Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 12:47, курсовая работа
Составной частью пути выхода из кризиса явилось установление общих принципов бюджетного и налогового законодательства и правовые основы функционирования бюджетной и налоговой системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи с этим изучение налоговой системы и налоговой политики, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования налогового механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Введение 3
Глава I: Понятие налоговой политики и классификация налогов 5
1.1Налоговая политика: исторический аспект 5
1.2Налоги: определение, сущность, функции и их классификация 7
1.3 Методы осуществления налоговой политики и управление налогообложением 10
Глава II: Особенности налоговой политики 13
2.1 Налоговое планирование 13
2.2 Налоговая реформа 17
Глава III: Перспективы развития налоговой политики 23
3.1 Совершенствование налоговой системы 23
3.2 Налоговая политика РФ 27
Заключение 34
Список литературы 37
Практически у каждого третьего налогоплательщика (35-40% прошедших государственную регистрацию) проверками выявляются нарушения налогового законодательства – сокрытие части своих доходов или имущества. И только 10-15% налогоплательщиков честно и исправно платят полагающиеся по закону налоги.
Противоборство государства и налогоплательщиков особо остро наблюдалось в период подготовки и принятия первой части Налогового кодекса РФ. В результате этого противоборства принят документ, полный недостатков и противоречий, исправлять которые приходится уже в ходе его функционирования. Не случайно через несколько месяцев после введения кодекса в действие в него было внесено более 120 поправок.
Налоговые нарушители используют предоставленные им законодательством возможности для нарушения других налоговых законов. В частности, ни для кого не секрет, что для ухода от налогообложения нечистоплотные налогоплательщики используют право иметь неорганичное количество счетов разных видов. Как известно в стране действовали некоторые ограничения в этой области введенные Указом Президента РФ от 18 августа 1996 г. “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”. В соответствии с положениями этого Указа предприятия-недоимщики по платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды обязывались осуществлять все расчеты по погашению указанной задолженности с одного из рублевых расчетных счетов – так называемого “счета недоимщика”. Однако предусмотренные этим Указом меры по повышению собираемости налогов оказались малоэффективными. Отсутствовали какие-либо административные и финансовые санкции за уклонение от открытия и регистрации счета недоимщика. Более того, как показала практика, даже наличие счета недоимщика не гарантировало полноту расчетов предприятий-должников с бюджетом, так как не исключило возможность расчетов через ссудные и текущие счета, счета третьих лиц.
Сегодня практически отсутствуют какие-либо ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций. Нет, в частности, запрета на организацию одним и тем же физическим лицом множества предприятий и организаций. Получила широкое распространение практика, когда одно и то же физическое лицо является учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. В этом не было бы ничего страшного, если бы не одно обстоятельство: как правило, все эти предприятия и организации имеют значительную задолженность перед бюджетами всех уровней. Тот факт, что одно и тоже лицо учреждает одно за другим множество предприятий, не является свидетельством того, что все они функционируют и приносят пользу обществу.
Организация нового предприятия происходит, как правило, после того как предыдущее накопило достаточно приличную сумму недоимки перед бюджетом и внебюджетными фондами. Так, проведенный анализ базы данных Государственного реестра предприятий, зарегистрированных в г. Владивостоке, показал, что учредителями 2861 предприятия и организации являются 392 физических лица, при этом задолженность этих налогоплательщиков только перед федеральным бюджетом составила на конец 1998 года более 100 млн. руб. Кроме того, 305 юридических лиц, учредителями которых являются 43 физических лица, вообще не представили в 1998 году налоговую отчетность.
Заявки на получение квот на закупку этилового спирта получают регионы, а отчитываются за их использование заводы-изготовители. При этом ни один федеральный орган исполнительной власти не сравнивает эти показатели, в результате чего квотирование стало пустой формальностью. Установленный порядок выделения специальных марок ограничивает рост легального производства алкогольной продукции. Таких примеров недоработок в нормативных документах можно привести немало. В результате в ряде субъектов федерации при низком уровне поступления акцизов по алкогольной продукции продажа акцизных марок из года в год увеличивается. Это имеет место, например, в Московской и Ярославской областях. Запрещая официальный импорт спирта в страну, государство мало что делает (кроме отдельных карательных мер правоохранительных органов) для ликвидации возможностей завоза контрабандного спирта.
Реальная налоговая реформа должна удовлетворять следующим требованиям:
Весь смысл налоговой реформы сводится к следующим позициям. Это снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей, сокращение числа налогов, уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот. Реформа подразумевает изменение принципов построения налоговой системы: оптимизация соотношения между прямыми и косвенными налогами, а также гармонизацию федеральных, региональных и местных налогов, призванную обеспечить баланс интересов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, пока отсутствующий. Налоговая реформа должна, далее, нацеливаться если не на ликвидацию, то хотя бы на сокращение «теневого» оборота, по некоторым оценкам составляющего в экономике России 40%. К сожалению, соответствующие реформационные цели пока не формулируются. Приходиться с сожалением констатировать, что и в проведении вышеупомянутых довольно ограниченных преобразований не просматривается какая-либо четкая идеология. А она нужна, ибо любая истинная реформа, тем более налоговая, не может и не должна проводиться ради самой себя. Налоговые преобразования призваны обеспечить не только приток в казну дополнительных финансовых средств, но и возможность для налогоплательщиков хорошо зарабатывать.
Подлинная налоговая реформа немыслима вне проведения эффективной налоговой политики государства, которая должна вырабатываться совместными усилиями всех ветвей власти, в том числе законодательной. По-видимому, главные элементы этой политики должны быть закреплены специальным федеральным законом. Это устранило бы характерные для всего постсоветского десятилетия налоговые «перетряски» при утверждении бюджета на очередной год.
Глава III: Перспективы развития налоговой политики
3.1 Совершенствование налоговой системы
На рубеже конца 80-х, начала 90-х годов наша страна, исчерпав все ресурсы плановой экономики ощутила необходимость вхождения в рыночные отношения. Решающую роль в переходе на рыночную экономику сыграла перестройка, начавшаяся в 1985году. Старая система налогообложения предназначенная, в основном, для крупных государственных промышленных предприятий оказалась не пригодной для использования в новых экономических условиях. Возникла необходимость создания новой системы налогообложения, приспособленной для использования в условиях рыночной экономики.
В настоящее время распределение налоговых поступлений между уровнями бюджетных отношений поставлено на объективную нормативную базу, хотя и представляет собой обширное поле для дискуссий. Важное экономическое и социальное значение имеет оптимизация налоговых платежей в сфере бизнеса. В сложившейся практике налогообложения основное налоговое бремя несут юридические лица, что сдерживает эффективность бизнеса. Выступая в Государственной думе 16 августа 1999 г., Владимир Путин заметил, что 85% налогов платит бизнес, 15% - население и эту пропорцию нужно менять.
Правительство РФ с 2000 г. установило три шкалы ставок личного подоходного налога (12, 20 и 30% ) со снижением предельной ставки.
Далеко не все решения, регламентированные в НК, точны, бесспорны и справедливы, а многие важные проблемы не нашли в нем отражения. Поэтому в недавно принятый кодекс уже внесен большой массив поправок и в Правительстве РФ готовятся новые предложения по его совершенствованию. По-видимому, создание ясной, стабильной и понятной налоговой системы - дело не слишком близкого будущего, но оно сдвинулось с мертвой точки и есть надежда на завершение этого процесса Возьмем ситуацию с подоходным налогам. При определении ставок подоходного налога с физических лиц следовало бы исходить из принципа, что нельзя требовать от человека платить такие налоги, которые он не готов уплатить психологически. Видимо налогоплательщику было бы предпочтительнее не уходить от налогов с риском для своей свободы, а платить по ставке - либо 20% , либо 30% в зависимости от уровня личного дохода. Конечно, давно назрел вопрос об адекватном повышении Налогооблагаемого минимума.
А для работодателей облегчение ситуации заключалось бы и том, чтобы внести регрессивную шкалу платежей во внебюджетные фонды. 'Теневая" составляющая бизнеса уменьшилась бы, если бы увеличение ставки подоходного налога на работников повлекло снижен не платежей организации в государственные социальные внебюджетные фонды.
Конечно, элементарные условия справедливости должны быть обеспечены: нельзя, чтобы для одних бизнесменов был создан тепличный налоговый режим, а для других - жесточайшие условия деятельности. Налоговая система Российской Федерации отличается высоким уровнем налогообложения юридических лиц, в то время как физические лица платят налоги по заниженным ставкам. В принятой части второй Налогового кодекса порядок налогообложения в этом отношении принципиально не изменился. К примеру, введение единого социального налога не сопровождается существенным понижением социальных взносов, взимаемых с фонда оплаты труда. Полностью отменен налог в пенсионный фонд взимаемый с работающих. Представляется правильным сокращение социальных взносов, уплачиваемых работодателем, при одновременном увеличении ставок налогов, взимаемых с работников, по аналогии с системой налогообложения США. Вместе с тем объединение всех социальных взносов в единый социальный налог, а также передача полномочий по контролю собираемости данного взноса налоговым органам, позволит улучшить налоговое администрирование на территории страны, упростит деятельность финансовых служб предприятий.
В тоже время нельзя не отметить ряд позитивных изменений в налогообложении, связанных с принятием второй части НК. Отменены налоги с оборота — на пользователей автодорог и на содержание жилищно-коммунальной сферы, поскольку существование этих налогов оказывает негативное воздействие на финансовое положение организаций. Однако это положение в полкой мере будет применяться лишь с 1 января 2003 года — а до этого времени сохраняются взносы в дорожные фонды в размере 1 % от выручки, полученной от реализации продукции (1 % от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности). При этом сумма налога полностью зачисляется в территориальный дорожные фонды, что является следствием достигнутого политического компромисса между федеральной властью и регионами.
Единая ставка подоходного налога с физических лиц способствует легализации заработной платы. В тоже время эффективная ставка подоходного налога для богатых граждан приобретет регрессионный характер, поскольку состоятельные люди обладают большими возможностями для уменьшения налогооблагаемой базы за счет расходов на образование, лечение и т.п.
Увеличены акцизы на бензин, однако эта мера носит незавершенный характер. Сокращение государственного регулирования ценовой политики отраслей естественных монополий и ограничение финансирования коммунальных услуг для населения, позволило бы ввести акцизы на энергетические ресурсы. Введение акцизов означало бы, что налогами будут облагаться не результаты труда, а ресурсы. Кроме того, часть функций налогового контроля перейдет к энергетическим компаниям, обладающим современными средствами контроля над потребителем.
Более высокие ставки налогов следует применять к видам деятельности, требующей государственной регистрации — юридические сделки с недвижимостью, транспортными средствами и т.п. Серьезный резерв заложен в повышении ставок налога на имущество с физических лиц. При этом важное значение имеет определение базы налогообложения. Так базой налога на недвижимое имущество должна являться рыночная или страховая стоимость, а не стоимость, обозначенная в БТИ. При незаконченном строительстве объектов целесообразно взимать налог пропорционально степени готовности объекта. Необходимо провести изменение порядка обложении НДС для экспортеров. Как известно, товары, экспортируемые в страны дальнего зарубежья, налогом на добавленную стоимость не облагаются. НДС, уплаченный экспортерами при приобретении товарно-материальных ценностей (за исключением основных фондов), возмещается из бюджета. Фактически данная операция является скрытой субсидией экспорта. Поскольку основу российского экспорта составляют товары с низкой добавленной стоимостью (сырьевые и энергетические ресурсы), то такая система налогообложения экспортеров искусственно поддерживает сырьевую ориентацию экономики. При приобретении товаров НДС следует включать в себестоимость продукции. Это позволит отказаться от возмещения налога экспортерам, производящим товары с низкой добавленной стоимостью. Хотя такая налоговая политика приведет к сокращению прибыли, в конечном итоге бюджет сможет получить от экспортеров на 5-10% дополнительного дохода. При этом существующий порядок возмещения НДС экспортерам, производящим товары с высокой добавленной стоимостью, можно не менять. Представляется целесообразным ввести новый вид платежа с целью сокращения нелегального вывоза капитала за рубеж. Это возможно осуществить, применяя следующую схему: при вывозе денежных средств и ценностей взимать налоговый платеж, который будет возмещаться плательщику пропорционально стоимости, возвращенной в Россию.
И последнее. Налоговую систему следует строить таким образом, чтобы нормы налогового законодательства не становились решающим фактором для принятия компаниями экономических организационных решений. Налоговые правила должны быть по возможности нейтральными и не препятствовать естественному развитию бизнеса. Налоговые органы накопили за годы реформ большой положительный опыт использования институциональных принципов при выстраивании взаимоотношений с налогоплательщиками. В период экономической и политической стабилизации, в который вступила страна, совершенствование институциональной составляющей налоговой системы создает хорошие предпосылки для повышения эффективности налоговой системы в целом.