Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 23:05, курсовая работа
Социальная защита населения - одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска. Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий. На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах.
Введение 3
Глава 1.Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации.
1.1 История создания и развития Фонда социального страхования 5
1.2 Основные цели и задачи Фонда социального страхования 9
Глава2.Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования.
2.1 Общая характеристика доходов и расходов ФСС 17
2.2 Анализ доходов и расходов ФСС в период с 2010-2013 19
Глава3.Перспектива развития Фонда социального страхования РФ.
3.1 Система социального страхования сейчас 25
3.2 Пути повышения эффективности системы социального страхования 28
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Ключевым направлением совершенствованием системы социального страхования является её переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на не страховые цели. [6. Стр.106]
Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы.
Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:
1) минимальные размеры
страховых пенсий и пособий
должны поэтапно повышаться, с
тем, чтобы в обозримой перспективе
(5-7 лет) их размер приблизился
к прожиточному минимуму
2) средние размеры пенсий
и пособий должны быть
3) максимальные размеры
выплат по страхованию должны
быть соизмеримы с
Тем самым будут созданы предпосылки для формирования механизмов социального страхования, позволяющих существенно повысить уровень пенсий и выплат, а значит повысить качество жизни населения.
Позицию Минтруда РФ разделяют специалисты Российского объединения социальных технологий (РОСТ), которые предлагают разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России.
В частности, в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования и точно перечислены участники системы социального страхования.
Участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. В обязательном порядке после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, в частности, в закон о негосударственных пенсионных фондах. Помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. Финансовый кризис не заставит государство сокращать расходы на исполнение социальных обязательств и в области пенсионного страхования. [2 п.5]
Для нынешних пенсионеров в 2012 году средняя пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума пенсионера (сейчас минимум равен 4,1 тысячи рублей), в 2016 году - 2,5, в 2020 году - 3, - такие размеры примерно соответствуют пенсии, выплачивавшийся в советское время, которую многие считают "справедливой".
Кризис не станет помехой к переходу от налогового к страховому принципу формирования пенсионных накоплений. Это должно произойти в 2010 году, когда вместо ЕСН по ставке 26% предприятия будут отчислять от годовой зарплаты сотрудника страховые взносы в размере 34% до тех пор, пока зарплата не достигнет 415 тысяч рублей в год, после чего выплаты прекратятся. Это означает, что максимальный размер пенсии будет не больше 13,8 тысячи рублей.
Работникам, которые получает большую зарплату (а таких, по подсчетам Минздравсоцразвития, около 20%), правительство предлагает подумать о повышении своей пенсии самостоятельно.[10. Стр. 67]
Начиная с 2013 года, планируется отдать контроль над страховыми взносами Федеральной налоговой службой. Это связано с серьезными проблемами пенсионной системы, которая, медленно, но уверенно, приближается к своему концу, и существовать уже в ее нынешнем состоянии не может. Именно для того, чтобы кардинально изменить существующее положение с пенсиями, и запланирована пенсионная реформа 2014 года, к которой идет подготовка в полной мере уже сейчас.
Напоминаем, что сейчас всеми начислениями страховых взносов занимается Пенсионный Фонд Российской Федерации, для которого эта задача стала непосильной. ФНС сможет существенно переломить ситуацию, так как имеет намного больше возможностей и рычагов влияния на субъекты налогообложения.
3.2 Перспективы изменения страховых взносов в 2013 году
Также, следует отметить, что изменения в начислении страховых взносов, связанные с разделением пенсии на солидарную и индивидуальную части, не потребуют заполнения нескольких платежных поручений.
В 2013 году вводятся новые формы отчетности по страховым взносам. Их необходимость возникла после изменения введения регрессивной шкалы и новых льготных категорий.[9 стр.65]
В 2013 году общие тарифы страховых взносов (ставки ПФР, ФСС, ФФОМС) не изменятся по сравнению с 2012 годом, и их суммарный процент будет равен 30. Взносы в ТФОМС в 2013 году также проводиться не будут, так как заменены на платеж в ФФОМС.
В 2013 году, пенсионные страховые взносы следует рассчитывать по следующим ставкам:
-ставка страхового взноса — 14%
-страховая часть пенсии — 14% (до 1966 г.р.) и 8% (после 1967 г.р.)
-накопительная часть пенсии — 6% (после 1967 г.р.).
Процесс реформирования в сфере социального страхования в России, должен опираться на следующие принципы:
1. Законодательное закрепление
гарантий по отношению к
2. Личная ответственность.
Она состоит в том, что трудящиеся
непосредственно вносят
Принцип личной ответственности, широко распространенный в странах Западной Европы, находит свое выражение и продолжение в принципе страхового взноса: финансирование предоставляемой помощи за счет взносов. Тем самым устанавливается эквивалентность между размерами страховых взносов и объемом предоставляемых социальных услуг. На практике это означает, что страхуемые должны вносить в качестве взноса определенную часть своей заработной платы (дохода) и, в случае утраты заработка, должны получать компенсацию, размер которой определяется величиной, пропорциональной их заработной плате. На размер выплат также влияют взносы работодателей и поступления по каналам солидарного перераспределения в системе страховых фондов.
3. Принцип солидарности,
суть которого сводится к тому,
что более обеспеченные
Так, например, в солидарно-финансируемой системе медицинского страхования величина взносов учитывает размер доходов застрахованных, а услуги оказываются в соответствии с состоянием здоровья, независимо от величины личных взносов каждого человека. Такой порядок определения размера личных взносов, не связанный со степенью страхового риска, обеспечивает солидарное выравнивание, при котором здоровые несут расходы за больных, молодые - за старых, трудоспособные - за инвалидов, одинокие - за семейных, а обеспеченные за малоимущих.
4. Организационное
Заключение
Подведя итоги написанной работы, можно сделать вывод, что цель работы достигнута. Отражена огромная роль Фонда Социального Страхования РФ, как важнейшего звена в системе государственного социального страхования страны.
В целом благодаря Фонду социального страхования был решен целый ряд проблем, что дало возможность не только сохранить, но и повысить уровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличены сроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, сняты ограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающим инвалидам.
Существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд Социального Страхования, посредством которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны. Для достижения цели работы мной были рассмотрены такие вопросы как; особенность доходов и расходов ФСС, его цели и задачи, история возникновения ФСС.
В перспективе эффективность деятельности практически всех вне-бюджетных социальных фондов будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов. Примером может служить Фонд социального страхования, средства которого на три четверти используются самими плательщиками. Очевидно, что по мере роста благосостояния населения нашей страны и в целях усиления стимулирующей роли финансов, формирующих внебюджетные фонды, будет усиливаться страховая природа ФСС.
Список использованной литературы
1.Бюджетный кодекс Российской Федерации;
2.Федеральный закон от 03.12.2012 N 219-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»;
3.Федеральный закон от 30.11.2011 N 372-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;
4.Письмо ФСС РФ от 13.12.2010 N 02-03-17/07/13724 «Об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2011 году и в плановый период 2012 и 2013 годов»;
5.Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2011;
6.Финансы, денежное обращение и кредит: учеб.- 4-е изд., перераб. и доп. / В.К.Сенчагов, А.И. Архипов; ответств. ред. В.К.Сенчагов, А.И. Архипов. – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2011;
7.Финансы и кредит: Учебное пособие/Под ред.проф. А.М.Ковалевой. М.: Финансы и статистика, 2012;
8.Финансы учебник/ С.Б. Барулин. - М.: КНОРУС 2011;
9.Финансы: Учебник / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Юрайт-Издат, 2011;
10.Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: Хрестоматия для дистанционного обучения/Сост. В. Н. Папело, С. Н. Мартынов. – Новосибирск: СибАГС, 2011;
11. Интернет ресурсы
Информация о работе Фонд социального страхования и его роль в развитии социальной сферы