение поступлений от налога на прибыль и доходы на 75091 тыс. руб. (темп роста 127,95%), а также рост доходов от продажи материальных и нематериальных активов на 51296 тыс. руб. (темп роста 217,10%);

2) в 2011г. объем доходов бюджета по сравнению с 2010г. возрос в относительном выражении незначительно - на 4,24% (в абсолютном отношении рост составил 50495 тыс. руб.). Основной причиной данного роста стало значительное увеличение безвозмездных поступлений как в абсолютном (218509 тыс. руб.), так и в относительном выражении (143,91%). При этом по остальным видам доходов бюджета наблюдается снижение поступлений за исключением поступлений налога на имущества и поступлений от штрафов, санкций и возмещения ущерба. Таким образом, можно констатировать, что в 2011г. рост доходов бюджета вызван в основном увеличением безвозмездных поступлений при сокращении остальных видов дохода бюджета.

Таблица 1 - Динамика доходов бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.


Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Изменение в 2010г. к 2009г.

Изменение в 2011г. к 2010г.

абсол.

Темп прироста, %

абсол.

Темп прироста, %

Налоги на прибыль, доходы

268683

343774

286349

+75091

+27,95

-57425

-16,70

Налоги на совокупный доход

78554

88201

83794

+9647

+12,28

-4407

-5,00

Налоги на имущество

12302

16268

30849

+3966

+32,24

+14581

+89,63

Государственная пошлина

11371

14177

13797

+2806

+24,68

-380

-2,68

Задолженность по отмененным налогам, сборам

389

3289

96

+2900

+745,50

-3193

-

Доходы от использования имущества

73193

102750

78237

+29557

+40,38

-24513

-23,86

Платежи при пользовании природными ресурсами

3761

2845

1818

-916

-24,36

-1027

-36,10

Доходы от оказания платных услуг

5475

5989

4581

+514

+9,39

-1408

-23,51

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

43804

95100

4090

+51296

+117,10

-91010

-95,70

Штрафы, санкции, возм-е ущерба

16989

21343

22127

+4354

+25,63

+784

+3,67

Прочие неналоговые доходы

1016

478

462

-538

-52,95

-16

-3,35

Безвозмездные поступления

359606

497672

716181

+138066

+38,39

+218509

+43,91


Изучим структуру доходной части бюджета за период 2009-2011гг. (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика структуры доходов бюджета городского округа Нефтекамск, %

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Абс. изм. 2010г. к 2009г.

Абс. изм. 2011г. к 2010г.

Налоги на прибыль, доходы

30,70

28,84

23,05

-1,86

-5,79

Налоги на совокупный доход

8,98

7,40

6,74

-1,58

-0,66

Налоги на имущество

1,41

1,36

2,48

-0,04

1,12

Государственная пошлина

1,30

1, 19

1,11

-0,11

-0,08

Задолженность по отмененным налогам, сборам

0,04

0,28

0,01

0,23

-0,27

Доходы от использования имущества

8,36

8,62

6,30

0,26

-2,32

Платежи при пользовании природными ресурсами

0,43

0,24

0,15

-0, 19

-0,09

Доходы от оказания платных услуг

0,63

0,50

0,37

-0,12

-0,13

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

5,01

7,98

0,33

2,97

-7,65

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1,94

1,79

1,78

-0,15

-0,01

Прочие неналоговые доходы

0,12

0,04

0,04

-0,08

0,00

Безвозмездные поступления

41,09

41,76

57,65

0,66

15,89

Всего доходов

100,00

100,00

100,00

-

-


 

В структуре доходов бюджета  городского округа Нефтекамск значительно  преобладают безвозмездные поступления  от других уровней бюджета Российской Федерации, а также налоги на прибыль, доходы. При этом если в 2010г. по сравнению с 2009г. структура доходов изменяется незначительно, то в 2011г. по сравнению с 2010г. снижается доля налогов на прибыль и доходы, доходов от продажи материальных и нематериальных активов, а также возрастает доля безвозмездных поступлений от других бюджетов РФ. Структура доходов бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг представлена на рисунках 2-4.

 

Рис.2. - Структура доходов бюджета городского округа Нефтекамск в 2009г., %

 

Рис.3. - Структура доходов  бюджета городского округа Нефтекамск в 2010г., %

 

 

Рис.4. - Структура доходов бюджета городского округа Нефтекамск в 2011г., %

Изучим также структуру  доходов бюджета городского округа Нефтекамск за анализируемый период, рассмотрев их следующую классификацию7: налоговые доходы (включают налог на прибыль и доходы, налог на совокупный доход, налоги на имущество, государственную пошлину и задолженность по отмененным налогам, сборам);8 неналоговые доходы (включают доходы от использования имущества, платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, санкции, возмещение ущерба, прочие неналоговые доходы); безвозмездные поступления.

Согласно данной классификации  объемы и структура доходов бюджета представлены в таблице 3 и на рисунке 5.

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что за период 2009-2011гг. снижаются доли налоговых и неналоговых доходов, возрастает доля безвозмездных поступлений.

Таблица 3 - Динамика объема и структуры доходов бюджета городского округа г. Нефтекамск по их видам.

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

Налоговые доходы

371299

465709

414885

42,43

39,07

33,39

Неналоговые доходы

144238

228505

111315

16,48

19,17

8,96

Безвозмездные поступления

359606

497672

716181

41,09

41,76

57,65

Всего доходов

875143

1191886

1242381

100,00

100,00

100,00


 

 

Рис.5. Структура доходов  бюджета городского округа Нефтекамск по их видам, %

 

2.2 Анализ использования  средств местного бюджета

 

Рассмотрев доходы бюджета  городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг., перейдем к анализу его расходов.

Проанализируем динамику расходов бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. (таблица 4, рисунок 6).

Данные таблицы 4 позволяют сделать следующие выводы:

1) в 2010г. по сравнению  с 2009г. наблюдается рост расходов бюджета на 326014 тыс. руб. (темп роста 137,55%), при этом происходит рост по всем видам составляющих расходов, за исключением расходов на национальную экономку. Наиболее существенный вклад в рост расходов бюджета внесли расходы на жилищно-коммунальное хозяйство (их рост составил 126073 тыс. руб. или 179,36%) и на образование (рост - 110036 тыс. руб. или 122,53%);

Таблица 4 - Динамика расходов бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.


 

 

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Изменение в 2010г. к 2009г.

Изменение в 2011г. к 2010г.

абсол., тыс. руб.

Темп прироста,%

абсол., тыс. руб.

Темп прироста, %

Общегосударственные вопросы

38152

56110

31852

+17958

+47,07

-24258

-43,23

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

13386

19182

15104

+5796

+43,30

-4078

-21,26

Национальная экономика

2184

51

1241

-2133

-97,66

+1190

+2333,33

Жилищно-коммунальное хозяйство

158872

284945

384097

+126073

+79,36

+99152

+34,80

Образование

488337

598373

638293

+110036

+22,53

+39920

+6,67

Культура, кинематография и средства массовой информации

25869

48413

26625

+22544

+87,15

-21788

-65,00

Здравоохранение и спорт

107427

130404

99930

+22977

+21,39

-30474

-23,37

Социальная политика

34009

56772

62910

+22763

+66,93

+6138

+10,81

Всего расходов

868236

1194250

1260052

+326014

+37,55

+65802

+5,51


 


Рис.6. - Динамика расходов бюджета городского округа г. Нефтекамск, тыс. руб.

2) по сравнению с 2010г.  в 2011г. в относительном выражении расходы бюджета выросли незначительно (на 5,51%), в абсолютном выражении рост составил 65802 тыс. руб.При этом продолжается рост расходов на жилищно-коммунальное хозяйство и образование. Также возрастают расходы на национальную экономику и социальную политику. Остальные виды расходов бюджета городского округа Нефтекамск в 2011г. были сокращены.

Структура расходов бюджета за период 2009-2011гг. представлена в таблице 5 и на рисунке 7.

Таблица 5 - Динамика структуры расходов бюджета городского округа Нефтекамск, %

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Абс. изм. в 2010г. к 2009г.

Абс. изм. в 2011г. к 2010г.

Общегосударственные вопросы

4,4

4,7

2,5

0,3

-2,2

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1,5

1,6

1,2

0,1

-0,4

Национальная экономика

0,3

0,0

0,1

-0,2

0,1

ЖКХ

18,3

23,9

30,5

5,6

6,6

Образование

56,2

50,1

50,7

-6,1

0,6

Культура, кинематография и СМИ 

3,0

4,1

2,1

1,1

-1,9

Здравоохранение и спорт

12,4

10,9

7,9

-1,5

-3,0

Социальная политика

3,9

4,8

5,0

0,8

0,2

Всего расходов

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0

Информация о работе Финансы предприятий