Финансы Российской Империи в середине-конце XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

О финансах РоссииВ середине XIX в. у руля отечественных финансов последовательно стояли: Федор Павлович Вронченко в 1844-1852 гг.; Петр Федорович Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858- 1862 гг.
На посту министра Ф.П. Вронченко показал себя продолжателем системы своего предшественника - Е.Ф. Канкрина. В 1845 г. он предпринял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый таможенный тариф вступил в силу лишь с 1851 г. Роспись товаров, подлежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 запрещенных по тарифу 1841 г. товаров оставлено под запрещением только 25.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В 1864-1873 гг. было учреждено около 40 акционерных банков, среди них: Частный коммерческий банк (1864) в Санкт-Петербурге, Московский купеческий банк (1866), Харьковский торговый банк и Киевский частный коммерческий банк (1867). Причем с самого начала они занимали большой удельный вес в совокупных ресурсах страны, пять крупнейших банков в 1875-1881 гг. охватывали около половины, а 12 банков - до 75% всех банковских ресурсов России. В те годы самым крупным из них был Волжско-Камский банк. Своеобразием кредитной системы этого периода было наличие банков земельного кредита, которые отвлекали денежные ссуды от их производительного использования в аграрном секторе.

С 1867 г. Министерство финансов начало интенсивное накопление золотого запаса. Указом Александра II от 2 июня 1867 г. Государственному банку  и его конторам было предоставлено  право принимать звонкую монету в платежи. Разрешалось брать российскую и иностранную монету, а также золото и серебро в слитках. Цены устанавливал Государственный банк. Монета направлялась в его разменный фонд. В результате в течение 1867-1876 гг. разменный фонд увеличился с 78,3 млн руб. до 310,1 млн руб.

Приняв финансовое ведомство с дефицитом бюджета  в 20 млн руб., Рейтерн после 16 лет  работы в должности министра добился  превышения доходов государства  над расходами на 24 млн руб., при  этом объем бюджета увеличился втрое. Однако не все его мероприятия, направленные на достижение данных целей, можно считать удачными. Так, например, в целях ликвидации бюджетного дефицита он провел несколько неудачных коммерческих сделок, наиболее известной из которых является продажа Аляски США в 1867 г. за 7,2 млн дол., что в переводе на нынешние деньги составляет 8,4 млрд дол. По подсче- там, чистый доход американцев от владения Аляской за первые 50 лет превысил 750 млн дол. Самое парадоксальное, что для того, чтобы «уговорить» американцев купить Аляску, было затрачено 100 тыс. дол. на взятки.

 

    1. Кризис конца 1870-х гг. и начало финансовых преобразований

 

Накануне Русско-турецкой кампании в 1876 г. Рейтерн предоставил  царю записку, в которой доказывал, что в случае войны Россия сразу  и надолго потеряет все достигнутые ей благодаря 20-летним реформам результаты. Общая сумма чрезвычайных военных расходов в 1876-1878 гг. составила 888 млн руб., которая покрывалась займами и эмиссией (450 млн руб.). Как только в июле 1878 г. в Берлине был заключен мир, Рейтерн ушел в отставку.

Русско-турецкая война обошлась России в два годовых  бюджета. Расходы по обслуживанию государственного долга увеличились на 66 млн руб., расходы министерств - на 85 млн руб. Чуть сократились, но не исчезли чрезвычайные расходы - в 1879 г. они составили 168 млн руб., в 1880 году - 99 млн руб. Чтобы сводить концы с концами, Министерство финансов было вынуждено отказаться от созидательной работы и обратиться к обычным мерам: налогам и займам.

Новый министр  финансов Самуил Алексеевич Грейг (1878- 1880 гг.) достиг большего успеха в займах. Сразу по окончании подписки на второй восточный заем в 300 млн руб. (первый был в 200 млн руб.) и выпуск краткосрочных обязательств казначейства на 150 млн руб. и затем еще на 50 млн руб. в мае 1879 г. началась подписка на третий восточный заем, опять в 300 млн руб. Финансисты встретили его с огромным недоверием, но при помощи российских банков Грейгу удалось заем протолкнуть. Такие займы отличались от заключенных Россией ранее тем, что Грейг не прибегал к помощи иностранных банкиров с их обычным вознаграждением в 2-4%, а действовал через отечественные банки с предоставлением им комиссионных в размере 0,5%. И доказал, что русский кредит не обязан раскошеливаться и унижаться перед иностранцами.

К сожалению, Грейг был почти бессилен в отношении расходов министерств, большая часть которых была основана на штатах и положениях. По этому поводу он даже писал, что многие расходы - это обветшалые памятники прежних порядков, а государственное управление - самое дорогое в свете. Между тем увеличение налогов Грейг считал неудобным приемом с нравственной и политической стороны, полагая, что народ готов нести это бремя, но ждет усилий от правительства для сокращений расходов.

Дополнительным  сбором были обложены водочные изделия, увеличен акциз с пива и табака. С 5 до 75 коп. была увеличена пошлина на страхование имущества от огня. Увеличился гербовый сбор. Был обложен пошлиной в 40 коп. с пуда хлопок. В начале 1880 г. увеличены пошлины на привозные металлы, металлические изделия и машины и уничтожены все изъятия из металлического тарифа в пользу железных дорог, тормозивших отечественное производство.

Из введенных  новых налогов большие споры  вызвал налог на пассажирские билеты и перевозки большой скорости по железной дороге. Из серьезных мероприятий в налоговой сфере того времени выделяют предложения по отмене подушной подати. Была даже создана комиссия, но скорое падение Грейга остановило решение этого вопроса до 1882 г.

Кризис 1873 г. и  последовавшая за ним депрессия  сопровождались крахом ряда банков, в результате чего число акционерных коммерческих банков сократилось в России за 1878-1880 гг. с 39 до 33.

Финансовая  политика Грейга нравилась далеко не всем. Его ругали, упрекали в недостаточной  решительности. Население было недовольно введенными налогами. Ко всему прочему 1880 г. оказался очень тяжелым. Неурожаи в ряде губерний, почти голод. Дошло до того, что начали завозить сало, уже подумывали везти хлеб из Америки. К сентябрю стали обнаруживаться признаки близкого кризиса: падение производства, вексельного курса. Так все сошлось, что дни Грейга- министра оказались сочтены.

Начало финансовых преобразований в России в 1880 г. связано  с деятельностью Александра Агеевича Абаза, занявшего в этом же году пост министра финансов, взамен ушедшего в отставку Грейга.

Будучи министром финансов, он провел отмену соляного акциза. Им также  была предпринята попытка выкупа лишних кредитных билетов на 400 млн  руб., выпушенных в период Русско-турецкой войны. Предполагалось выкупать по 50 млн  руб. в течение восьми лет. Но результат оказался неудачным, за пять первых лет реализации программы было выкуплено всего 87 млн руб.

В 1881 г. Абаза вышел в  отставку в знак протеста против издания  Манифеста императора Александра III «О незыблемости самодержавия». Отставка Абазы стала значимым событием для российских финансов, на биржах царила паника, деньги и бумаги падали в курсе.

Но и после отставки Абаза остался влиятельнейшим политиком. Без его совета не предпринимались  никакие экономические и финансовые действия. В бюджетной работе, таможенной политике он по- прежнему был главным специалистом, поддержкой которого старались заручиться самые значительные сановники. Сам государь прибегал к его услугам и справедливо оценивал заслуги, считая особенно полезной деятельность по рассмотрению и составлению государственной росписи. Вышнеградский, находясь на посту министра финансов, без совета с Абазой не проводил ни одного важного дела. Впрочем, и о предшественнике Вышнеградского - Бунге говорили, что он без Абазы, как «карточный король без туза».

В 1880-х гг. появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение  двух петербургских акционерных  банков - Международного и Русского банка внешней торговли (1881). Однако первое монополистическое объединение в России возникло еще в 1875 г. в страховом деле, когда восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться с теми компаниями, которые остались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия.

 

    1. Деятельность Н.Х. Бунге на министерском посту

 

Николай Христианович Бунге родился 11 ноября 1823 г. в Киеве  в семье доктора медицины. Среднее  образование получил в первой киевской гимназии, высшее - в Киевском университете, который окончил в 1845 г. Изначально являлся представителем науки, с 1850 г. читал лекции в Киевском университете, с 1852 г. там же занял кафедру политической экономии и статистики, впоследствии - профессор и в течение 20 лет ректор Киевского университета. В дальнейшем выдвинулся на поприще финансового управления и законодательства, был директором Киевского отделения Государственного банка. Преподавал финансы и политическую экономию вначале Александру III (1863-1864), а затем и Николаю II (1886-1889). В 1887-1895 гг. Бунге занимал пост председателя Комитета министров.

Бунге пришлось вступить в  управление министерством при весьма тяжелых обстоятельствах. Наступившая  после 1 марта 1881 г. реакция противостоять  оппозиции, образовавшейся в высших кругах власти ввиду недовольства налоговой  политикой и нуждающейся в более «покладистом» министре финансов, что явилось причиной его отставки.

Бунге не удалось решить свою главную программную задачу - улучшить финансовое положение России и повысить благосостояние народа. Вместе с тем результаты его деятельности дали основание биографам считать, что он действительно проводил в жизнь определенную систему, выходившую довольно далеко за рамки финансовой политики, и его заслуги как министра финансов были прямым результатом и применением наделе его ранее сложившихся научных воззрений. Некоторые идеи Бунге, связанные с общинным землепользованием, переселенческим делом и рабочим вопросом, в измененном виде были использованы российским правительством в начале XX в. в связи с назреванием революционных событий.

 

    1. Финансовые преобразования И.А. Вышнеградского

 

Иван Алексеевич Вышнеградский родился 20 декабря 1831 г. в городе Вышний Волочок Тверской губернии в семье священника. По окончании в 1851 г. Педагогического  института некоторое время занимался  преподавательской работой. В 1865-1875 гг. - профессор прикладной математики в Михайловской артиллерийской академии, в 1875-1878 гг. - директор Петербургского технологического института. Одновременно с конца 1860-х и до 1878 г. служил инженером- механиком в Главном артиллерийском управлении. В 1886 г. назначен членом Государственного совета по департаменту государственной экономии, с 1 января 1887 г. - управляющий Министерством финансов, а с 1 января 1888 г. - министр.

Положение финансов было тогда  тяжелым, и нового министра даже называли в шутку «председатель всероссийского конкурсного управления». Со своей ролью министр справился. Его политика не была оригинальной: во многом стала продолжением политики его предшественника - Бунге, но отличалась большей последовательностью и энергичностью. Главной своей целью Вышнеградский ставил борьбу с бюджетным дефицитом. Прежде всего он принялся сокращать расходные статьи бюджета. При этом скупился невероятно, многие действительные нужды страны оставляя без внимания.

Против сверхсметных ассигнований министр боролся решительно, не уступая даже военным ведомствам. В трудных ситуациях обращался к помощи государя, который его поддерживал, иногда и в ущерб собственным планам.

Крупным направлением работы министерства Вышнеградского было сокращение долгового бремени России. Воспользовавшись расположением французского рынка к русским бумагам и избытком денежных средств, министр провел конверсию внешних займов из 5%-ных в 4%-ные.

Прекрасно знающий  железнодорожное дело, Вышнеградский  не мог не обратить внимание на необходимость упорядочения финансовой неразберихи в этой отрасли. Существующий порядок предполагал выплаты из казны акционерам убыточных железных дорог по гарантиям правительства. Эти выплаты составляли ежегодно более 40 млн руб. Чтобы сократить их, Вышнеградский принял решительные меры по введению государственного регулирования железнодорожных тарифов, отданных прежде на откуп частным компаниям. В Министерстве финансов создали особый департамент, в ведение которого передали финансовые дела железных дорог.

С введением  новых налогов Вышнеградский  не торопился. С ним связывают  только акцизы на спички и осветительные  масла, результаты этой меры для казны  были удачными. Вводить монополию на спирт и табак министр не решился. Ему удалось добиться увеличения доходов от этих товаров простым повышением акцизов, изменением системы сбора налогов были повышены и некоторые прямые налоги.

Важной заботой  Вышнеградского было улучшение торгового  баланса. Заметными шагами здесь стали увеличение таможенного тарифа (1891) и поощрение продажи хлеба за границу. Одним из основных инициаторов и авторов нового протекционистского таможенного тарифа являлся известный российский химик Д.А. Менделеев.

В результате этих мер государственные доходы стали быстро расти, даже по тем статьям, которые не были затронуты переменами. Бюджетный дефицит исчез, а курс рубля укрепился, и Вышнеградский, воспользовавшись этим, все печатал и печатал деньги, доведя объем кредитных билетов к 1893 г. до 1296 млн руб. Бумажные деньги ввиду их устойчивости обменивались на золото, объем которого в эти годы утроился - до 361,5 млн руб. Вообще государственной биржевой игре министр уделял значительное внимание, справедливо полагая, что с такими ресурсами, как у государства, она всегда будет беспроигрышной.

Ради благополучия финансов Вышнеградский был готов  требовать многого, и русскому народу оставалось только терпеливо переносить действие вырабатываемых им мер. Если появлялись непредвиденные доходы, он радовался безмерно. «Молодцы, донские казаки, - говорил он, рассматривая акцизные поступления по регионам, - здорово в этом году выпили!»

От жалоб  дворян на послереформенную неустроенность он отмахивался и помогал им только по принуждению государя: «Если все их просьбы исполнять, мне придется повеситься. Они мне так надоели, что, если будет так продолжаться, я просто закрою Дворянский банк».

Работой введенной  до него фабричной инспекции, охранявшей труд малолетних детей, был недоволен. Но здравый смысл подсказывал ему необходимость учета социальных факторов. Экономическое потрясение в неурожайном 1891 г. министр не торопился выправлять усилением налогов. Говорил, что это несвоевременно.

Информация о работе Финансы Российской Империи в середине-конце XIX в