Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:24, курсовая работа
Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджет центрального правительства Японии
1.1. Бюджетный процесс........................................................................................4
1.2. Доходы государственного бюджета..............................................................5
1.3. Расходы государственного бюджета.............................................................8
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии............................11
2. Бюджеты местных органов власти.................................................................12
3. Специальные счета Японии
3.1. Специальные фонды......................................................................................15
3.2. Финансы государственных предприятий....................................................16
Список литературы...............................................................................................19
Реализуя программу научно-
В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
Что касается военных расходов,
то их уровень в Японии, по сравнению
с другими развитыми
В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 году по сравнению с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%.
Год |
Япония |
США |
Англия |
Германия |
Франция |
1990 |
1,0 |
5,5 |
4,0 |
2,3 |
3,5 |
1996 |
1,0 |
3,5 |
2,8 |
1,4 |
3,1 |
Таблица 5. Военные расходы Японии, в % к ВВП
Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу. В 1997/98 году их доля составила 21,7%.
В конце 1997 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.
Установлены следующие показатели
по расходам на 2000 финансовый год по
сравнению с 1997 годом: увеличить
расходы на социальное обеспечение
примерно на 6%, расходы на поощрение
науки и техники - на 5%; сохранить
в прежних размерах расходы на
культуру и образование, оборону, на
мероприятия в сфере
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии
Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП.
Поскольку обычных доходов
не хватает, дефицит покрывается
с помощью государственных
В Японии с 1947/48 года по 1964/65
год закон запрещал использовать
государственные займы для
В 1979/80 году доля доходов от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.
Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% и 43,6% согласно другому.
Японские власти объявили о мерах по приведению своих финансов в соответствие с нормативами Европейского экономического сообщества. И, согласно реформе, дефицит бюджета должен быть сокращен до 3% ВВП к 2003 году против 5,9% в 1997/98 году. Кроме того, предполагается “за тот же период свести к нулю выпуск новых займов на покрытие финансового дефицита”.
2. Бюджеты местных органов власти
В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений (см. рис.1).
В 1990 году общие доходы местных органов управления составили 80,41 трлн иен. Из них собственные налоговые поступления составили 33,45 трлн иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2%, составили дотации государства на осуществление общенациональных мероприятий; остальные 21,98 трлн иен, или 27,3% доходов местных бюджетов,- это неналоговые поступления, включая займы.
Рис. 1 Структура доходов местных органов власти Японии в 1990 году
Данная диаграмма
Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.
В местных налогах решающая роль принадлежит прямым налогам: в 1978 году на них приходилось 79% ;в 1990 году - 87,5% .
Юридические лица уплачивают
префектурный подоходный налог в
размере 12.3% от государственного, что
дает ставку 1,67% от прибыли и городской
(поселковый, районный) подоходный налог
в размере 12,3% от государственного,
или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль
служит источником выплаты налога на
предпринимательскую
Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.
К прямым налогам относятся и некоторые местные имущественные налоги. Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.
За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.
Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.
1978г |
1980г |
1983г |
1985г |
1988г |
1990г | |
Доходы |
39,13 |
46,80 |
53,46 |
57,47 |
68,01 |
80,41 |
в т.ч. за счет местных налогов |
12,24 |
15,89 |
19,84 |
23,32 |
30,12 |
33,45 |
Расходы |
38,35 |
45,78 |
52,31 |
56,29 |
66,40 |
78,47 |
Баланс (доходы минус расходы) |
0,78 |
1,02 |
1,15 |
1,18 |
1,61 |
1,94 |
Остаток от предыдущего года |
0,35 |
0,41 |
0,35 |
0,32 |
0,56 |
0,82 |
Реальный баланс данного года |
0,43 |
0,61 |
0,80 |
0,86 |
1,05 |
1,12 |
Таблица 6. Доходы и расходы местных органов власти Японии в 1978-1990 г.г., трлн иен
Данные таблицы 6 свидетельствуют о постоянном росте и доходной, и расходной части местных бюджетов Японии, причем рост доходов опережает рост расходов. Местные бюджеты в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.
1966г |
1971г |
1976г |
1981г |
1986г |
1991г | |
Расходы центрального правительства |
6,2 |
5,9 |
8,2 |
10,5 |
9,9 |
9,3 |
Расходы местных органов власти |
13,0 |
14,4 |
16,9 |
18,9 |
17,2 |
15,4 |
Таблица 7. Удельный вес государственных расходов Японии в ВНП в 1966-1991 г.г, %
Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства ( см. табл. 7).
3. Специальные счета Японии
3.1. Специальные фонды
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.
Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.
Пенсионные фонды работников
государственных и
Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов).
Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов.
3.2. Финансы государственных предприятий
В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.
Госсектор в Японии невелик.
Американский исследователь Р.Сэмюэльс
называет Японию страной “государственной
политики без государственной
По данным на март 1993 года
в государственном секторе
Среди акционерных компаний
и паевых товариществ много
Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%
В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.
По данным на 1990 год все
государственное имущество
Среди главных функций
государственных предприятий
В ряде отраслей существуют
государственные и
Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.