8.
Регулирование задолженности
субъектов РФ перед
федеральным бюджетом
Задолженность
субъектов РФ перед федеральным
бюджетом возникает в случае предоставления
кредита и несвоевременного его
погашения. В этом случае возникает
государственный долг субъекта РФ перед
Федерацией. Для оформления долга возможно
использование государственных ценных
бумаг. Такой механизм был реализован
применительно к товарному кредиту, предоставленному
в 1996 г. на поставку горюче-смазочных материалов
и комбикормов сельскохозяйственным товаропроизводителям. Задолженность
субъектов РФ по не погашенной до 20 марта
1997 г. бюджетной ссуде переоформляется
с их согласия в ценные бумаги субъектов
РФ для последующей реализации их по рыночной
стоимости. Сумма задолженности после
сверки, произведенной Минфином РФ и органами
исполнительной власти субъектов РФ, была
определена по состоянию на 20 марта 1997
г. без учета штрафных санкций, предусмотренных
соглашениями о предоставлении бюджетной
ссуды субъектам РФ под товарный кредит
на поставку горюче-смазочных материалов
сельскохозяйственным товаропроизводителям,
мазута сахарным заводам и комбикормов
птицеводческим предприятиям в 1996 г., начисленных
на задолженность по ссуде после 1 января
1997 г. Оформление задолженности федеральному
бюджету было произведено на основании
законодательного акта об осуществлении
органом исполнительной власти субъекта
РФ эмиссии облигаций на сумму задолженности
федеральному бюджету, основных условиях
эмиссии облигаций и расходах бюджета
субъекта РФ по погашению и обслуживанию
облигаций. Субъект РФ, принявший решение
о погашении задолженности федеральному
бюджету по товарному кредиту своими облигациями,
заключил с Минфином РФ соответствующее
соглашение об этом. В решении об осуществлении
эмиссии облигаций и в проспекте эмиссии
предусматривались следующие условия
эмиссии:
- номинальная
стоимость облигации устанавливалась
в размере 10 млн. руб.;
- облигации
выпущены с купонным доходом в размере
10% годовых;
- суммарный
объем эмиссии облигаций по каждому субъекту
РФ и каждому траншу кратен 10 млн. руб.
по номинальной стоимости облигации;
- срок обращения
облигации не более 3 лет;
- облигации
выпускаются равными траншами и подлежат
равномерному погашению в течение 3 лет
за счет средств, предусматриваемых на
эти цели в бюджетах субъектов РФ на соответствующий
год;
- при погашении
субъектами РФ задолженности федеральному
бюджету по товарному кредиту облигациями
субъектов РФ в расчет принимается номинальная
стоимость облигации независимо от цены
ее последующей реализации;
- возможность
досрочного выкупа облигаций за счет предусматриваемых
в бюджете субъектов РФ средств на их погашение;
- сведения
о депозитарием обслуживании облигаций.
В
соглашении между Минфином РФ и исполнительными
органами власти предусмотрены следующие
положения:
- облигации
субъектов РФ выпущены в бездокументарной
форме с депонированием в депозитарии
на основании депозитарного договора;
- погашение
задолженности субъекта РФ федеральному
бюджету облигациями субъекта РФ осуществляется
в недельный срок после регистрации эмиссии
путем передачи облигаций, в собственность
РФ в лице Минфина РФ, что подтверждается
выпиской со счетов депо в уполномоченных
депозитариях;
- при погашении
задолженности в расчет принимается номинальная
стоимость облигации независимо от цены
ее последующей реализации Минфином РФ;
- заключение
субъектом РФ договора об обслуживании
эмиссии облигаций с кредитной организацией
из числа уполномоченных Правительством
РФ банков-агентов;
- определение
порядка списания Главным управлением
федерального казначейства Минфина РФ
задолженности субъекта РФ федеральному
бюджету после передачи облигаций Минфину
РФ в погашение этой задолженности.
Минфин
РФ после получения облигаций
субъектов РФ в счет погашения
задолженности осуществлял продажу
облигаций на аукционе и в режиме текущих
продаж. Облигации продавались потенциальным
инвесторам без ограничений и каких-либо
дополнительных условий. Минфин РФ устанавливал
нижний предел цены размещения облигаций
для каждого транша, а также для облигаций
отдельных субъектов РФ. Средства, вырученные
от продажи облигаций на аукционе, зачислялись
в специальный фонд для кредитования организаций
агропромышленного комплекса на льготных
условиях. Размер средств специального
фонда уменьшался на сумму дисконта, образовавшуюся
при продаже облигаций в режиме текущих
продаж. Минфин РФ утвердил Порядок определения
нижнего предела цен на облигации субъектов
РФ, переданные в собственность РФ. При
продаже облигаций от имени Минфина РФ
торговый агент предоставляет информацию
о находящихся в обращении выпусках облигаций,
имеющих сроки погашения, приблизительно
равные срокам погашения облигаций, переданных
в погашение задолженности по товарному
кредиту 1996 г. Цены на облигации устанавливаются
с учетом текущих рыночных цен на облигации
соответствующих субъектов РФ, находящихся
в обращении, а также текущих цен государственных
ценных бумаг РФ. Минимальная цена облигаций
устанавливается индивидуально для облигаций
каждого выпуска. Нижний предел цен, по
которым продаются облигации, пересматривается
еженедельно. Минимальная цена облигаций,
продаваемых в режиме текущих торгов,
устанавливается на текущую неделю на
уровне, определенном для продажи на организованном
рынке. Текущие продажи не осуществляются
по ценам ниже средневзвешенных по соответствующему
торговому дню на организованном рынке.
Одновременно с установлением нижней
границы цены продаж облигаций устанавливается
минимальный лимит выручки на будущую
неделю от продажи облигаций и перечисления
средств от этой продажи в доход федерального
бюджета. Количество и виды облигаций
по каждому субъекту РФ, выставляемые
на торги, определяются еженедельно в
соответствии с информацией о наличии
на счете Минфина РФ облигаций субъектов
РФ, представляемой Главным управлением
федерального казначейства. В качестве
механизма урегулирования задолженности
между Федерацией и субъектом РФ применяется
также передача субъектам РФ находящихся
в федеральной собственности акций акционерных
обществ, образованных в процессе приватизации. Правительство
РФ по согласованию с субъектами РФ проводит
зачет стоимости таких акций, как поступлений
средств от приватизации и расходов федерального
бюджета по взаимным расчетам и другим
передаваемым в бюджеты субъектов РФ средствам
в объеме, установленном в федеральном
бюджете. Правительство РФ утверждает
перечень предполагаемых к передаче субъектам
РФ акций, порядок определения стоимости
передаваемых акций, порядок передачи
субъектам РФ находящихся в федеральной
собственности и подлежащих продаже акций. Согласованные
с федеральными органами исполнительной
власти предложения уполномоченных органов
государственной власти субъектов РФ
о передаче акций с зачетом их стоимости
как поступлений средств от приватизации
и расходов федерального бюджета по взаимным
расчетам и другим передаваемым в бюджеты
субъектов РФ средствам направляются
в Мингосимущества РФ сведения о наименовании
акционерного общества; проспект эмиссии
акций; стоимость акций; сведения о задолженности
федерального бюджета, в зачет которой
передаются акции субъекту РФ. В процессе
рассмотрения предложений устанавливается
размер задолженности федерального бюджета
по взаимным расчетам и другим передаваемым
в бюджет соответствующего субъекта РФ
средствам, согласовывается с уполномоченным
органом субъекта РФ перечень акций акционерных
обществ, подлежащих передаче, определяется
их стоимость, которая не может быть ниже
стоимости соответствующих акций, складывающейся
на фондовом рынке. Если уполномоченный
орган государственной власти субъекта
РФ не согласен со стоимостью акций акционерного
общества, предлагаемых ему для передачи,
такие акции исключаются из перечня акций,
подлежащих передаче этому субъекту РФ. Непосредственная
передача акций оформляется подписанием
двустороннего акта приема-передачи между
уполномоченным органом государственной
власти субъекта РФ и держателем акций,
который обеспечивает регистрацию перехода
прав на передаваемые акции в реестре
акционерного общества. Минфин РФ определяет
с участием Министерства по налогам и
сборам РФ и уполномоченного органа государственной
власти субъекта РФ порядок взаимозачета
согласованной стоимости передаваемых
акций как поступлений средств от приватизации
и расходов федерального бюджета по взаимным
расчетам и другим передаваемым в бюджет
этого субъекта РФ средствам и обеспечивает
этот взаимозачет. Например, по предложению
Правительства РФ и администрации Архангельской
области была произведена передача Архангельской
области находящихся в федеральной собственности
и подлежащих продаже акций акционерного
общества «Архангельскгеолдобыча» в размере
23,5%. Правительство РФ осуществило передачу
акций с зачетом средств, направляемых
в бюджет Архангельской области, как поступлений
от приватизации и расходов федерального
бюджета по финансированию строительства
газопровода Нюксеница — Архангельск.
Другой пример. После принятия предложения
Правительства РФ и Правительства Удмуртской
Республики об исключении акционерного
общества «Удмуртнефтепродукт» из перечня
акционерных обществ, созданных в процессе
приватизации, производящих продукцию,
имеющую стратегическое значение для
обеспечения национальной безопасности
страны, закрепленные в федеральной собственности
акции которых не подлежат досрочной продаже,
было принято решение о досрочном прекращении
закрепления в федеральной собственности
38% акций акционерного общества «Удмуртнефтепродукт»
и о передаче этих акций Удмуртской Республике.
Правительство РФ осуществило передачу
акций с зачетом их стоимости как средств
от приватизации и средств федерального
бюджета, причитающихся Удмуртской Республике
в 1997 г. из Федерального фонда финансовой
поддержки субъектов РФ.
9.
Межрегиональные
ассоциации
Во
взаимодействии финансов отдельных
субъектов РФ все большую роль
играют межрегиональные ассоциации
экономического взаимодействия. В настоящее
время созданы следующие ассоциации:
- Межрегиональная
ассоциация «Сибирское соглашение»;
- Ассоциация
экономического взаимодействия территорий
Северо-Запада РФ («Северо-Запад»);
- Межрегиональная
ассоциация экономического взаимодействия
субъектов РФ Центральной России («Центральная
Россия»);
- Ассоциация
экономического взаимодействия областей
Центрально-Черноземного региона РФ («Черноземье»);
- Ассоциация
«Большая Волга» по экономическому взаимодействию
республик и области Поволжского региона
РФ;
- Ассоциация
социально-экономического сотрудничества
республик, краев и областей Северного
Кавказа («Северный Кавказ»);
- Ассоциация
экономического взаимодействия областей
и республик Уральского региона («Уральская»);
- Межрегиональная
ассоциация экономического взаимодействия
субъектов РФ Дальнего Востока и Забайкалья;
- Межрегиональная
ассоциация «Арктическое соглашение».
- Ассоциации
являются некоммерческими организациями,
создаваемыми с целью координации взаимных
усилий по социально-экономическому развитию
регионов, наиболее полной реализации
преимуществ регионального разделения
труда, консолидации финансового потенциала.
Ассоциации
экономического взаимодействия образуются
органами представительной или исполнительной
власти субъектов РФ или органами местного
самоуправления для решения региональных,
межрегиональных и местных экономических
и социальных задач в рамках совместно
принятых соглашений, программ и проектов. Основными
задачами ассоциаций являются:
- создание
условий для эффективного взаимодействия
субъектов РФ в вопросах социально-экономического
развития территорий на основе объединения
материально-финансовых ресурсом для
проведения мероприятий, представляющих
общий интерес;
- координация
совместной деятельности субъектов РФ
по вопросам, представляющим взаимный
интерес;
- координация
деятельности органов местного самоуправления
в целях осуществления своих прав и интересов;
- проведение
согласованных мероприятий по стабилизации
экономического положения и социальной
защите населения;
- принятие
совместных решений по разработке и реализации
региональных, межрегиональных или местных
программ и проектов по проблемам, входящим
в компетенцию субъектов РФ и органов
местного самоуправления, и создание необходимых
для этого финансовых источников и материальных
ресурсов за счет использования промышленного,
научно-технического потенциала учредителей
ассоциаций, предпринимательской деятельности
структур, создаваемых ассоциациями в
этих целях;
- взаимодействие
с центральными органами федеральной
исполнительной власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ по вопросам экономической
реформы, расширения возможностей субъектов
РФ по скоординированному использованию
их экономических потенциалов и формирование
единого экономического пространства
в рамках РФ;
- подготовка
предложений и участие в разработке проектов
законодательных актов по вопросам экономической
реформы, совершенствования региональной
политики и системы управления государственным
производственным сектором;
- подготовка
рекомендаций и осуществление совместно
с соответствующими органами министерств
и ведомств РФ на местах, органами представительной
и исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления организационных
мероприятий по реализации федеральных
программ и проектов, а также региональных,
межрегиональных и местных соглашений
и программ др.
Учредителями
межрегиональных ассоциаций являются
органы государственной власти и
управления субъектов РФ или органы
местного самоуправления. Права ассоциаций
определяются в пределах полномочий, делегированных
им учредителями. Ассоциация обладает
правами юридического лица. Она не отмечает
за формирование бюджетов учредителей
и их исполнение. Так, ассоциация «Арктическое
соглашение» образована для согласованной
и совместной деятельности в области экономического
взаимодействия для решения социально-экономических
проблем территорий и участия в разработке
и реализации федеральных программ совместно
с органами государственной власти РФ.
Ассоциация осуществляет межрегиональную
координационную деятельность. Основная
форма деятельности ассоциации — разработка
и реализация региональных, межрегиональных
или местных программ и проектов. Для обеспечения
деятельности ассоциации создан уставный
фонд за счет взносов учредителей. Денежные
средства ассоциации в рублях и инвалюте
образуются также за счет кредитов банков,
других источников, а также имущества,
приобретенного на собственные средства.
Фонд ассоциации состоит из уставного
фонда, фонда реализации межрегиональных
и региональных проектов ассоциации, фонда
текущих расходов и других фондов, создаваемых
ассоциацией, а также необходимых для
ее деятельности материальных и финансовых
ресурсов.
Заключение:
в рамках федеративного устройства государства
финансы субъектов РФ имеют единую законодательную
базу и к ним применяются единые инструменты
государственного регулирования. В то
же время в рамках финансов каждого субъекта
РФ имеются специфические черты и особенности,
характер которых вытекает из законодательных
актов субъектов РФ и применяемых инструментов
регионального регулирования. Финансы
субъекта РФ зависят от совокупности факторов
социально-экономического развития и
достигнутого уровня жизни населения,
что отражается на финансовом потенциале
региона и его возможностях по формированию
бюджета и социальных внебюджетных фондов.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция
Российской Федерации с комментариями
для изучения и понимания – М.: ИНФРА-М,
2010. – 113 с.
- Бабич
А. М. Государственные и муниципальные
финансы: Учебник / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова.
– М.: ЮНИТИ, 2002.
- Качанова
Е.А. Курс лекций "Государственные и
муниципальные финансы",
2002 г.
- http://visoloviev.ru/booksmath/FinKred1.pdf - Литовченко В.П., Соловьев
В.И. Государственные и муниципальные
финансы. Учебное пособие. М.
- http://www.studfiles.ru/dir/cat29/subj350/file1300/view2155.html - Конспект
лекций "Финансы и кредит" / fik_lec_6.doc