Финансы Российской Империи в середине-конце XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

О финансах РоссииВ середине XIX в. у руля отечественных финансов последовательно стояли: Федор Павлович Вронченко в 1844-1852 гг.; Петр Федорович Брок в 1852-1858 гг.; Александр Максимович Княжевич в 1858- 1862 гг.
На посту министра Ф.П. Вронченко показал себя продолжателем системы своего предшественника - Е.Ф. Канкрина. В 1845 г. он предпринял попытку изменения таможенной политики государства, для чего внес представление об изменении некоторых статей тарифа. Вронченко обосновывал обложение пошлинами некоторых ввозимых товаров для защиты отечественных товаропроизводителей. Новый таможенный тариф вступил в силу лишь с 1851 г. Роспись товаров, подлежащих обложению, была сокращена с 1176 статей до 472. Из 89 запрещенных по тарифу 1841 г. товаров оставлено под запрещением только 25.

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В СЕРЕДИНЕ.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

В 1892 г. был принят первый в истории России закон  о государственном контроле, который имел решающее значение для укрепления государственного финансового контроля. В этом законе были закреплены те изменения в организации, формах, методах и деятельности государственного финансового контроля, которые произошли на протяжении почти двух с половиной столетий его развития.

В министерстве у Вышнеградского царила жесткая  дисциплина. Он никогда не хвалил подчиненных - не считал нужным, полагая, что ревностная работа есть их прямая обязанность. Сотрудников выслушивал внимательно, вникая в подробности. Сразу делал необходимые вычисления, поэтому доклады тянулись долго, а чиновники чувствовали себя словно на экзамене. Он мало доверял подчиненным и старался взвалить на себя работу даже начальников отделений. Каждую мелочь старался проверить. Если ночью его вдруг осеняла идея, тут же трубил сбор. Сонных чиновников доставляли к неутомимому начальнику разбирать детали. О необыкновенной работоспособности Вышнеградского впору складывать легенды. Он вставал очень рано и, несмотря на это, нередко засиживался за работой до двух-трех часов ночи. Работал по 16 и более часов в сутки.

 

  1. С.Ю. ВИТТЕ - МИНИСТР ФИНАНСОВ РОССИИ

 

6.1. Биография  и основные направления деятельности С.Ю. Витте на министерском посту

 

Россия вступила на путь капиталистического развития значительно позднее многих западных стран и проходила его в более сжатые сроки. Процесс утверждения капитализма как господствующей социально-экономической системы проходил в конце XIX - начале XX в. В это время министром финансов был один из крупнейших государственных деятелей России Сергей Юльевич Витте.

С.Ю. Витте родился 17 июня 1849 г. в Тифлисе в небогатой  дворянской семье. По отцу он был потомком выходцев из Голландии, а по матери находился в родстве с известнейшим княжеским родом Долгоруких. Окончив Новороссийский университет со степенью кандидата физико-математических наук, Витте вступил на службу в управление Одесской ветви Юго-Западных железных дорог. Славу и признание ему принесла научная разработка тарифного дела в России. На 13-м году службы на железной дороге Витте попытался теоретически осмыслить экономическую сторону железнодорожных перевозок. В 1883 г. он опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». Успехи в научной деятельности способствовали его карьере на государственной службе. С 1886 по 1888 г. Витте состоял управляющим Юго-Западных железных дорог. Идея о выдаче ссуд под хлебные грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами именно по его инициативе. Когда при Министерстве финансов были образованы новые тарифные учреждения, Витте в 1889 г. был назначен директором департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета. В феврале 1892 г. он призван к управлению Министерством путей сообщения, с 30 августа того же года ему поручено управление Министерством финансов, а с 1 января 1893 г. Витте - министр. В 1903-1905 гг. - председатель Комитета министров. В 1905-1906 гг. - первый председатель объединенного Совета министров. Участвовал в разработке основных положений столыпинской аграрной реформы (1903-1904). Подписал Портсмутский мир (1905). Автор Манифеста 17 октября 1905 г. Написал трехтомные «Воспоминания». После отставки с поста председателя Совета министров 16 апреля 1906 г. много жил за границей.

В плеяде выдающихся министров финансов России Витте можно назвать одним из самых талантливых. Одиннадцать лет он возглавлял Министерство финансов, которое не только успешно решало финансовые и кредитно-денежные проблемы, но и стало центром экономических реформ.

Как отмечали современники, благодаря Витте Министерство финансов росло и поглощало новые отрасли народного хозяйства, оно стало совокупностью нескольких министерств и превратилось в «государство в государстве». В ведении Витте находились финансы, торговля, таможня, пограничная служба, торговое мореплавание, коммерческий и аграрный кредиты и технические учебные заведения.

Главное внимание Витте уделял укреплению финансов, развитию промышленности и железнодорожного транспорта. Свою деятельность на министерском посту он начал с реформы Государственного банка, 6 июня 1894 г. был принят его новый Устав. Основным направлением деятельности Государственного банка после его принятия должно было стать интенсивное кредитование торговли и промышленности, в особенности сельскохозяйственной. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн руб., резервный - до 5 млн руб. Отменялось всякое нормирование операций с ценными бумагами, которое Уставом 1860 г. ограничивалось размером собственного капитала банка. Увеличился срок ссуд под залог ценных бумаг. Если по Уставу 1860 г. они не могли превышать 6 месяцев, то по новому Уставу их предельный срок мог составлять 9 месяцев.

С 80-х гг. XIX в. возобновилось развитие акционерных  коммерческих банков, а 90-е гг. характеризовались  интенсивным ростом как сети, так и отдельных операций акционерных коммерческих банков. Это было результатом промышленного подъема. В 1899 г. в России насчитывалось 38 акционерных коммерческих банков.

Во второй половине XIX в. значительно возросли объемы внешнеторгового  оборота, страна быстро втягивалась в мировой рынок. Совокупный объем экспортно-импортных операций за 1861-1900 гг. увеличился в 3 раза - с 430 до 1300 млн руб., причем стоимость вы- возимых товаров на 20% превышала стоимость ввозимых. В структуре экспорта конца XIX в. 47% занимал хлеб. В конце века на внешний рынок из России ежегодно поступало до 500 млн пудов зерновых.

Витте продолжил  традиции своих предшественников: Рейтерна, Бунге, Вышнеградского. Однако его подход к делу имел существенное отличие. Витте  удалось убедить Николая II в необходимости последовательной экономической программы развития промышленности, индустриализации экономики. Поэтому все действия Витте при осуществлении реформ в стране носили продуманный, логический характер, его экономическая политика превратилась в систему, в которой каждое действие подкреплялось последующими шагами. В этом смысле реформа Витте может служить дидактическим пособием для всех государственных деятелей, ее следует изучать и пропагандировать как один из ярких опытов в истории мировой экономики.

Реформа Витте  включала в себя четыре основных направления, обеспечившие промышленный подъем в  России в 90-х гг. XIX в.

Первый шаг  состоял в проведении финансовой реформы, которая включала жесткую  налоговую политику с целью увеличения доходов государственного бюджета. Самым главным условием экономических преобразований стала денежная реформа Витте, гарантировавшая стабильность и платежеспособность рубля. Переход к золотому стандарту превратил рубль в одну из устойчивых европейских валют, что способствовало развитию банковского дела и расширению иностранных капиталовложений.

Вторым шагом  преобразований была последовательная промышленная политика государства. Витте  отмечал, что стабильность денежной системы и крепкие финансы  не являются самоцелью, они также не приведут к автоматическому самопроизвольному развитию промышленности. Необходимы значительные усилия со стороны государства, для того чтобы страна превратилась в индустриально развитую державу. Таким образом, промышленная политика по поддержке и развитию национальной экономики предопределила успех реформы Витте.

Третий шаг  заключался в том, что Витте сумел  привлечь крупные инвестиционные средства. Внутренние ресурсы - кредиты, заемные средства - не могли покрыть потребность промышленности в капитале в условиях подъема, поэтому иностранный капитал позволил существенно расширить источники финансирования. Приток иностранного капитала стал массовым явлением и за десятилетие 90-х гг. XIX в. вырос почти в 3 раза. Доля иностранного капитала в акционерных обществах составляла около 25%.

Политика Витте  сочетала в себе открытость и протекционизм. Высокие таможенные пошлины на импорт, доходившие до 33%, поддерживали национальных производителей, а низкие пошлины  на экспорт, разрешение иностранным  компаниям приобретать заводы и шахты привлекали в массовом порядке иностранные капиталы.

Четвертый шаг  позволил Витте направить усилия государства, национальных промышленников, иностранного капитала в одно русло. Витте удачно определил точку  экономического роста, выбрав ту отрасль, которая послужила толчком к развитию всей экономики. Этой отраслью стало строительство железных дорог. Развитие железнодорожного транспорта стимулировало рост, с одной стороны, добывающих отраслей и металлургии, с другой - требовало развития машиностроения, вагоно- и паровозостроения. Разветвленная система железных дорог, которая за 10 лет увеличилась на 22 тыс. км, втягивала в народно-хозяйственный комплекс отдаленные районы, приводила к региональной специализации в сельском хозяйстве и большему разделению труда в экономике.

При Витте государство  не только вкладывало средства в промышленность, но и стало получать от нее значительные доходы. Резко изменилась структура  бюджета в сторону возрастания  в нем доли доходов от промышленности. Доходы от железных дорог вытеснили таможенные пошлины и питейный акциз.

В отличие от налоговой политики Бунге Витте  использовал налоги для мобилизации  и концентрации капиталов при  проведении индустриализации. Государственный  бюджет превратился в аккумулятор денежных средств страны. Экономические аспекты превалировали в финансовой политике государства.

Развитие отечественной  промышленности и необходимое для  этого развернутое строительство  железных дорог Витте считал обязательным условием для успешной внешнеэкономической деятельности: торговли с другими государствами, возможности получения займов, привлечения иностранных капиталов.

 

    1. Денежная реформа 1895-1897 гг.

 

Исторический  опыт денежной реформы, проводившейся  в России в 1839-1843 гг., свидетельствовал о том, что при множестве платежных средств (бумажные денежные знаки, серебряные, медные и золотые монеты) фактически лишь одно из них в полной мере выполняло все функции денег. Денежное обращение не было свободно от противоречий и трудностей, присущих кредитным деньгам при преобладании системы биметаллизма. Это определило объективную тенденцию осуществления текущей денежной реформы к золотому монометаллизму, который бы придал денежной системе определенное единство.

Денежная реформа  была подготовлена еще предшественниками Витте, при которых финансы страны постепенно упорядочились, появился активный торговый баланс, были накоплены запасы золота, необходимые для размена кредитных билетов. Предшественники Витте предпринимали и дальнейшие шаги к восстановлению металлического обращения, поднимая вопрос о разрешении коммерческих сделок на золотую валюту как средстве влить золото в народное обращение; но их попытки не имели успеха. Подготовка денежной реформы заняла полтора десятка лет. Задачей Государственного банка в это время было накопление золотого запаса и борьба с колебаниями валютного курса с помощью девизной политики. В начале 1895 г. золотой запас России составил 911,6 млн руб.

Витте считал, что  одно из опаснейших финансовых зол  состоит в том, что плохое состояние денежного обращения выдается как аргумент против необходимости упорядочения валюты и денежной системы в целом. Обосновывая необходимость денежной реформы, Витте отмечал, что публика у нас осведомлена о тех трудностях и негативных последствиях, которые влекут за собой расстройство денежного обращения; более того, население приучено к мысли, что страна может жить с расстроенной денежной системой. Он полагал, что из сложившегося экономического положения небольшие группы лиц извлекают выгоду за счет всего прочего населения. Получающие эти выгоды являются прямыми защитниками расстроенной денежной системы, готовыми на всякий абсурд для предотвращения реформы. Министр финансов на собрании Государственного совета отметил пагубное значение расстройства денежной системы для народного хозяйства, развитие которого было в центре его внимания.

Витте придавал большое значение введению в обращение  именно золота, потому что, во-первых, видел  в металлическом обращении главное  условие устойчивого денежного  обращения как во внутренней, так и во внешнеэкономической деятельности; во-вторых, только при золотом обращении количество денег способно саморегулироваться в соответствии с потребностями товарооборота; в-третьих, справедливо считал золотое обращение необходимой основой для возможной в будущем бумажно-денежной инфляции в случае войн или других бедствий. Он назвал «драгоценнейшим национальным сокровищем» возможность в минуту тяжкого народного испытания получить необходимые ресурсы за счет выпуска бумажных денег ценой расстройства денежного обращения. Но если страна в мирное время имеет расстроенную денежную систему, то она этой возможности в период потрясений лишается. Как пример Витте приводил преобразования денежного обращения Канкрина, положительный результат которых дал возможность избежать непредсказуемых разрушительных последствий в связи с Крымской войной.

Целью денежной реформы явилось введение золотомонетной формы золотого стандарта, которое  происходило постепенно. Законом  от 8 мая 1895 г. было разрешено заключать  сделки на золото, конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 г. Государственному банку был разрешен прием золотой монеты на текущий счет (этому примеру последовали частные петербургские банки). В ноябре 1895 г. был допущен прием золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казенных железных дорог.

Накопление  золотого запаса (с осени 1894 г.), введение винной монополии (1895 г.) позволили стабилизировать рубль и начиная с 1897 г., когда золотая наличность составила 1095 млн руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн руб.), приступить к чеканке и выпуску в обращение золотых монет достоинством:

5 руб.;

7,5 руб. - полуимпериал;

10 руб. - червонец;

15 руб. - империал.

Золотой рубль  составлял 0,7742 г (17,424 доли) чистого золота, в то время как прежний бумажный равнялся 66,3 коп. золотом, таким образом, реформа имела характер ревальвации.

В ходе реализации денежной реформы на основании указа  Николая II от 29 августа 1897 г. Государственный  банк получил право выпуска банкнот, обеспеченных золотом, став эмиссионным  центром страны. Согласно указу, государственные  кредитные билеты выпускались Государственным банком в размере, строго ограниченном настоятельными потребностями денежного обращения, под обеспечение золотом. Сумма золота, обеспечивающего билеты, была не менее половины общей суммы выпущенных в обращение кредитных билетов (когда последняя не превышала 600 млн руб.). Кредитные билеты, находящиеся в обращении, свыше 600 млн руб. должны быть обеспечены золотом, по крайней мере, рубль за рубль, так, чтобы каждым 15 руб. в кредитных билетах соответствовало обеспечение золотом не менее одного империала.

Информация о работе Финансы Российской Империи в середине-конце XIX в