Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 09:38, курсовая работа
Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.
Введение 3
1Характеристика фонда социального страхования 1.1 Финансово-экономическая сущность и назначение фонда социального страхования 8
1.3 Источники средств Фонда социального страхования РФ 15
2 Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования
2.1 Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 21
2.2 Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов 24
3 Основные выводы и пути совершенствования деятельности фонда обязательного социального страхования
3.1 Основные выводы из анализа доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 28
3.2 Проблемы Российской системы обязательного социального страхования и пути их решения 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тольяттинский государственный университет
Институт финансов, экономики и управления
Кафедра «Финансы и кредит»
Направление 080100.62 «Экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема: «Фонд социального страхования: источники формирования, направления расходования средств»
Студент: Гурьянова Т.Н.
Группа: Экбз-1201
Руководитель: Полтева Т. В.
Тольятти 2015
Содержание
Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Переход к рынку изменил как содержание, так и организационные структуры хозяйственного механизма. В ходе этого произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена – общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды.
Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе и выделение в их составе и за рамками бюджетов специальных фондов со своими источниками и направлениями расходования, призвано было принципиально изменить подход всех субъектов социально-экономической среды к финансовым средствам.
Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными. Поскольку они не утверждались представительным органом и правительство могло создавать и использовать эти средства в более оперативном режиме, создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в отдельных областях. Правительство также имело возможность за счет временно свободных средств аккумулировать их в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.
Таким образом, внебюджетные фонды являются важным звеном финансовой системы государства. Их создание позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических задач. Внебюджетные фонды могут создаваться на федеральном, региональном и местных уровнях. По целевому назначению внебюджетные фонды подразделяются на социальные, экономические, научно-исследовательские, кредитные и т.д.
Создание внебюджетных фондов в РФ законодательно закреплено Законом РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991г. И Законом РФ Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов от 15 апреля 1993г. В соответствии с этими законами средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды, образующиеся на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.
Такие действия были
обусловлены стремлением
Важнейшими внебюджетными фондами, не консолидированными в федеральном бюджете РФ, являются следующие: - Пенсионный фонд РФ; - Фонд социального страхования РФ; - Фонд обязательного медицинского страхования.
Помимо фискальной функции, данные фонды используются государством в качестве регулятора социальных, экономических, политических процессов, происходящих в стране.
Внебюджетные социальные фонды и, конкретно, фонд социального страхования населения, я бы хотела рассмотреть сквозь призму всей социальной системы, неотъемлемой частью которой этот фонд является.
Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий. На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в России в дальнейшем будет усиливаться, как это происходило и происходит сегодня в развитых странах.
Целью данного исследования является анализ доходов и расходов Фонда социального страхования на протяжении последних лет, выявление источников бюджетного финансирования и направления расходования средств.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является финансовый механизм Фонда социального страхования.
Предмет исследования
— финансовые отношения, возникающие
при формировании и
В первой главе «Характеристика фонда социального страхования» рассмотрены финансово-экономическая сущность и назначение фонда социального страхования, цель и функции Фонда социального страхования РФ, источники средств и направления расходования средств Фонда социального страхования.
Во второй главе «Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования» проведен анализ изменения структуры доходных и расходных статей бюджетов Фонда на 2014 год и на плановый период 2015 -2016 годов.
В третьей главе «Основные выводы и пути совершенствования деятельности фонда обязательного социального страхования» сделаны выводы, выявлены проблемы и пути их решения, влияющие на функционирование и формирование финансового механизма Фонда в современных условиях.
В заключении обобщены результаты исследования, приведены основные выводы и рекомендации. В приложении содержится структура расходов бюджета Фонда социального страхования РФ на 2014 г и плановый период 2015 и 2016 года.
Теоретическую базу исследования, проведенного в курсовой работе составили нормативно-правовые акты (Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, федеральные законы), а также опубликованные в периодических изданиях «Финансы», «Российский Экономический Журнал» материалы о деятельности фонда социального страхования.
Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучный метод познания, метод экономического и статистического анализа, сравнение и другие приемы исследования.
Информационная база исследования включает методические, инструктивные и статистические материалы правительства РФ, Министерства финансов РФ.
Теоретическую основу курсовой составили работы российских и зарубежных ученых, специалистов – практиков по проблемам государственных финансов, федерального бюджета, а также научные концепции развития бюджетного федерализма.
Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в работе выводы могут быть использованы в учебном процессе для формирования более полного представления о структуре, функциях, финансах фонда социального страхования, а также критического подхода к анализу доходов, расходов, базовых и территориальных программ обязательного социального страхования в Российской Федерации.
Социальное страхование одно из важнейших направлений государственной социальной политики. Общепризнанно, что это один из реальных механизмов регулирования социально-трудовых и общественно-экономических отношений. Широкая сфера деятельности, которая охватывает и тех, кто организует производство работодателей, и тех, кто работает на предприятиях, а также тех, кто профессионально работает в этой сфере [18].
Социальное страхование – важнейшее достояние цивилизованного общества. 2 июня 1903 года считается официальной датой рождения государственного социального страхования. В этот день с высочайшего соизволения Императора Николая II в Российской империи были введены Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. Но корни социальной защиты людей уходят в более глубокие слои истории [14].
Началом становления можно считать и 1881 год, когда Обществом для содействия русской промышленности и торговле было сделано представление Министру внутренних дел и управляющему Министерства финансов об устройстве государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев и государственной пенсионной кассы для трудящихся.
Остановимся на основных этапах развития системы социального страхования в России [5].
Первым серьезным шагом можно считать положение о социальном обеспечении трудящихся, которое было принято в 1918 году. Оно гарантировало всем наемным работникам независимо от характера труда пособия при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем.
В 1922 года выплата пособий передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году государственное социальное страхование обретает единый бюджет.
С 1931 года за счет средств социального страхования начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха, а также детских оздоровительных лагерей.
С 1933 года социальное страхование переходит под управление профсоюзов. Это был первый этап становления системы социального страхования. Особенностью этого периода можно считать, что в государстве российском были заложены основы государственного социального страхования, определены его приоритетные направления и круг лиц, подлежащих страхованию (все наемные рабочие и служащие). Принят целый ряд декретов и постановлений, которые впоследствии составили новую систему всеобщего страхования трудящихся масс и населения страны [18].
Второй, и самый длительный этап развития социального страхования, продлился 60 лет и имел как положительные, так и отрицательные стороны.
С принятием постановления Совета Министров СССР в 1964 году "О государственном социальном страховании членов колхозов, специалистов, главных бухгалтеров" впервые отдельные категории работников сельского хозяйства стали получать пособие на лечение и отдых. Особенно много новых постановлений по улучшению социального страхования трудящихся было принято в годы девятой пятилетки (1971-1975 гг.).
Это и увеличение пособия по уходу за больным ребенком, улучшение обеспечения пособиями неработающих инвалидов, пособия женщинам по беременности и родам. Особое значение имело совершенствование правил исчисления непрерывного стажа. Были введены новые правила учета премий при исчислении пособий по временной нетрудоспособности. В конце семидесятых годов во всех обкомах профсоюзов вводятся ставки инструктора по социальному страхованию, а затем и ставка заместителя главного бухгалтера по социальному страхованию [12].
В это время идет активное накопление опыта работы как в России, так и в регионах формируется хорошо подготовленный кадровый состав специалистов.
Общественный характер профсоюзного движения, отсутствие реальных рычагов воздействия на социально-экономические процессы в стране, не могли в полной мере обеспечить выполнение важнейших принципов социального страхования: ответственности общества и государства за бережное отношение к личности, государственные гарантии, связанные с обеспечением по социальному страхованию, ответственности страхователя и страховщика за обеспечение прав застрахованных и личную ответственность работников за сохранение своего здоровья и трудоспособности. И именно это сыграло определяющую роль в переломный период развития страны [9].
Полтора последних десятилетия экономических реформ в России определили третий этап в развитии социального страхования. Резкий спад в экономике, появление различных форм собственности, переход к рыночным отношениям сказались на социальной защищенности граждан. В масштабах страны назрела необходимость принимать решение, которое бы способствовало совершенствованию управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся, повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования.
Такой документ появляется в конце декабря 1990 года. На основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов 1 января 1991 года был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом возлагалось на Совет Федерации независимых профсоюзов [7].