Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 23:05, курсовая работа
Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска. Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий. На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах.
Введение 3
Глава 1.Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации.
1.1 История создания и развития Фонда социального страхования 5
1.2 Основные цели и задачи Фонда социального страхования 9
Глава2.Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования.
2.1 Общая характеристика доходов и расходов ФСС 17
2.2 Анализ доходов и расходов ФСС в период с 2010-2013 19
Глава3.Перспектива развития Фонда социального страхования РФ.
3.1 Система социального страхования сейчас 25
3.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
6) организация разъяснительной
работы среди страхователей и
населения по вопросам
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
1. устойчивость финансовой
системы обязательного
2. всеобщий обязательный
характер социального
3. государственная гарантия
соблюдения прав
4. государственное регулирование
системы обязательного
5. паритетность участия
представителей субъектов
6. обязательность уплаты
страхователями страховых
Глава2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования.
2.1 Доходы и расходы Фонда социального страхования
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Средства Фонда образуются за счет:
-страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
-доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
-добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
-ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
-прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
Средства Фонда направляются на:
-выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
-оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
-оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
-частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
-частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
-частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
-оплату проезда к месту лечения и обратно;
-создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях.
Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
Средства Фонда используются только на целевое финансирование перечисленных выше мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются Правительством Российской Федерации, а бюджеты центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
2.2 Основные характеристики
доходов бюджета Фонда
Основные характеристики доходов Фонда социального страхования на плановый период 2012 и 2013 год | ||||||||
Характеристика доходов |
2012 г. |
Удельный вес |
Абсолютное изменение |
Темп роста |
2013 г. |
Удельный вес |
Абсолютное изменение |
Темп роста |
Общий объем доходов бюджета |
500 984 772,1 |
100 |
42 165 267 |
109 |
590 272 347,8 |
100,0 |
51 588 864,3 |
110 |
За счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
68 250 650,3 |
13,6 |
3 737 909,6 |
106 |
71 973 882,5 |
13,0 |
3 723 232,2 |
105 |
Из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
19 000 000 |
3,8 |
1 000 000,0 |
106 |
23 000 000 |
4,2 |
4 000 000 |
121 |
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
342 058 284,2 |
68,3 |
30 970 977,4 |
110 |
378 578 632,3 |
68,5 |
36 520 348,1 |
111 |
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
71 675 837,6 |
14,3 |
6 456 380,4 |
110 |
79 021 121,6 |
14,3 |
7 345 284 |
110 |
Прогнозируемый общий объем доходов Фонда социального страхования в 2013г. составит 590 272 347,8 тыс. рублей, в 2014г. -662 565 085,9 тыс. рублей и в 2015г. - 719 815 156,7 тыс. рублей.
2.3 Основные характеристики
расходов бюджета Фонда
Таблица 2 « Расходы бюджета ФСС»
Основные характеристики расходов Фонда социального страхования на плановый период 2012 и 2013 год | ||||||||
Характеристика расходов |
2012 г. |
Удельный вес |
Абсолютное изменение |
Темп роста |
2013 г. |
Удельный вес |
Абсолютное изменение |
Темп роста |
Общий объем расходов бюджета |
496 832 419,1 |
100 |
39 957 801,4 |
109 |
545 056 169,4 |
100 |
48 223 750,3 |
110 |
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
341 724 036,1 |
68,8 |
30669016,9 |
110 |
376 927 952,9 |
69,2 |
35 203 916,8 |
110 |
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
67 857 732,7 |
13,7 |
4550874,9 |
107 |
73 154 334,0 |
13,4 |
5 296 601,3 |
108 |
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМС |
87 250 650,3 |
17,6 |
4737909,6 |
106 |
94 973 882,5 |
17,4 |
7 723 232,2 |
109 |
Бюджет Фонда на 2012год определяет прогнозируемый профицит бюджета в сумме 1 4,1 млрд. рублей, на 2013 - 7,5 млрд. рублей, а на 2014 - 8,9 млрд. рублей, что свидетельствует о финансовой устойчивости Фонда.[ 3.п.5-10]
Федеральным законом определяются особенности установления отдельных расходных обязательств бюджета Фонда в 2013 году. В частности, максимальная сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составит в 2013 году 76 700 рублей (вместо 72 701 рубля в 2012 году). Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составит в 2013 году 58 970 рублей (вместо 55 900 рублей в 2012 году).
В 2013 году Фондом будут осуществляться расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, а также расходы по оплате стоимости путёвок в санаторно-курортные учреждения отдельных категорий граждан.
Глава3.Перспектива развития Фонда социального страхования РФ.
3.1 Перспективы развития Фонда социального страхования
В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализации целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.[8 стр.47-49]
Позиция Минтруда России в этой связи состояла в том, что в рамках реформирования системы обязательного социального страхования необходимо решить ряд задач:
- завершить формирование законодательной базы;
- оптимизировать соотношения уровня обязательств и финансовых ресурсов;
- повысить эффективность администрирования расходов в системе обязательного социального страхования;
- создать условия для долговременного баланса доходов и расходов государственных социальных внебюджетных фондов.
Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы