Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и налогового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и налоговой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение налоговой системы и налоговой политики, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Введение 3
Глава I: Понятие налоговой политики и классификация налогов 5
1.1Налоговая политика: исторический аспект 5
1.2Налоги: определение, сущность, функции и их классификация 7
1.3 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением 10
Глава II: Особенности налоговой политики 13
2.1 Налоговое планирование 13
2.2 Налоговая реформа 17
Глава III: Перспективы развития налоговой политики 23
3.1 Совершенствование налоговой системы 23
3.2 Налоговая политика РФ 27
Заключение 34
Список литературы 37
Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом непосредственно ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ является Министерство финансов РФ, а за ее выработку и осуществление – Министерство РФ по налогам и сборам. Налоговая политика проводится ими посредством методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контролирования, принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности финансовых и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей ее развития.
Информирование (пропаганда) – деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование – деятельность финансовых органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налоги и сборы.
Контролирование – деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах.
Принуждение – есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций.
Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за проведение налоговой политики.
Так, Минфин России разрабатывает совместно с МНС России и другими федеральными органами исполнительной власти предложения о налоговой политике развитии налогового законодательства и совершенствовании налоговой системы в РФ.
Для осуществления управления налогообложением в структуре центрального аппарата МНС России созданы: Департамент налоговой политики и совершенствования налогового законодательства, Административно-контрольный департамент, Департамент методологии налогообложения прибыли и бухгалтерского учета для целей налогообложения, Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж, Департамент по работе с крупными налогоплательщиками, реструктуризации задолженности и принудительному взысканию недоимки, Департамент контроля налоговых органов и другие структурные подразделения.
Глава II: Особенности налоговой политики
2.1 Налоговое планирование
Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств.
Первое направление налогового планирования можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на стабильный период без нарушения закона.
Второе направление налогового планирования - выбор между различными вариантами осуществления деятельности юридического лица и размещения его активов, направленный на достижение возможно низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежит максимально и правильное использование всех установленных законом льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства.
Налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий минимизировать ограничения его собственности. Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве ”презумпцией” облагаемости" налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе.
Следует разграничивать уклонение от уплаты Налогов, обход налогов и налоговое планирование. Как уклонение от уплаты налогов и обход налогов, так и налоговое планирование появились в мировой практике вслед за формированием налогового права. Уклонение от уплаты налогов, как правило, осуществляется путем незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытием доходов, не предоставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, при уклонении от уплаты налогов предприятия или физические лица являются налогоплательщиками по закону, но уменьшают свои налоговые обязательства либо вообще не уплачивают налоги или уплачивают их не должным образом, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законом.
В международном налоговом планировании под уклонением от уплаты налогов понимают уменьшение налоговых обязательств незаконными средствами, когда налогоплательщик уплачивает налоги в меньшем размере, чем это установлено законом. Именно элемент незаконного уменьшения налоговых обязательств позволяет разграничить уклонение от уплаты налогов и налоговое планирование.
Обход налогов — это такая ситуация, в которой предприятие или физическое лицо не является налогоплательщиком либо в силу того, что его деятельность по закону не подлежит налогообложению, либо получает доходы, не облагаемые налогами, либо из-за отсутствия регистрации в налоговых органах. Представляется, что можно разделить понятие обхода налогов на две части.
Первый способ обхода налогов — уклонение от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязанность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, как это имело место при налогообложении прибыли предприятий в 1993 г. (при получении доходов от посреднических операций), не противоречит закону и может использоваться без ограничений.
Второй способ обхода налогов предусматривает использование запрещенных законом приемов (например, уклонение от регистрации предприятия) и, таким образом, наряду с уклонением от уплаты налогов, является налоговым правонарушением.
Налоговое планирование или действия, направленные на законный обход налогов (имеется в виду первый способ обхода налогов), а также правомерное использование всех допускаемых законом налоговых льгот или применение специальных приемов уменьшения налоговых обязательств плательщика при их осуществлении законными способами не могут быть поводом для применения к плательщику штрафных санкций, как правило, независимо от отношения к ним налоговых органов.
Уклонение от уплаты налогов, обход налогов и налоговое планирование, а также уплата налогов в соответствии с законом без применения специальных мер по снижению налоговых обязательств плательщика являются по существу моделями поведения налогоплательщика. При этом бесспорное преимущество налогового планирования состоит в том, что цели минимизации налоговых обязательств достигаются без нарушения законов.
Проблемы налогового законодательства, используемые как для избежания налогов, так и для уклонения от уплаты налогов, могут носить как непреднамеренный характер, так и специально “закладываться” в принимаемый закон о налогообложении. В первом случае пробелы законодательства объясняются несовершенством юридических аспектов при разработке и принятии закона. Подобные проблемы устраняются внесением необходимых поправок в текст закона или официальным толкованием неточных или двусмысленных формулировок. Такой механизм особенно эффективно работает в странах англо-саксонской системы права, признающих судебный прецедент в качестве одного из источников права. Преднамеренные пропуски в налоговом законодательстве являются способом расширения компетенции налоговых органов их дискреционных полномочий в вопросах регулирования взаимоотношений плательщиков с бюджетом.
Возможности обхода налога могут определяться рядом факторов. Во-первых, спецификой объекта налогообложения (законодательство большинства стран не облагает налогами доходы, вложенные в государственные ценные бумаги, что создает возможность укрыть значительные суммы от налога). Во-вторых, спецификой субъекта налога, в основе которой лежит принцип предоставления налоговых льгот малым предприятиям, некоммерческим, благотворительным и подобным организациям. В-третьих, определенные возможности для обхода налога предоставляют особенности метода обложения, способа исчисления и уплаты налога, лежащие в основе определения суммы налога (прогрессивное налогообложение иногда предоставляет значительные преимущества по сравнению с пропорциональным, а кадастровое обложение особенно выгодно при высоком уровне инфляции).
Кроме того, широкие возможности для обхода и легального уменьшения налогов существуют при использовании “налоговых убежищ” Известно, что в налоговых режимах для отдельных видов деятельности между налоговыми юрисдикциями отдельных стран существуют отличия иногда весьма существенные. При этом страна в которой налоговый режим для отдельных видов деятельности более льготный, и является по сути “налоговым убежищем”. Следует отметить, что практически для любой страны можно назвать вид деятельности (или организационно-правовую форму), в отношении которой она бы выступала как “налоговое убежище”. В качестве примера можно привести особое регулирование, применяемое в ФРГ к такой организационно-правовой форме, как коммандитное или смешанное товарищество. Несмотря на то, что такое товарищество признается юридическим лицом, оно не является плательщиком налога на прибыль, а в случае использования в качестве комплементария (полного товарищества) общества с ограниченной ответственностью получившееся коммандитное товарищество с ограниченной ответственностью будет нести также незначительную ответственность по гражданско-правовым обязательствам общества.
Существует ряд стран, которые “специализируются” на предоставлении налоговых льгот иностранным юридическим лицам, взимая при этом мизерные налоги либо совсем отказываясь от них и извлекая для себя выгоду в виде притока иностранных капиталов. Подобные льготные налоговые режимы могут быть предусмотрены также в свободных экономических и торговых зонах. Создание компаний в таких “налоговых убежищах” законодательством Российской Федерации не запрещено при условии выполнения ряда требований, а квалифицировать создание таких компаний как попытку сокрытия прибыли нельзя, так как формально прибыль образуется у субъекта, не являющегося плательщиком в Российской Федерации. Следует иметь в виду, что отдельные ограничения существуют и в самих “налоговых убежищах”. Компаниям, зарегистрированным в таких странах, как правило, запрещена любая коммерческая деятельность на территории самой страны – “налогового убежища” (в качестве примера страны, в которой существует такое ограничение, можно назвать Кипр).
Налоговое планирование — процесс творческий, который зависит от состояния налогового законодательства в стране, ее налогового климата (основных направлений бюджетной, инвестиционной и налоговой политики, состояния правопорядка), законодательных, административных и судебных мер, находящихся в распоряжении налоговых органов и направленных на предотвращение уклонения от уплаты налогов, состояния правовой культуры налогоплательщиков, а также от профессионализма налоговых консультантов. Большинство российских бухгалтеров редко используют метод налогового планирования в своей деятельности в связи с частыми и непредсказуемыми изменениями налогового законодательства, в лучшем случае осуществляют прогнозирование получения доходов и их налогообложение. Только тогда, когда налоговое законодательство станет стабильным, налоговое планирование будет неотделимо от общей предпринимательской деятельности, станет непременным и непосредственным элементом на всех ее уровнях и этапах.
2.2 Налоговая реформа
Со времени появления налогов проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится максимально пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнет был минимальным и не губил интереса к предпринимательству. Для российской действительности актуальность этой проблемы чрезвычайно высока. Ведь ни для кого ни секрет, что укрывательство доходов от налогов в нашей стране приобрело характер национальной катастрофы. Государство всеми доступными для него способами, в том числе и с помощью силовых методов, стремится получить от налогоплательщика все, что положено по закону, а также закрыть лазейки, с помощью которых налогоплательщик минимизирует свои налоговые платежи. Отсюда многочисленные ежегодные поправки в налоговые и бюджетные законы. Ряд этих поправок принят в форме федеральных законов. Так, в облагаемую базу НДС включены обороты по передаче товаров, работ и услуг по соглашению о предоставлении отступного или о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами. Введено обложение НДС отдельных операций по страхованию и перестрахованию предпринимательских рисков.
При расчетах векселями возмещение НДС по приобретаемым товарам, работам и услугам с 1 января 2000 года осуществляется только после оплаты векселей денежными средствами. В числе указанных мер предусмотрен перевод предприятий розничной торговли и общественного питания на общеустановленный порядок исчисления НДС, т.е. начисление налога будет производиться не с суммы торговой наценки, а с полного оборота.