Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 09:38, курсовая работа
Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.
Введение 3
1Характеристика фонда социального страхования 1.1 Финансово-экономическая сущность и назначение фонда социального страхования 8
1.3 Источники средств Фонда социального страхования РФ 15
2 Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования
2.1 Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 21
2.2 Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов 24
3 Основные выводы и пути совершенствования деятельности фонда обязательного социального страхования
3.1 Основные выводы из анализа доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 28
3.2 Проблемы Российской системы обязательного социального страхования и пути их решения 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении о ФСС. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования будет рассмотрен в следующей главе.
Сравнительные показатели основных характеристик бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за период 2013- 2015 гг. и 2014 – 2016 гг. представлены в следующей таблице 1.
Таблица 1 - Сравнительные
показатели основных характеристик бюджета
Фонда социального страхования Российской
Федерации
за период 2013- 2015
гг. и 2014 – 2016 гг (млн.рублей).
Показатели |
2013-2015 |
2014-2016 |
Изменения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Федеральный закон от 03.12.2012 № 219-ФЗ |
Проект федерального закона № 348501-6 |
(+/-) | |
Доходы – всего, |
1 972 652,5 |
1 832 020,4 |
- 140 632,1 92,9% |
в том числе: - по обязательному социальному
страхованию на случай |
1 414 652,5 |
1 420 286,9 |
+ 5 634,4 100,4% |
из них - средства федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда |
147 993,8 |
0,0 |
-147 993,8 |
- за счет средств, передаваемых
бюджету Фонда на исполнение
отдельных государственных
|
227 343,8 57 090,0 |
4 659,3 57 090,0 |
- 182 684,5 0 |
Продолжение таблицы 1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Расходы – всего,
в т.ч. по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
1 970 112,4
1 437 494,8 |
1 859 473,1
1 492 575,2 |
- 110 639,3 94,4% + 55 080,4 103,8% |
Доля расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в общих расходах |
72,9% |
80,3% |
+7,4% |
Профицит (+)/ дефицит (-) |
+2 540,2 |
- 27 452,8 |
|
в т.ч. дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
- 22 842,2 |
- 72 288,3 |
|
дефицит в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством без учета средств федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда |
- 170 836.1 |
- 72 288,3 |
98 547,8 |
В целом расчеты произведены исходя из:
624 000 рублей - в 2014 году,
678 000 рублей - в 2015 году;
740 000 рублей - в 2016 году
Для сведения: в 2013 году – 568 000 рублей.
При анализе расходной части бюджета Фонда Комитетом рассмотрены положения законопроекта, касающиеся выплаты пособий в связи с рождением и воспитанием детей в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации, а также связанные с реализацией национального проекта "Здоровье".
При определении расходов на выплату пособия по беременности и родам (приложение Б) учитывались положения и нормы Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», предусматривающие:
Таблица 2 – Предельная сумма выплаты в месяц
Размер среднего заработка (%) |
Предельная сумма выплаты в месяц | |||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год | |
100 |
40 602,74 |
44 975,34 |
49 639,45 |
54 220,27 |
Расчет расходов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком, единовременного пособия при рождении ребенка и единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, произведен в соответствии с нормами Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Количество пособий определено с учетом следующего прогнозируемого изменения рождаемости: в 2014 году 100,88%, в 2015 году 100,49% и в 2016 году 99,57%. Размеры пособий определены с учетом индексации с 1 января на индекс потребительских цен соответствующего года.
Доходная часть бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирована в соответствии с нормами Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», проекта федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и других нормативных правовых актов.
Основные характеристики бюджета Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов можно ознакомиться в приложении А (табл.А).
Проведённый анализ данных позволяет сделать следующие выводы:
1. Бюджет Фонда на 2014 сформирован с профицитом в сумме 105,8 млн. рублей, на 2015 - 2016 годы с дефицитом в сумме 13 187,4 млн. рублей и 14 371,2 млн. рублей соответственно по годам.
При этом в 2014 - 2016 годах в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством бюджет формируется с дефицитом в сумме 13 593,4 млн. рублей в 2014 году, в сумме 27 913,1 млн. рублей в 2015 году и в сумме 30 781,8 млн. рублей в 2016 году. В 2014 - 2016 годах для сбалансированности бюджета Фонда в качестве источника финансирования дефицита бюджета Фонда предусматривается привлечение остатка средств по данному виду страхования в сумме 72 288,3 млн. рублей.
Расходы на выплату пособий в связи с рождением и воспитанием детей увеличиваются с учетом прогнозируемого уровня инфляции (5,0% - к декабрю 2014 года и по 4,5% к декабрю 2015 и 2016 годов) и изменения рождаемости: в 2014 году 100,88%, в 2015 году 100,49% и в 2016 году 99,57%.
Сохранение на протяжении многих
лет низкого тарифа страховых взносов
на уровне 2,9% (для отдельных категорий
налогоплательщиков – пониженного тарифа)
и, как следствие, - ограниченных
средств Фонда сдерживает увеличение базовых размеров
пособий, установленных Федеральным законом
«О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» в твердой денежной сумме
(их увеличение не проводилось с 2007 года).
2. Объем трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда на исполнение отдельных государственных полномочий (в рамках рассматриваемых расходов), по сравнению с 2013 годом в 2014 году сократился на 60 5090,7 млн. рублей (18,7%), что связано в значительной степени с передачей финансового обеспечения выплаты пособий гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на уровень субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 07.06.2013 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Указанным Федеральным законом
изменен порядок перечисления бюджетных
ассигнований федерального бюджета на
выплату ряда государственных пособий, предусмотренных
Федеральным законом
«О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей». С 1 января 2014 года ассигнования
на выплату пособия по беременности и
родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией
организаций, прекращением деятельности
(полномочий) физическими лицами в установленном
порядке), единовременного пособия женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
в ранние сроки беременности и уволенным
в связи с ликвидацией организаций, прекращением
деятельности (полномочий) физическими
лицами в установленном порядке), а также
единовременного пособия при рождении
ребенка и ежемесячного пособия по уходу
за ребенком гражданам, не подлежащим
обязательному социальному страхованию
на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством, в форме субвенций
будут напрямую направляться в бюджеты
субъектов Российской Федерации, минуя
Фонд социального страхования Российской
Федерации. Тем самым Фонд социального
страхования Российской Федерации освобождается
от несвойственных ему функций, поскольку
данные выплаты носят нестраховой характер.
Полномочия Российской Федерации по назначению
и выплате пособий незастрахованным гражданам
передаются субъектам Российской Федерации.
3. Комитет по вопросам семьи,
женщин и детей неоднократно обращал внимание
на необходимость приведения наименования
ежемесячного пособия по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет
(часть 2 статьи 5, приложения 1, 4 и 5 к законопроекту)
в соответствие с Федеральным законом
«О государственных пособиях гражданам,
имеющим детей» и Федеральным законом
«Об основах обязательного социального
страхования». Согласно указанным федеральным
законам пособие называется ежемесячное
пособие по уходу за ребенком. При этом
его выплата, действительно, осуществляется
до достижения ребенком возраста полутора
лет (статья 14 Федерального закона «О государственных
пособиях гражданам, имеющим детей»). Согласно
расчетам Фонда средний размер ежемесячного
пособия по уходу за первым ребенком составит
(руб.): 2014 год- 2 576,63, 2015 – 2 718,34; за вторым
и последующим: 2014 год – 5 153,24, 2015 – 5 436,67.
При формировании бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонда) на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов были использованы следующие социально-экономические показатели:
Доходы бюджета Фонда предусматриваются в 2014 году в сумме 565,0 млрд. рублей (95,7% к уровню 2013 года), в том числе, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 436,7 млрд. рублей (105,4% к уровню 2013 года), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 95,4 млрд. рублей (115,5% к показателю 2013 года).
Общий объем расходов Фонда в 2014 году составит 564,9 млрд. рублей (93,1% к уровню 2013 года), в том числе, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 450,3 млрд. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 81,7 млрд. рублей.
На 2015 и 2016 годы доходы бюджета Фонда составляют 608,4 млрд. рублей и 658,6 млрд. рублей, расходы - 621,6 млрд. рублей и 673,0 млрд. рублей соответственно.
Доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определены по пониженным тарифам, установленным Федеральным законом № 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков, а по основной категории плательщиков исходя из тарифа 2,9%.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
С учетом норм названного федерального закона тарифы страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по 32 классам профессионального риска (от 0,2 до 8,5%), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.