Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:00, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет социальное страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование, прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Социальное страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы.
Цель работы – определить перспективы развития ФСС на основе анализа его места и роли в системе социального страхования в обществе.
Введение
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений.
Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет социальное страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование, прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Социальное страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы.
Цель работы – определить перспективы развития ФСС на основе анализа его места и роли в системе социального страхования в обществе.
Для достижения цели формируются следующие задачи:
- Проанализировать историю
- Рассмотреть фонд социального страхования, его цели, задачи и систему организации;
- Рассмотреть правовое
- Проанализировать бюджет фонда социального страхования РФ;
- Рассмотреть проблемы фонда
социального страхования и
Предметом исследования в данной работе является система социального страхования. Объектом исследования – деятельность Фонда социального страхования.
Структура работы состоит из введения, 2 глав, выводов и предложений, списка используемой литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты фонда социального страхования, сущность, история появления, также правовое регулирование деятельности ФСС, во второй главе проанализированы доходы и расходы бюджета ФСС РФ за определенный период, рассмотрены проблемы и сформулированы пути их решения.
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия наиболее известных авторов в области государственных и муниципальных финансов: Анисимова С.А., Бугаева Ю.С., Юрского В.С. и других, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернета.
1. Сущность фонда социального страхования РФ
1.1 История появления и развития системы социального страхования в России
Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. Первые законы о страховании были приняты в России в начале ХХ столетия. В 1912 г. Россия получила пакет страховых законов, предусматривавших обязательное социальное страхование: от несчастных случаев на производстве, в случае болезни, а женщин-работниц - в случае родов. В соответствии с этими законами медицинская и лекарственная помощь наемным работникам предоставлялись безвозмездно; пенсии при полной потере трудоспособности устанавливались в размере 2/3 заработка.
«В 1913 г. в целях систематизации законодательства о наемном труде принимается Устав о промышленном труде, который входит в новое издание второй части Свода законов Российской Империи» [20.С.98]. Из четырех разделов Устава один раздел предусматривает виды обеспечения работников промышленных предприятий. В этом разделе первые семь глав содержат нормы, определяющие общие вопросы страхования наемных работников. Таким образом, уже на самом первом этапе становления в России системы социального страхования рабочих, обществом осознавалось неразрывное единство отношений, возникающих между работодателями и работниками по поводу применения наемного труда и по поводу «рабочего страхования».
Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.
Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели.
В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).
Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. В 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний. Заметной вехой в истории социального страхования России является передача этого института в управление профсоюзам на основании постановления ВЦСПС от 23 июня 1933 года. Все средства социального страхования, а также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.
«Таким образом, указанным выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных функций. При таком положении вводились подчас ничем не оправданные ограничения в обеспечении трудящихся государственным социальным страхованием» [12.C.404]. Например, сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней. Работники, ушедшие с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того, как проработают на новом месте не менее шести месяцев.
Важным этапом развития социального страхования является распространение его на новые категории работающих. Традиционно эта система в нашей стране охватывала только рабочих и служащих, то есть лиц, работающих на условиях трудового договора. Затем она начала поэтапно вводиться и для колхозников. В 1970 году на основании решения Третьего Всесоюзного съезда колхозников была введена система социального страхования всех членов колхозов. До 1991 года система социального страхования не менялась. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовое положение.
Таким образом, на сегодняшний день государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета, т.е. при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета, позволяющие обеспечить выплаты по обязательному социальному страхованию.
1.2 Фонд социального страхования, его цели, задачи и система организации
Фонд социального страхования (далее ФСС) РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. ФСС создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента РФ от 07 августа 1992 г. № 822 и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.
Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994г. № 101. Этот документ регламентирует организацию и функционирование фонда. Основными задачами Фонда являются:
Средства ФСС образуется за счет:
Представленная на рис.1.2.1 блок-схема финансовых потоков, складывающихся в системе социального страхования, дает представление о финансовых взаимоотношениях ее субъектов. В частности, в ней отражено то положение, что большая часть средств социального страхования поступает работникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 1/4) перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения между отдельными предприятиями, организациями, учреждениями. Из нее видно также и то, что часть поступлений в ФСС осуществляется из федерального бюджета.
Рис. 1.2.1 Блок-схема финансовых потоков ФСС РФ [18]
Бюджет ФСС принимается Государственной Думой при одобрении Совета Федерации. Доходы и расходы бюджета ФСС РФ представлены во второй главе. От уплаты взносов в ФСС освобождены:
Таким образом, по определению Гречко В.К. «Социальное страхование – это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов – работников, предпринимателей и государства» [15. С. 67]. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы. Цель социального страхования – профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.
1.3. Правовое регулирование деятельности ФСС
Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Его правовой режим определен постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования Российской Федерации» от 12.02.1994 г. № 101 [10].
Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития