Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:35, курсовая работа
"Финансы" являются одной из наиболее абстрактных экономических категорий. Произнося слово "финансы", каждый подразумевает что-то свое: денежные отношения, государственные фонды денежных средств, отношения на микро- или макроуровне и многое другое. Таким образом, «видение содержания финансов в современной отечественной науке неоднозначно»1, но значимость его необходима для понимания сущности категории "финансы". С этих позиций интерес вызывает содержание финансов в научном творчестве одного из первых российских финансистов Н. И. Тургенева.
Доходы от земледелия, использования лесов, воды, рудников, доходы от государственных заводов и фабрик и доходы от частных хозяйств - все это изложено Н. И. Тургеневым, не в финансовом труде, а, в социально-политическом сочинении при описании сословий. Многое из изложенного в этой части работы "Россия и русские" не предназначено для финансистов. Однако перед финансистами раскрывается картина, которая свидетельствует о том, насколько была в России в начале XIX в. сложной система механизмов формирования государственных доходов и, насколько она нам не знакома, насколько мы заблуждались, думая о примитивном ее характере.
Финансы России в начале XIX в. имеют более развитый характер, чем у нас, живя в современном мире, сложилось представление о них.
К революционным идеям Н. И. Тургенева причисляют переход с подушного налогообложения на поземельное. Считается, что Николай Иванович "выдвигает не просто правильные, но именно революционные идеи в области налогообложения"11.
Н. И. Тургенев, несмотря на всю прогрессивность земельного обложения по сравнению с подушным, считал, что для проведения налоговой реформы не пришло время. "В России пока нельзя серьезно думать о введении кадастра в том виде, в котором он существует в других странах"12.
Кроме подушной подати Н.И. Тургенев теоретически рассмотрел и другие виды прямых и косвенных налогов, а также принципы налогообложения. С налоговыми проблемами он соприкасался не только в теории, но и на практике. Работая в министерстве финансов, одним из заданий, полученных Николаем Ивановичем от своего начальника министра финансов Дмитрия Александровича Гурьева (1751 - 1825), было составить проект правил взимания косвенных налогов, который, по мнению некоторых ученых, стал для Н. И. Тургенева причиной ухода из министерства13. Точнее сказать причиной ухода стала революционность взглядов разработчика проекта, не соответствующая консервативности позиции заказчика этого проекта.
Еще один важный аспект, раскрывающий содержание финансов, следует обязательно осветить. В теории налогов Н. И. Тургенева, изложенной им в своих работах, одной из форм налога являются бумажные деньги. Н. И. Тургенев рассуждал следующим образом. Эмитированная сумма бумажных денег должна быть обеспечена металлическими деньгами. При увеличении бумажноденежной массы, с одной стороны, государство получает доход, который Н. И. Тургенев сравнивает с налогом, и по размеру равным проведенной эмиссии бумажных денег. С другой стороны, имеющие на руках бумажные деньги, после дополнительной эмиссии, облегчения валюты, снижения ее ценности, ощущают потерю. Она произошла не по их желанию, не добровольно, а принудительно, безвозмездно и безвозвратно, что и делает эту потерю схожей с налогом, который они заплатили государству, соответственно той сумме бумажных денег, обладателями которой они были. Владелец бумажноденежного капитала стал налогоплательщиком, а объектом обложения явилась собственность на бумажные денежные средства.
Таким образом, эмиссия необеспеченных
бумажных денежных средств, составляющих
доход государства, рассматривалась
Н.И. Тургеневым как налогообложение
капитала. В своей практической деятельности
он рассматривал возможность проведения
такой эмиссии с целью привлечь
дополнительные доходы для выкупа у
помещиков земли при
Содержание финансов наполнено Н.И. Тургеневым налогами, понятия "налог" и "финансы" для него, можно сказать, тождественны, но это лишь в теории. В реальной жизни Н. И. Тургенев видит финансы гораздо шире и более содержательными. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на то, как Николай Иванович понимал долговые, заемные, кредитные отношения. Принято считать, что Н.И. Тургенев "предлагает новую форму кредитных отношений государства с населением страны"15.
Николай Тургенев знал и использовал разные виды денег и долговых государственных ценных бумаг, знал о колебании их курсов в разных странах. Об этом свидетельствуют письма из России братьев и матери к Н.И. Тургеневу16. Ему были известны механизмы привлечения зарубежных кредитов. Н. И. Тургенев обладал теоретическими и практическими знаниями финансов отдельных стран, а также ему были известны международные финансы, финансы объединенных стран.
Можно и далее приводить примеры содержания финансов в его теоретических воззрениях и практических действиях. В научной деятельности Н. И. Тургенев под финансами понимал налоги, а в практической деятельности ему не только были известны и понятны все элементы финансов, все финансовые подсистемы, он мог свободно управлять различными финансовыми механизмами.
2. Основные положения в работе Н.И.Тургенева «Опыт теории налогов»
Исследование Николая
По сути, это первая работа, посвященная
проблемам становления
Исследование Н.И. Тургенева сыграло положительную роль в развитии общественной и экономической мысли России. "Опыт теории налогов" породил живой интерес к финансовой науке, взлет которой пришелся на последнюю четверть XIX века. В предисловии к своей книге он пишет, что "изложение теории налогов, - служащих основанием финансов, - как бы оно недостаточно ни было, не может быть совершенно излишним в такое время, когда у нас столь много говорят о финансах и столь немногие о них пишут"18.
"Опыт теории налогов" состоит
из предисловия и семи глав.
Каждая глава поделена на
Через всю книгу Н.И. Тургенева проходит мысль о том, что налоги служат признаком образованности государства и просвещенности народа. Необходимость налогов автор связывал с самой возможностью существования общества.
Уже на первых страницах книги Н.И. Тургенев дает краткое и одновременно емкое определение налогов: "налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в обществе, или при составлении государств"19. Н.И. Тургенев пытался перенести идеи А. Смита и его последователей на российскую почву. "Каждый налог имеет свои неудобства", - такова сформулированная в самом общем виде позиция Н.И. Тургенева по поводу справедливости налогообложения. При этом он отмечает, что при введении налогов следует избирать те из них, которые "сопряжены с меньшими неудобствами". Он высказывался за необходимость установления умеренных налогов.
Рассматривая главные правила
взимания налогов, Н.И. Тургенев значительное
внимание уделяет его социальным
аспектам. Небольшие, но частые авторские
отступления затрагивают
Особое значение Н.И. Тургенев придает
принципу равного распределения
налогов, считая, что они должны распределяться
между всеми гражданами в соответствии
с их доходами. Другими существенными
принципами взимания налогов он называет
определенность налога, сокращение издержек
взимания налогов, а также уплату
налогов в удобное для
Общим правилом Н.И. Тургенев считает то, что "налог должен всегда быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались. В зависимости от источника налогов он выделял налоги с дохода от земли и с дохода от капиталов. К ним добавляет налоги с самих капиталов, налоги с дохода от "работной платы" и, наконец, налоги "падающие на все три выше упомянутые источника доходов без различия". Таким образом, Н.И. Тургенев выделял пять основных видов налогов, которые должны были, по его мнению, составить основу налоговой системы России.
В свою очередь налоги со всех трех источников доходов без различия автор "Опыта теории налогов" подразделяет на поголовные налоги, налоги с имения, или с дохода вообще, налоги с потребления и чрезвычайные налоги. Он не приемлет подушную подать; предлагает заменить личные повинности денежным сбором. Одним из первых Н.И. Тургенев обращает внимание на значительную роль кадастра в налогообложении земли и рудников.
В главе, посвященной сбору налогов, автор описывает способы взимания налогов и ответственность налогоплательщиков; выделяет положительные и отрицательные моменты организации сбора налогов назначаемыми на то чиновниками и откупщиками. Рассуждая о способах уравнения налогов, Н.И. Тургенев пишет, что "в пространном государстве, какова, например, Россия, некоторые части оного могут находиться в различных состояниях, и сие местное различие должно конечно быть принимаемо во внимание".
Н.И. Тургенев приходит к мысли о
том, что налоги в ряде случаев
оказывают отрицательное
Он подчеркивал важность качественного
управления финансовой системой, способного
уменьшить степень
В основу последней главы "О бумажных деньгах, как о налоге" легли ранние работы Н.И. Тургенева. Она представляет собой сокращенный вариант его диссертации, посвященной вопросам теории кредита и бумажных денег. Идеи, изложенные в этой части книги, подвергались особенно жесткой критике. В работе бумажные деньги рассматриваются как заместители металлических, количество бумажных денег должно строго соответствовать потребностям обращения. Превышение количества бумажных денег в обращении, справедливо считал Н.И. Тургенев, ведет к инфляции, которая бременем ложится на народ. "Если же бумажные деньги, - пишет Н.И. Тургенев, - не соответственно первоначальной цели оных будут умножены свыше потребности обращения, и если, вследствие сего, ценность оных унизится против ценности чистых денег; то в таком случае убыток, претерпеваемый через то народом и равняющийся потере ассигнаций против чистых денег, есть не что иное как налог, и притом налог весьма неравно разделенный между гражданами"20.
Н.И.Тургенев поддерживал идею развития государственного кредита, связывая ее с необходимостью коренных политических преобразований в государстве.
"Опыт теории налогов" стал,
по существу, отправной точкой
в научном развитии не одного
поколения отечественных
В 1830 году в Санкт-Петербурге в типографии Н. Греча вышла небольшая книжка под названием: «Некоторые замечания на «Опыт теории налогов», изданный Тургеневым. Сочинение Действительного Статского Советника Николая Демидова».
Удивительным выглядит тот факт, что ни в одной из книг и статей, посвященных творчеству Н. И. Тургенева, эта работа не упоминается. Более чем странным кажется и то, что ни словом не обмолвился об этой работе самый добросовестный и скрупулезный исследователь его творчества и биографии Е. И. Тарасов. Сам же Н. Демидов так определил цели и задачи своей работы: «Отдавая должную справедливость книге под заглавием: «Опыт теории налогов», мы отваживаемся однако же сказать, что по прилежном исследовании оказываются в ней как недостатки в самой теории налогов, так равно и некоторые правила и заключения, основанные на одних умозрениях, не согласующиеся с опытом времен прошедших и с настоящими происшествиями, а потому и приняли мы намерение издать некоторые замечания на сию книгу, заслуживающую особое уважение по той чистоте и плавности слога, которым отмечается сие произведение...».
Приступая к анализу «Опыта теории налогов», Н. Демидов обращает внимание на игнорирование исторических аспектов в развитии налоговых систем европейских государств, указывает на отсутствие сведений относительно налогов, существовавших в начале образования европейских государств и России, в том числе вопросам их происхождения, а также усовершенствования налоговых систем этих государств. Критик выражает хвое несогласие с определением налога, которое дает Н. И. Тургенев. Н. Демидов определяет, что «налог есть участок имущества и трудов частных людей, уделяемый им на удовлетворение нужд и польз общественных, и следовательно своих собственных». Он не согласен с утверждениями автора о том «что всякий налог есть зло, ибо лишает платящего части его собственности», а также с применением к налогу слов И. Бентама, который говорил о всяком законе как о зле, ибо всякий закон нарушает свободу. Рассуждая на эту тему, Н. Демидов заключает, что «закон в общем смысле не есть зло, не искореняет зло и назидает добро».