Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:05, контрольная работа
О финансах РоссииВ середине XIX в. у руля отечественных финансов последовательно стояли: Федор Павлович Вронченко в 1844-1852 гг.; Петр Федорович Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858- 1862 гг.
На посту министра Ф.П. Вронченко показал себя продолжателем системы своего предшественника - Е.Ф. Канкрина. В 1845 г. он предпринял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый таможенный тариф вступил в силу лишь с 1851 г. Роспись товаров, подлежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 запрещенных по тарифу 1841 г. товаров оставлено под запрещением только 25.
Выпуск золотых монет был не ограничен, и владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Закон требовал производить все расчеты на золотую монету и счетную единицу (рубль) и устанавливал обязательный прием полновесной золотой монеты во всех платежах на неограниченную сумму. Монетное дело в империи находилось в ведении Министерства финансов, а сама монета чеканилась на монетном дворе в Петербурге.
В ноябре 1897 г. в обращение были возвращены бумажные деньги. Указ «Об изменении надписей на кредитных билетах» утверждал хождение по всей стране кредитных билетов наравне с золотой монетой. Бумажные деньги - банкноты выпускались номиналом в 1, 3, 5, 10, 25, 100 и 500 руб. Вспомогательным средством в расчетах служили серебряные и медные монеты. Первые изготавливались двоякой пробы: 900-й достоинством в 1 руб., 50 и 25 коп. и 500-й - в 20, 15, 10 и 5 коп. Количество серебряных монет в обращении ограничивалось суммой в 3 руб. на каждого жителя России. Чеканка серебряной монеты за счет частных лиц не допускалась. Медные монеты чеканились номиналом 5, 3, 2, 1, ½, ¼ коп.
Проведение данной реформы практически не отразилось на изменении цен. На 1 января 1900 г. металлическое обеспечение составляло 189% к сумме кредитных билетов, на золотые монеты приходилось 46,2% всего денежного обращения. Государственный банк разменивал кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы. Размен билетов как государственных денежных знаков обеспечивался независимо от металлического покрытия выпусков всем достоянием государства, а кредитные билеты обращались на тех же основаниях, что и золотая монета, символом которой они служили.
Реформа Витте дала стране устойчивую денежную единицу, способствовавшую укреплению государственных финансов и экономическому подъему двух последующих десятилетий. Денежная реформа позволила восстановить в России вместо существовавшей со времени Крымской войны системы неразменных бумажных денег металлическое обращение на основе золотой валюты. Новая российская валюта оставалось твердой и одной из наиболее устойчивых в мире до начала Первой мировой войны.
Проведенная в России в 1895-1897 гг. стабилизация рубля послужила образцом для других государств. Внимательно изучив опыт России, к денежной реформе приступила Япония. По образцу России провела реформу Австро-Венгрия, а после Первой мировой войны - Франция.
В результате экономических реформ, проведенных Витте, произошло не только укрепление финансов и рубля, но и были созданы условия для бурного промышленного подъема. В условиях промышленного подъема 1890-х гг. в стране происходила вторая волна учредительской лихорадки. Так, в 1893-1900-х гг. число акционерных обществ возросло с 648 до 1369. Но в отличие от первого этапа акционерный капитал стал направляться в основном в промышленное производство. Политика ускоренного развития промышленности за счет мобилизации внутренних ресурсов, привлечения иностранных капиталов, таможенной защиты отечественной промышленности и поощрения экспорта привела к увеличению промышленного производства за 90-е гг. XIX в. в 2-3 раза.
В конце XIX в. по темпам роста
промышленного производства Россия
обгоняла все европейские страны.
Этому в большой степени
Однако велика была и цена проведенной индустриализации. Царизм мог допустить в проведении реформ только приемлемую для него политику, сводившуюся к дальнейшему государственному вмешательству в экономику, более широкому использованию монетаристских способов ее оздоровления, избегая глубоких социальных преобразований. Витте, как финансист, экономист и государственный деятель, со всей присущей его натуре решительностью, напористостью и размахом последовательно реализовал такую политику.
Общий баланс государственного бюджета за время Витте вырос с 965,3 млн руб. в 1892 г. до 2071,6 млн руб. в 1903 г., т.е. более чем в 2 раза. Среднее годовое возрастание бюджета за этот период составляло 10,5% и зависело главным образом от повышения доходов от казенных имуществ и увеличения косвенных налогов. Прямые налоги возросли и абсолютно, и относительно немного.
Слабое использование Витте прямых налогов для увеличения доходов казны объяснялось нерасположением его к этой форме обложения. По его мнению, платежи этого рода вообще представляются наиболее стеснительными для населения, так как подлежат принудительному взысканию в заранее определенных окладах. Косвенные налоги, считал Витте, при всех их недостатках, предоставляют плательщикам возможность довольно широкого сообразования не только с общим уровнем своей хозяйственной зажиточности, но и с временными колебаниями в прибытках.
Особое значение имеет осуществленная при Витте замена акцизной системы обложения спирта и вина казенной монополией торговли «питьями»: здесь Витте является новатором. Реформа заключалась в объявлении питейной торговли монополией казны и производстве ее через посредство казенных винных складов и лавок. Полные финансовые результаты казенной продажи питей определились уже после того, как Витте покинул пост министра финансов. Когда цена казенного вина была поднята много выше первоначального размера, потребление, на котором резко отражались даже незначительные прибавки акциза, не сократилось, и доход казны собственно от монополии (не считая акциза) повысился до более 200 млн руб. в год.
Деятельность Витте как министра финансов вызывала в свое время резкие нарекания и критику, порой пристрастную и несправедливую. Немаловажной причиной отрицательного отношения к Витте как многих сановников, так в значительной части и общества были приемы и способы его действий, часто слишком резкие, иногда недопустимые. Витте не считался с формами, установленными для законодательных актов. Его главная реформа - денежная - была осуществлена почти всецело в административном порядке; несколько испрошенных им Высочайших повелений и указов имели целью лишь закрепить совершенное им, установить гарантии, что оно не будет сломано в будущем. Он не считался и с пределами своей власти, допуская давление на других министров по делам их компетенции. Понятно, что все это не могло не вызывать раздражения.
Смело расширяя рамки государственного хозяйства, Витте являлся проводником новых начал финансового управления. Он немало содействовал разрушению предрассудка, по которому казенное хозяйство всегда хуже частного.
На сельское хозяйство министр смотрел как на деятельность низшего порядка сравнительно с промышленностью. Утверждая, что Россия уже выросла из рамок земледельческого государства, полагал, что возвращение ее к типу сельскохозяйственной страны было бы равносильно катастрофе.
В теории и на практике он был сторонником просвещенного абсолютизма, при котором министры, пользующиеся доверием верховной власти, имеют возможность беспрепятственно осуществлять самые смелые мероприятия. Смелость его и сгубила. Когда Витте стал настойчиво возражать против вызывающих действий Японии в Корее и против проекта присоединения Северной Манчжурии, то 16 августа 1903 г. он был внезапно уволен с поста министра финансов.
К тому же к этому времени
обозначился очередной
Однако в историю Витте, несомненно, войдет как инициатор и исполнитель целого ряда значительных экономических мероприятий, из которых главным было проведение денежной реформы 1895-1897 гг.
Информация о работе Финансы Российской Империи в середине-конце XIX в