Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 16:17, курсовая работа
Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Рис.7. - Структура расходов бюджета городского округа Нефтекамск, %
Таким образом, анализ структуры
доходной части бюджета с выделением
таких видов доходов, как налоговые
поступления, неналоговые поступления,
безвозмездные поступления
Анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск проведем по следующим направлениям: оценка исполнения бюджета городского округа Нефтекамск; анализ профицитности (дефицитности) и дотационности бюджета городского округа Нефтекамск.
Оценка исполнения бюджета подразумевает анализ поступления налогов и других видов доходов по каждому источнику, а также анализ финансирования расходов в пределах утвержденных сумм9. В таблице 6 приведена оценка исполнения доходной части бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что за анализируемый период доходная часть в целом была исполнена не в полном объеме: процент исполнения бюджета колеблется на уровне 99,65-99,99%. Следует также отметить, что в каждом из годов анализируемого периода не исполняются в полной мере план по безвозмездным поступлениям, которые имеют весомую долю в доходной части бюджета, что, безусловно, влияет на итоговый процент исполнения бюджета по доходам.
Таблица 6 - Динамика исполнения доходной части бюджета го г. Нефтекамск, тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||||
План |
Факт |
Исполнение бюджета, % |
План |
Факт |
Исполнение бюджета, % |
План |
Факт |
Исполнение бюджета % | |
Налоги на прибыль, доходы |
266463 |
268683 |
100,83 |
341330 |
343774 |
100,72 |
280045 |
286349 |
102,25 |
Налоги на совокупный доход |
78292 |
78554 |
100,33 |
88005 |
88201 |
100,22 |
83761 |
83794 |
100,04 |
Налоги на имущество |
12203 |
12302 |
100,81 |
16124 |
16268 |
100,89 |
30650 |
30849 |
100,65 |
Государственная пошлина |
11297 |
11371 |
100,66 |
14123 |
14177 |
100,38 |
13757 |
13797 |
100,29 |
Задолженность по отмененным налогам, сборам |
384 |
389 |
101,30 |
3285 |
3289 |
100,12 |
97 |
96 |
98,97 |
Доходы от использования имущества |
73041 |
73193 |
100,21 |
101944 |
102750 |
100,79 |
78113 |
78237 |
100,16 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
3750 |
3761 |
100,29 |
2840 |
2845 |
100,18 |
1802 |
1818 |
100,89 |
Доходы от оказания платных услуг |
5466 |
5475 |
100,16 |
6216 |
5989 |
96,35 |
4569 |
4581 |
100,26 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
43784 |
43804 |
100,05 |
95019 |
95100 |
100,09 |
9615 |
4090 |
42,54 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
16812 |
16989 |
101,05 |
21251 |
21343 |
100,43 |
22033 |
22127 |
100,43 |
Прочие неналоговые доходы |
987 |
1016 |
102,94 |
504 |
478 |
94,84 |
448 |
462 |
103,13 |
Безвозмездные поступления |
365731 |
359606 |
98,33 |
501389 |
497672 |
99,26 |
717826 |
716181 |
99,77 |
Всего доходов |
878210 |
875143 |
99,65 |
1192030 |
1191886 |
99,99 |
1242716 |
1242381 |
99,97 |
Оценка исполнения расходной части бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. приведена в таблице 7.
Уровень исполнения бюджета по расходной части (97,61-99,01) также позволяет судить о неполном объеме ее исполнения. Следует также отметить низкий уровень расходов на социальную политику в каждом из годов анализируемого периода.
Таблица 7 - Динамика исполнения расходной части бюджета го г. Нефтекамск, тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. | ||||||
План |
Факт |
Исполнение бюджета, % |
План |
Факт |
Исполнение бюджета, % |
План |
Факт |
Исполнение бюджета, % | |
Общегосударственные вопросы |
38166 |
38152 |
99,96 |
56263 |
56110 |
99,73 |
32570 |
31852 |
97,80 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
13386 |
13386 |
100,00 |
19182 |
19182 |
100,00 |
15104 |
15104 |
100,00 |
Национальная экономика |
2184 |
2184 |
100,00 |
51 |
51 |
100,00 |
2257 |
1241 |
54,98 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
158872 |
158872 |
100,00 |
284955 |
284945 |
100,00 |
384097 |
384097 |
100,00 |
Образование |
488607 |
488337 |
99,94 |
600132 |
598373 |
99,71 |
663020 |
638293 |
96,27 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
25888 |
25869 |
99,93 |
48417 |
48413 |
99,99 |
26625 |
26625 |
100,00 |
Здравоохранение и спорт |
107847 |
107427 |
99,61 |
130664 |
130404 |
99,80 |
100408 |
99930 |
99,52 |
Социальная политика |
51908 |
34009 |
65,52 |
66527 |
56772 |
85,34 |
66798 |
62910 |
94,18 |
Всего расходов |
886858 |
868236 |
97,90 |
1206191 |
1194250 |
99,01 |
1290879 |
1260052 |
97,61 |
Видно, что практически по всем статьям расходов за три года наблюдается увеличение расходов.10 Так, например, значительно увеличились расходы на образование. Это связано с реформированием данной сферы и передачей больших расходных полномочий с областного бюджета на городской. Также значительно возросли расходы, по сравнению с 2009г. в 2010гг. на жилищно-коммунальное хозяйство. Это связано с многочисленными реформами и нововведениями в области жилищно-коммунального хозяйства с 2009года. Можно увидеть также планомерное увеличение расходов с 2009г. в 2011гг. на здравоохранение и спорт, общегосударственные вопросы, культуру и средства массовой информации.
Для анализа профицитности (дефицитности) бюджета городского округа Нефтекамск сопоставим его доходную и расходную части11 (таблица 8).
Таблица 8 - Динамика профицитности (дефицитности) бюджета го г. Нефтекамск, тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Доходы бюджета |
875143 |
1191886 |
1242381 |
Расходы бюджета |
868236 |
1194250 |
1260052 |
Профицит (дефицит) бюджета |
6907 |
-2364 |
-17671 |
Анализ таблицы 8 позволяет сделать вывод о том, что за анализируемый период бюджет переходит от профицитной к дефицитной форме формирования (рисунок 8).
Рис.8 - Сопоставление доходов и расходов бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.
Важнейшей характеристикой
бюджетной независимости и
Оценим степень дотационности бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. (таблица 9, рисунок 9).
Таблица 9 - Динамика дотационности бюджета городского округа Нефтекамск, тыс. руб.
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Безвозмездные поступления |
359606 |
497672 |
716181 |
Всего доходов |
875143 |
1191886 |
1242381 |
Уровень дотационности |
0,41 |
0,42 |
0,58 |
Рис.9. - Уровень дотационности бюджета городского округа Нефтекамск
Оценка степени дотационности бюджета городского округа Нефтекамск за 2009-2011гг. позволяет сделать вывод о том, что за анализируемый период происходит рост уровня дотационности бюджета. Таким образом, в данной главе была изучена бюджетная финансовая самостоятельность городского округа Нефтекамск по следующим направлениям:
Анализ динамики доходов бюджета позволил сделать следующие выводы:
1) по сравнению с 2009г. общий объем доходов бюджета в 2010г. возрос на 316743 тыс. руб. (темп роста 136, 19%), причиной чего стали рост безвозмездных поступлений, увеличение поступлений от налога на прибыль и доходы, а также рост доходов от продажи материальных и нематериальных активов;
2) в 2011г. объем доходов бюджета по сравнению с 2010г. возрос в относительном выражении незначительно - на 4,24% (в абсолютном отношении рост составил 50495 тыс. руб.).
Анализ структуры доходной
части бюджета с выделением таких
видов доходов, как налоговые
поступления, неналоговые поступления,
безвозмездные поступления
Анализ динамики расходов бюджета позволил сделать следующие выводы:
1) в 2010г. по сравнению с 2009г. наблюдается рост расходов бюджета на 326014 тыс. руб. (темп роста 137,55%), при этом происходит рост по всем видам составляющих расходов, за исключением расходов на национальную экономику;
2) по сравнению с 2010г. в 2011г. в относительном выражении расходы бюджета выросли незначительно (на 5,51%), в абсолютном выражении рост составил 65802 тыс. руб.
Анализ структуры расходной части бюджета городского округа Нефтекамск позволяет сделать вывод о том, что в структуре расходов преобладают расходы на образование, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на здравоохранение и спорт. Анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск позволил сделать следующие выводы:
1) за анализируемый период
бюджет переходит от
2) происходит рост уровня
дотационности бюджета,
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основой бюджетно-финансовой
самостоятельности местного самоуправления
выступает муниципальный
Принятие в 2003 г. Федерального
закона «Об общих принципах
В работе были рассмотрены финансовые ресурсы муниципального образования на примере города Нефтекамск. Можно сказать, что на сегодняшний день финансовые ресурсы формируются в основном за счет налоговых источников.15 Анализ структуры расходной части бюджета городского округа Нефтекамск позволяет сделать вывод о том, что в структуре расходов преобладают расходы на образование, расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, расходы на здравоохранение и спорт. Анализ финансовой самостоятельности бюджета городского округа Нефтекамск позволил сделать следующие выводы: за анализируемый период бюджет переходит от профицитной к дефицитной форме формирования и также происходит рост уровня дотационности бюджета, снижается финансовая самостоятельность бюджета. Именно от того, насколько развита экономика, которая не может развиваться без развития науки, зависит размер доходной части муниципального бюджета, необходимость в заимствованиях и т.д., а от этого и зависит то, насколько эффективно будет проводиться финансирование социальной сферы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.