Финансы Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Развитие японской экономики в последнюю четверть ХХ века характеризуется интенсивной структурной перестройкой. Главные направления перестройки - это автоматизация производства и ресурсосбережения, развитие новых наукоемких отраслей и производств, подготовка квалифицированных кадров, совершенствование управленческо-организационных структур.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Бюджет центрального правительства Японии
1.1. Бюджетный процесс........................................................................................4
1.2. Доходы государственного бюджета..............................................................5
1.3. Расходы государственного бюджета.............................................................8
1.4. Бюджетный дефицит и государственный долг Японии............................11
2. Бюджеты местных органов власти.................................................................12
3. Специальные счета Японии
3.1. Специальные фонды......................................................................................15
3.2. Финансы государственных предприятий....................................................16
Список литературы...............................................................................................19

Файлы: 1 файл

Финансы Японии.docx

— 50.84 Кб (Скачать файл)

Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает  государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке  и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный  структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост  ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.

В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать  существующий перекос в финансировании.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы  связи, расходы по ликвидации последствий  стихийных бедствий и т.п.

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению  с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные  расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. (см. табл.5)

В абсолютных цифрах военные  расходы в Японии в 1996 году по сравнению  с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда  как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в  Германии на 33%, во Франции на 5%.

Год

Япония 

США

Англия 

Германия 

Франция

1990

1,0

5,5

4,0

2,3

3,5

1996

1,0

3,5

2,8

1,4

3,1


 

 Таблица 5. Военные расходы  Японии, в % к ВВП

Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы  по государственному долгу. В 1997/98 году их доля составила 21,7%.

В конце 1997 года парламент  Японии принял закон о реформе  финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы  текущего года не превышали расходы  предыдущего.

Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый год по сравнению с 1997 годом: увеличить  расходы на социальное обеспечение  примерно на 6%, расходы на поощрение  науки и техники - на 5%; сохранить  в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия  общественного сектора более  чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам - на 10%, дотации  органам местного самоуправления - на 27%.

1.4. Бюджетный дефицит  и государственный долг Японии

Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП.

Поскольку обычных доходов  не хватает, дефицит покрывается  с помощью государственных займов.

В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела  место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся  в специальных счетах, покрывалась  с помощью государственного кредита. с 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.

В 1979/80 году доля доходов  от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени  зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате  в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.

Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% и 43,6% согласно другому.

Японские власти объявили о мерах по приведению своих финансов в соответствие с нормативами  Европейского экономического сообщества. И, согласно реформе, дефицит бюджета  должен быть сокращен до 3% ВВП к 2003 году против 5,9% в 1997/98 году. Кроме того, предполагается “за тот же период  свести  к  нулю  выпуск новых займов на покрытие финансового дефицита”.

2. Бюджеты местных  органов власти

В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяющих 3045 городов, поселков, районов, каждый из которых  имеет самостоятельный бюджет.

Доходная часть местных  бюджетов состоит из налоговых и  неналоговых поступлений (см. рис.1).

В 1990 году общие доходы местных  органов управления составили 80,41 трлн иен. Из них собственные налоговые  поступления составили 33,45 трлн иен, или 41,6% доходной части местных бюджетов; 14,33 трлн иен, или 17,8%, дали отчисления от общегосударственных налогов; 10,65 трлн иен, или 13,2%, составили дотации государства  на осуществление общенациональных мероприятий; остальные 21,98 трлн иен, или 27,3% доходов местных бюджетов,- это неналоговые поступления, включая займы.

Рис. 1  Структура доходов местных органов власти Японии в 1990 году

Данная диаграмма свидетельствует  о том. что в Японии местные  налоги не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Это отличает японскую налоговую  систему от северо-американской, где  местные налоги превышают 2/3 бюджета  муниципалитетов.

Закон о местных налогах  определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется  местными органами власти. Всего в  стране 30 местных налогов.

В местных налогах решающая роль  принадлежит прямым налогам: в 1978 году на них приходилось 79% ;в 1990 году - 87,5% .

Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в  размере 12.3% от государственного, что  дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог  в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль  служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%.

Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы  дохода. Кроме этого существуют местные  подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год. 

К прямым налогам относятся  и  некоторые местные имущественные налоги. Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.

За счет средств местных  органов власти в Японии финансируется  развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Кроме того, через местные  бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных  пособий, пенсий. Значительная часть  бюджетных средств расходуется  на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов  суда и прокуратуры.

 

1978г 

1980г 

1983г 

1985г 

1988г 

1990г 

Доходы 

39,13

46,80

53,46

57,47

68,01

80,41

в т.ч. за счет местных налогов 

12,24

15,89

19,84

23,32

30,12

33,45

Расходы

38,35

45,78

52,31

56,29

66,40

78,47

Баланс (доходы минус расходы)

0,78

1,02

1,15

1,18

1,61

1,94

Остаток от предыдущего года

0,35

0,41

0,35

0,32

0,56

0,82

Реальный баланс данного  года

0,43

0,61

0,80

0,86

1,05

1,12


Таблица 6. Доходы  и расходы местных органов власти Японии в 1978-1990 г.г., трлн иен

Данные таблицы 6 свидетельствуют  о постоянном росте и доходной, и расходной части местных  бюджетов  Японии, причем рост доходов опережает рост расходов. Местные бюджеты  в Японии сводятся без дефицита. Кроме общего баланса года учитывается реальный баланс, который рассчитывается путем исключения из общего баланса остатка финансовых ресурсов предыдущего года.

 

1966г 

1971г 

1976г 

1981г 

1986г 

1991г 

Расходы центрального правительства 

6,2

5,9

8,2

10,5

9,9

9,3

Расходы местных органов  власти

13,0

14,4

16,9

18,9

17,2

15,4


Таблица 7. Удельный вес государственных  расходов Японии в ВНП в 1966-1991 г.г, %

Изучая расходы местных  органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно  больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства ( см. табл. 7).

3. Специальные счета Японии

3.1.  Специальные фонды

В Японии специальные фонды  являются составной частью специальных  счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.

С середины 80-х годов в  Японии осуществляется постепенное  реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая  пенсия), которая охватывает все  население, и пенсий, выплачиваемых  наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается  по старости, инвалидности, а также  всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых  пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все  население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.

Пенсионный фонд наемных  работников частного сектора состоит  из отчислений предприятий, взносов  самих работников и доплат со стороны  государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.

Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных  предприятий и учреждений формируются  из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий  и государственных дотаций.

Для получения базовой  пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и  более лет. В середине 90-х годов  базовая пенсия составляла 65 тысяч  иен (примерно 600 долларов).

Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых  пенсий мужа и женю плюс пенсия по страхованию  наемного работника. В 1994 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов.

3.2. Финансы государственных  предприятий

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение  сфер приложения капитала: частного - в  производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в  Японии государственный сектор не выступает  серьезным конкурентом ни в одной  из областей производства, и его  функционирование по существу полностью  подчинено интересам частных  корпораций.

Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.

По данным на март 1993 года в государственном секторе экономики  Японии на уровне центрального правительства  насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных  компании и паевых товариществ, в  том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.

Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической  информации, японский фонд культурного  обмена.

Во многих акционерных  компаниях и паевых товариществах  государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный  акционер, но в среднем доля участия  правительства в их капитале составляет 38,3%

В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

По данным на 1990 год все  государственное имущество составило 15,8% национального богатства Японии.

Среди главных функций  государственных предприятий отсутствует  функция участия в материальном производстве, занимающая важное место  в деятельности госсектора ведущих  стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные  предприятия. Однако основное направление  их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных  исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения  технического прогресса, а также  разработка различных организационных  вопросов.

Главная особенность регулирования  государственных предприятий в  Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

Информация о работе Финансы Японии