Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:24, курсовая работа
Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджет центрального правительства Японии
1.1. Бюджетный процесс........................................................................................4
1.2. Доходы государственного бюджета..............................................................5
1.3. Расходы государственного бюджета.............................................................8
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии............................11
2. Бюджеты местных органов власти.................................................................12
3. Специальные счета Японии
3.1. Специальные фонды......................................................................................15
3.2. Финансы государственных предприятий....................................................16
Список литературы...............................................................................................19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Финансы в зарубежных странах»
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бюджет центрального правительства Японии
1.1. Бюджетный процесс.............
1.2. Доходы государственного
бюджета.......................
1.3. Расходы государственного
бюджета.......................
1.4. Бюджетный дефицит
и государственный долг Японии.
2. Бюджеты местных органов
власти........................
3. Специальные счета Японии
3.1. Специальные фонды.............
3.2. Финансы государственных
предприятий...................
Список литературы.............
Введение
Развитие японской экономики
в последнюю четверть ХХ века характеризуется
интенсивной структурной
В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе.
Изучение финансовой системы Японии представляет интерес для российских специалистов в области экономики и финансов.
Финансовая система Японии
состоит из бюджета центрального
правительства (общий счет), бюджетов
местных властей и специальных
счетов, включающих как специальные фонды.
Так и счета предприятий, служб, корпораций,
принадлежащих центральным и местным
органам власти.
1. Бюджет центрального правительства Японии
1.1.Бюджетный процесс
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета
осуществляется министерством финансов
и его департаментами. Другие министерства
и ведомства готовят
С сентября по декабрь бюджетный
департамент рассматривает
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции
Японии парламенту принадлежит исключительное
право распоряжаться
Исполнение бюджета
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.
Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.
1.2.Доходы государственного бюджета
Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.
1960/61 |
1970/71 |
1978/79 |
1990/91 | |
Налоги |
90,1 |
91,4 |
64,6 |
83,8 |
Неналоговые поступления |
9,9 |
8,6 |
35,4 |
16,2 |
в т.ч. доходы от государственных предприятий и имуществ |
2,0 |
0,2 |
0,1 |
|
займы |
- |
4,6 |
32,0 |
|
прочие доходы |
7,9 |
3,8 |
3,3 |
|
ИТОГО: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 1. Доходы государственного бюджета Японии в 1960-1991 г.г., %
Налоговая система Японии
характеризуется
Налоги |
1960/61 |
1970/71 |
1778/79 |
1990/91 |
1997/98 |
Прямые |
54,3 |
66,0 |
69,2 |
73,7 |
63,8 |
в т.ч подоходный налог |
21,7 |
31,2 |
35,6 |
||
налог на юридических лиц |
31,8 |
33,0 |
32,0 |
29,3 |
24,3 |
Косвенные |
45,7 |
34,0 |
30,8 |
26,3 |
36,2 |
в т.ч. налог на потребление |
7,4 |
16,5 | |||
ИТОГО: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 2. Структура налогов в Японии в 1960-1998г.г.,%
Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. В 1997/98 бюджетном году доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступлений по сравнению с 1990/91 годом уменьшилась с 73,7 до 63,8% (см. табл.2). На это повлияло увеличение доли косвенных налогов.
К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие.
Крупные корпорации в 1989/90 году уплачивали налог на прибыль в размере 40% от суммы прибыли, с 1990/91 года по настоящее время ставка составляет 37,5%. С 1 апреля 1999 года предусматривается снижение ставки до 34,5% .
Мелкие и средние корпорации в 1989/90 году уплачивали налог по ставке 29%, в 1990/91 году - 28% . Ставка для государственных корпораций составляет 27% суммы прибыли.
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.
У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.
Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 году налог на потребление повышен с 3 до 5% “с целью пополнения доходов государственного бюджета”.
Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1997/98 финансовом году по сравнению с 1990/91 годом с 7,4% до 16,5% (см. табл.2).
К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.
В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. Бремя государственных и местных налогов уменьшилось с 21,9% ВВП в 1990/91 году до 18,0% в 1996/97 году.
В ходе реформы структуры
финансов, которая началась в Японии
с 1997 года, должен пройти пересмотр
налогообложения, чтобы “снизить бремя
работающего поколения и
1.3. Расходы государственного бюджета
Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.
С 1966 года по 1991 год расходы центрального правительства Японии увеличились в 18 раз (рассчитано по таблице 3). В этот период их удельный вес в ВНП вырос с 6,2% до 9,3% (см. табл.3).
Год |
ВНП, 1000 млн иен |
Расходы центрального правительства, 100 млн иен |
Доля расходов в ВНП, % |
1966 |
384186 |
23659 |
6,2 |
1971 |
827258 |
48923 |
5,9 |
1976 |
1711525 |
139146 |
8,2 |
1981 |
2603343 |
273723 |
10,5 |
1986 |
3396853 |
335332 |
9,9 |
1991 |
4596000 |
428275 |
9,3 |
Таблица 3. Удельный вес расходов центрального правительства Японии в ВНП в 1966-1991 г.г.
Огромную часть расходов государственного бюджета составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности (см. табл.4).
1971-1975 |
1976-1980 |
1981-1985 |
1986-1990 | |
Капиталовложения |
21,2 |
20,1 |
18,1 |
14,0 |
Текущие расходы |
78,8 |
79,9 |
81,9 |
86,0 |
в т.ч. · военные |
2,5 |
2,9 |
3,2 |
3,5 |
· госаппарат и полиция |
7,1 |
9,2 |
10,0 |
10,8 |
· %% и выплаты по госдолгу |
6,8 |
8,1 |
8,6 |
9,1 |
· социальные расходы |
48,4 |
50,9 |
51,1 |
52,6 |
из них: образование |
14,0 |
12,8 |
11,7 |
11,6 |
здравоохранение |
1,7 |
1,3 |
1,2 |
1,2 |
прочие соц. услуги |
4,3 |
4,6 |
4,7 |
4,8 |
денежные выплаты населению |
28,4 |
32,2 |
33,5 |
35,0 |
в т.ч. пенсии по старости и инвалидности |
21,5 |
24,9 |
27,5 |
29,0 |
· другие текущие расходы |
14,0 |
8,8 |
9,0 |
10,0 |
ИТОГО: |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Таблица 4. Структура расходов центрального правительства Японии в 1971-1990 г.г. (среднегодовые показатели по пятилетним периодам), %
Японское правительство обращает большое внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста. Это связано с тем, что численность данной категории постоянно растет и к 2025 году достигнет 5,2 млн. человек против 2 млн. в 1993 году. Кроме того, из-за роста продолжительности жизни и увеличения периода трудовой активности этой категории населения, а также нехватки молодой рабочей силы пожилые люди станут важным компонентом рынка труда.
Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется
в Японии так называемое общественное
вспомоществование. Оно охватывает
тех, кто сам не может обеспечить
минимальный уровень жизни. Такая
помощь предоставляется на основе Закона
о гарантиях прожиточного минимума
и выплачивается по семи номинациям:
на повседневные нужды, образование, жилье,
медицинское обслуживание, материнство,
по безработице, на похороны. В середине
90-х годов ее получали 0,7% населения
против 2,4% в 1951 году, когда закон
был принят. К 2025 году планируется
поднять расходы на социальное обеспечение,
и в частности, повысить уровень
социальной защищенности всех нуждающихся.
75% выплат по общественному