Финансы субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:05, контрольная работа

Описание работы

Региональные финансы (финансы субъектов РФ) – являются одним из важнейших элементов государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками. Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов РФ.

Содержание работы

1. Сущность финансов субъектов РФ

2. Региональная финансовая политика

3. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ

3.1. Некоторые особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ рассмотрим на примере Хабаровского края.

3.2. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти рассмотрим на примере Республики Саха (Якутия).

3.3. К особенностям разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Мурманской области относятся:

4. Двухсторонние соглашения

5. Особенности финансов субъектов РФ, вытекающие из их уставов

6. Принципы формирования бюджетов субъектов РФ

7. Уполномоченные региональные банки

8. Регулирование задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом

9. Межрегиональные ассоциации

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Финансы субъектов РФ.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

5. Особенности финансов  субъектов РФ, вытекающие  из их уставов

     Рассмотрим  некоторые особенности финансов вытекающие из Устава Московской области.             Так, в соответствии с Уставом Московской области экономическую основу ее развития составляют областная собственность, собственность РФ, муниципальная и другая собственность, трудовые ресурсы, служащие социально-экономическому развитию области.           Экономическую основу деятельности органов государственной власти области составляют: налоги, сборы и платежи, поступающие в областной бюджет, областные внебюджетные и валютные фонды области; доходы от использования областной собственности; доходы, поступающие от других источников.      В собственности области находятся имущество органов государственной власти области, средства областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов, другое имущество, а также земля и другие природные ресурсы на территории области, не находящиеся в государственной федеральной, муниципальной и частной собственности.   В собственности области находятся также коммерческие и некоммерческие организации, имущественные комплексы, отдельные средства производства промышленности, транспорта, связи, топливно-энергетического и агропромышленного комплексов, других отраслей, учреждения и объекты социально-культурной сферы, культурные и исторические ценности, ценные бумаги и другое имущество, необходимое для решения задач, стоящих перед органами государственной власти области.  Финансовые ресурсы области составляют средства консолидированного бюджета области, областных и местных внебюджетных и валютных фондов, финансовых и кредитных ресурсов организаций и их подразделений, граждан, других юридических и физических лиц, средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов и другие финансовые ресурсы, поступающие на территорию области.    Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти области, включают в себя средства областного бюджета, областные внебюджетные и валютные фонды.            Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении органов государственной власти области, могут на договорной основе объединяться с финансовыми ресурсами других субъектов РФ и муниципальных образований, с финансовыми ресурсами юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования совместных программ социально-экономического развития.      Органы государственной власти области используют ассигнования из федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов, а также заемные средства. Бюджетная система области представляет собой основанную на экономических отношениях и законодательстве совокупность областного бюджета, местных бюджетов и взаимодействие между ними.         Областной бюджет — это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти области. Областные внебюджетные и валютные фонды представляют собой часть областных финансовых ресурсов, имеющую самостоятельные источники формирования и целевое направление использования. Порядок формирования, управления и контроля за использованием областных внебюджетных и валютных фондов определяется соответствующим законом области. Порядок консолидации областных внебюджетных и валютных фондов в составе областного бюджета также устанавливается областным законом.     При принятии органами государственной власти области решений, повлекших за собой увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов или местных внебюджетных и валютных фондов, ущерб соответствующему муниципальному образованию возмещается за счет средств областного бюджета или областных внебюджетных и валютных фондов.        Налоговая система области представляет собой основанную на общих принципах налогообложения и сборов совокупность федеральных, областных и местных налогов и сборов, порядок их введения, уплаты и отмены, предоставления налоговых льгот, распределения налоговых платежей между бюджетами разного уровня.    Налоговая система области формируется в соответствии с законодательством РФ, Московской области и нормативными правовыми актами муниципальных образований области.             В соответствии с законом Московской области средства областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов, другая областная собственность используются для формирования уставного капитала кредитных организаций.  Экономическую основу развития местного самоуправления в области составляют собственность РФ, собственность области, муниципальная и другая собственность, трудовые ресурсы, служащие экономическому и социальному развитию муниципальных образований области.          Экономическую основу деятельности органов местного самоуправления области составляют:

  • налоги, сборы и платежи, поступающие в местные бюджеты, местные внебюджетные и валютные фонды соответствующих муниципальных образований;
  • доходы, поступающие от использования муниципальной собственности;
  • доходы, поступающие от других источников.

     Органы  местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.         При принятии органами государственной власти области решений, повлекших за собой увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов или местных внебюджетных и валютных фондов, органы местного самоуправления вправе требовать возмещения ущерба за счет средств областного бюджета или областных внебюджетных и валютных фондов.             Самостоятельность бюджетов муниципальных образований гарантируется:      

  1. наличием собственных бюджетных доходов;            
  2. правом определять направления использования и расходования средств, поступающих в местный бюджет, внебюджетные и валютные фонды, кроме случаев, установленных законодательными актами;                  
  3. запретом в процессе межбюджетного регулирования на изъятие и на зачет средств местных бюджетов, образующихся за счет превышения доходов над расходами по итогам финансового года.        

     Органы  государственной власти области  создают условия для сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Московской области обеспечивают муниципальным образованиям доходы бюджетов путем закрепления доходных источников для покрытия минимально закрепленных расходов местных бюджетов, которые устанавливаются законами области на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.

6. Принципы формирования  бюджетов субъектов  РФ

     Особенности и принципы формирования бюджета  субъекта РФ рассмотрим на примере  Московской области.          Доходы бюджета Московской области формируются за счет:            

  1. поступления налоговых и неналоговых платежей в соответствии с действующим законодательством на основе прогноза социально-экономического развития Московской области на соответствующий год, в том числе оценки ожидаемых поступлений доходов в базовом году и применения индексов оптовых цен материального производства и потребительских цен, а также нормативов зачисления в бюджет Московской области регулирующих источников доходов в соответствии с проектом соответствующего федерального закона;      
  2. средств федерального бюджета из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.          

     По  каждому муниципальному образованию  применяются индивидуальные нормативы  зачисления в местные бюджеты  регулирующих источников доходов с  целью наиболее полного обеспечения  минимально необходимых расходов местных  бюджетов собственными источниками  доходов.        Расходы областного бюджета разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, затраты на капитальные вложения и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. В бюджет текущих расходов включаются расходы, не вошедшие в бюджет развития.    Расходы проекта бюджета Московской области определяются по единой методике счета для бюджетов всех уровней исходя из:

    • прогноза показателей по сети, штатам и контингентам учреждений бюджетной сферы на начало планируемого периода и прогноза их изменений;
    • действующих цен на товары, работы, услуги материального производства и потребительского рынка, а также прогнозируемых индексов их изменения.

     Рассчитанные  по единой методике расходы принимаются  для включения в проекты областного и муниципальных бюджетов.      Администрация Московской области вносит в Московскую областную Думу перечень расходов на объекты и мероприятия, финансирование которых должно быть произведено из областного бюджета, но не обеспечено соответствующими источниками доходов.            Расходы областного бюджета в проекте закона об областном бюджете представляются:                    

  1. в разрезе разделов и подразделов в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ, по которым прогнозируемая сумма составляет не менее 100 млн. руб., по каждому разделу и подразделу показывается отдельно сумма защищенных и сумма незащищенных статей;      
  2. в разрезе министерств и ведомств в соответствии с ведомственной классификацией Московской области по каждому министерству и ведомству показывается отдельно сумма защищенных и сумма незащищенных статей.  

     Администрация области представляет областной  Думе предложения по привлечению в областной бюджет дополнительных источников финансирования дефицита областного бюджета в соответствии с классификацией источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ.         Одновременно с проектом закона об областном бюджете администрация области вносит в областную Думу для утверждения смету доходов и расходов фондов денежных средств, консолидированных в бюджете.      Администрация области представляет областной Думе в виде информации к проекту закона об областном бюджете расшифровку долга области по формам долговых обязательств на:

    • областные займы, выпускаемые Правительством области от имени области;
    • кредиты, полученные Правительством области, органами государственной власти области и учреждениями, находящимися в собственности области;
    • другие долговые обязательства, гарантированные Правительством области от имени области.

     К проекту закона об областном бюджете  прилагается перечень гарантий, выданных Правительством области с указанием  сумм и сроков действия.      В проекте закона об областном бюджете отдельной статьей определяется перечень областных целевых программ социально-экономического развития области с указанием объемов финансирования каждой программы. Расшифровки каждой программы по объектам, сгруппированным по субъектам местного самоуправления и мероприятиям с указанием объемов финансирования по каждой строке, являются приложениями к каждой целевой программе.            В Московской области установлена система стимулирования муниципальных образований. Для этого в областном бюджете формируется специальный фонд.   Для нормального функционирования государственных финансов большое значение имеет выбор кредитных организаций, обслуживающих финансовые ресурсы, находящиеся в областной собственности.

7. Уполномоченные региональные банки

     Рассмотрим порядок регулирования отношений, возникающих в процессе взаимодействия органов государственной власти Московской области и кредитных организаций, претендующих на участие или участвующих в обслуживании областных финансовых ресурсов, включая средства областного бюджета, областных внебюджетных и валютных фондов, другие финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение органов государственной власти Московской области, а также финансовые ресурсы организаций, находящихся в собственности Московской области.       К уполномоченным банкам Московской области относятся банки, которые на долговременной договорной основе имеют право и обязанность осуществлять в совокупности следующие функции:         

  1. расчетно-кассовое обслуживание областных финансовых ресурсов на основании соответствующего договора;      
  2. банковский контроль за целевым использованием областных финансовых ресурсов;
  3. другие функции, предусмотренные соответствующим договором.

    Уполномоченные  банки принимают участие в  разработке приоритетных направлений кредитной и инвестиционной деятельности, проводимой органами государственной власти области, а также в работе над нормативными правовыми актами области, регулирующими вопросы обслуживания областных финансовых ресурсов. Договор на выполнение функций уполномоченного банка определяет:

  • срок, на который кредитная организация наделяется соответствующим статусом;
  • сроки осуществления банковских операций с областными финансовыми ресурсами;
  • порядок уплаты и механизм расчета размера процентов по остаткам средств областного бюджета, порядок и сроки перечисления денежных средств, составляющих проценты по остаткам средств областного бюджета;
  • порядок и условия использования временно свободных областных финансовых ресурсов;
  • порядок, формы и сроки представления отчетности кредитной организацией;
  • меры ответственности кредитной организации за ненадлежащее осуществление функций;
  • отдельный учет по банковским операциям, осуществляемым с областными финансовыми ресурсами;
  • механизм компенсации убытков, понесенных сторонами в результате досрочного расторжения договора на выполнение функций; порядок создания и условия
  • деятельности наблюдательных комитетов;
  • срок, на который возможна пролонгация договора на выполнение функций;
  • другие условия.

     Областные финансовые ресурсы размещаются в уполномоченных банках Московской области. Органы государственной власти области, организации, находящиеся в областной собственности, открывают счета в уполномоченных банках в части собственных финансовых ресурсов.        Средства, поступающие в бюджеты муниципальных образований, кроме дотаций, в качестве финансовой помощи из областного бюджета, а также средства, поступающие на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий органов государственной власти области, перечисляются на отдельный счет муниципального образования в определяемой губернатором Московской области кредитной организации из числа наделенных статусом уполномоченного банка.     Уполномоченные банки направляют отчеты об обслуживании областных финансовых ресурсов в порядке, форме и сроки, определенные договором на выполнение функций, в администрацию области. На основании таких отчетов администрация ежеквартально составляет сводные отчеты об обслуживании областных финансовых ресурсов. Сводные отчеты об обслуживании областных финансовых ресурсов ежеквартально направляются в Московскую областную Думу.    Администрация области составляет годовой сводный отчет об обслуживании областных финансовых ресурсов, направляемый в Московскую областную Думу. Контроль за деятельностью уполномоченных банков в части обслуживания областных финансовых ресурсов осуществляется Московской областной Думой, а также по поручению губернатора органами исполнительной государственной власти области.

Информация о работе Финансы субъектов Российской Федерации