Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:12, реферат

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в РФ и его роль в развитии социальной сферы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Задачами исследования являются:
- рассмотрение основных этапов ФСС;
- рассмотрение особенностей доходов и расходов ФСС;
- перспективы развития ФСС РФ.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации
1.1 История развития системы социального страхования в России 7
1.2. Цели и задачи ФСС РФ 10
Глава 2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
2.1. Особенности доходов и расходов ФСС РФ 16
2.2 Динамика и структура ФСС РФ 23
Глава 3. .Перспективы развития Фонда социального страхования РФ
3.1 Анализ современного положения дел 25
3.2 Совершенствование ФСС РФ 28
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

реферат финансы.doc

— 540.50 Кб (Скачать файл)

Плательщики перечисляют  в бюджет ФСС не всю начисленную  сумму, а разницу между суммой начисленных взносов и суммой средств, использованных плательщиками на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам, на погребение, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия и другие цели своим работникам.

Кроме того, страхователи уплачивают в Фонд и другие платежи. К ним в частности относятся:

-         расходы,  не  принятые к зачету в счет страховых взносов;

-         суммы по возмещению пособий,  выплаченных по  трудовым  увечьям  и профессиональным заболеваниям;

-         пени, штрафы;

-         сокрытая сумма оплаты труда;

-         частичная оплата за путевки.

Страхователи - юридические  лица уплачивают  страховые  взносы  и  другие платежи в  Фонд  один  раз  в  месяц  в срок, установленный  для  выплаты  заработной  платы  за истекший месяц.

Основные характеристики бюджета Фонда социального страхования  Российской Федерации на 2010, 2011, 2012, 2013 год и плановый период 2014 год:

 

 

 

 

Показатель

2010

2011

2012

2013

2014

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Исполнено

Утверждено

Доходы бюджета  Фонда социального страхования

425,49

463,78

458,82

558,59

579,56

285,85

590,27

150,14

662,57

Расходы бюджета  Фонда социального страхования

453,82

491,20

456,87

497,57

577,22

186,29

606,52

112,19

654,58

Величина дефицита / профицита бюджета Фонда социального страхования

-28,33

-27,42

1,94

61,03

2,34

99,56

-16,25

37,95

7,98


 

Источники:

Федеральный закон  от 28.11.2009 №292-ФЗ "О бюджете федерального фонда социального страхования  Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов" (принят ГД ФС РФ 20.11.2009)

Федеральный закон  от 08.12.2010 №334-ФЗ "О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов" (принят ГД ФС РФ 24.11.2010)

Федеральный закон  от 30.11.2011 №372-ФЗ "О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов " (принят ГД ФС РФ 22.11.2011)

Федеральный закон  от 06.10.2011 №267-ФЗ "Об исполнении бюджета  фонда социального страхования  Российской Федерации за 2010 год" (принят ГД ФС РФ 21.09.2011)

Федеральный закон  от 02.10.2012 №153-ФЗ "Об исполнении бюджета  фонда социального страхования  Российской Федерации за 2011 год" (принят ГД ФС РФ 21.09.2012)

Федеральный закон  от 03.12.2012 №219-ФЗ "О бюджете Фонда  социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов " (принят ГД ФС РФ 23.11.2012)

Средства Фонда  используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении. Не допускается  зачисление средств социального  страхования на личные счета застрахованных. Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20 процентов), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Распорядителями средств  Фонда являются председатель и главный  бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.

Выплата пособий  по социальному  страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные  учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Для обеспечения  контроля за правильным начислением  и своевременной  выплатой пособий по социальному  страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.

Комиссии или  уполномоченные по социальному страхованию  решают вопросы о расходовании средств  социального страхования, предусмотренных  на санаторно-курортное лечение  и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию.

2.2 Динамика и структура ФСС  РФ

 

Расчет прогнозируемых параметров бюджета Фонда социального  страхования Российской Федерации на 2014 – 2106 годы осуществлен с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, разработанного Минэкономразвития России, с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда за 2012 год и оценки исполнения бюджета за 2013 год.

Доходная часть  бюджета Фонда формируется, в  том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом страховых взносов, поступающих в бюджет Фонда по тарифам, установленным Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Согласно названному Федеральному закону тарифы страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены по 32 классам профессионального риска (от 0,2 до 8,5 процента), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.

Вместе с  тем, следует отметить, что Фондом социального страхования  Российской Федерации осуществляется обособленный учет доходов и расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета по указанным видам страхования не применяется.  96 Также доходная часть бюджета Фонда формируется с учетом межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в 2015 и 2016 годах, на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, а также на осуществление администрируемых расходов Фонда. Расчет расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации осуществляется на основании данных о численности получателей соответствующих социальных пособий и выплат, а также их размеров. Источником информации о численности получателей социальных пособий и выплат являются официальные данные демографического прогноза Росстата, основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, отчетные и прогнозные данные государственных внебюджетных фондов. Размеры социальных пособий и иных выплат определяются с учетом индексации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством гражданам, застрахованным в системе обязательного социального страхования, исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица.

Кроме того, отдельные  социальные выплаты имеют фиксированные  размеры, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации. Одновременно при расчете параметров бюджета Фонда учитываются расходы на содержание аппаратов органов управления Фондами, объем которых определяется на основе отчетных данных об исполнении бюджетов Фондов и индекса потребительских цен, представляемого в прогнозе социально- экономического развития Российской Федерации.

Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ

3.1 Анализ современного положения дел

Современное общество все  настойчивее требует обеспечения  полноценной социальной защиты с  тем, чтобы население в целом  и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку.

Происходящие  в стране экономические преобразования обусловливают  соответствующие  перемены в области  социальной политики, выработку механизмов социальной защиты, основывающихся на принципах самоуправления и взаимопомощи.

Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты. Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным  использованием имеющихся средств. Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и успешно заморозила все попытки модернизации системы социального страхования. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами. Отсутствует координация усилий между существующими организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и социальным страхованием.

Реформы в области  социальной защиты не подготовлены ни с экономической, ни с социальной, ни с правовой точек зрения. В ходе их проведения игнорируются такие факторы, как состояние общественного сознания, точнее два его аспекта: национальные особенности и своеобразие “переходного” периода. Последнее связано с необходимостью адаптации к новым экономическим условиям, и действенную помощь в этом может оказать развитие системы социального страхования с привлечением к участию в ней широкой общественности. Однако существующая ныне система социального страхования “остается в координатах прежней, социалистической системы социального обеспечения и базируется на прежних принципах построения”.

В социальной защите выделяются два основных вида:

- социальная  помощь, предназначенная  для  избирательной и адресной  поддержки  наиболее социально  уязвимых  групп населения в  рыночных  условиях;

- социальное страхование,  ориентированное на социально  активное население, занятое в  сфере труда; поэтому его финансирование должно осуществляться за счет средств как работника, так и работодателя. Социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической сфере определенную помощь и выгоду.

Деятельность  системы  социального страхования  в первую очередь адресована группам трудоустроенного населения. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. На базе отчислений от заработков строится весьма эффективная система социальной защиты в форме социального страхования, которое в определенных параметрах регулируется государством. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие “человеческого капитала” и в итоге способствуют стабилизации общества.

Реформирование  системы  социального страхования  должно привести ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить действенную защиту трудящихся. Реформированная  система социальной защиты должна строиться на двух основополагающих принципах — на индивидуальной ответственности и на солидарности всех членов общества. Данный подход открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обеих сторон, взаимоувязывая их интересы, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты, прежде всего, нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности.

В настоящее  время  при переходе России к более  совершенной  системе социальной защиты одним  из важных моментов может явиться  необходимость перераспределения  ресурсов для сохранения необходимого уровня и качества жизни при поощрении накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные виды социального страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно найти систему оптимального распределения своих расходов между социальным страхованием госслужащих и выплатами в рамках социальной помощи. Для этого необходим некий механизм достижения равновесия интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Таким механизмом и является социальное страхование.

Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, его цели, задачи и система организации