Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:00, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет социальное страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование, прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Социальное страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы.
Цель работы – определить перспективы развития ФСС на основе анализа его места и роли в системе социального страхования в обществе.
Фонд социального страхования РФ управляет средствами государственного социального страхования РФ. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Свое целевое назначение фонд реализует при решении следующих задач: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно - курортное обслуживание работников и их детей; участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда; разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и
Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования; сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Источниками образования фонда социального страхования РФ являются, в соответствии с п.7 Положения: страховые взносы работодателей-организаций и граждан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору, страховые взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанные уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством; страховые взносы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд; доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольные взносы граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством; ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; прочие поступления (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченные в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средства, возмещаемые Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
Необходимо при применение данного Постановления помнить, что Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. N 373 постановление Совета Министров - Правительства РФ от 8 июля 1993 г. N 638 признано утратившим силу с сохранением его действия в отношении работников, предусмотренных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 ноября 1993 г. N 1240, постановлением Правительства РФ 19 декабря 1994 г. N 1407.
Далее назовем еще ряд нормативно-правовых актов, устанавливающих правовой статус фонда социального страхования, принятых непосредственно фондом социального страхования.
Постановление Фонда социального страхования РФ от 23 марта 2004 г. N 27 «Об организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации по регистрации страхователей» закрепляет, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» регистрация в качестве страхователей юридических лиц осуществляется исполнительными органами Фонда в пятидневный срок с момента представления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (далее именуется - регистрирующий орган), сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц [11].
Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется в региональных отделениях Фонда. По решению управляющего региональным отделением Фонда полномочия по регистрации страхователей могут быть возложены на филиалы региональных отделений Фонда, при условии соблюдения установленных законодательством Российской Федерации сроков регистрации страхователей, направления региональными отделениями Фонда в регистрирующий орган сведений о регистрации страхователей, а также обеспечения защиты сведений о страхователях, передаваемых в филиалы регионального отделения Фонда.
Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется в региональных отделениях Фонда (филиалах региональных отделений Фонда) по месту их государственной регистрации. Юридические лица одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию. На основе имеющихся данных о страхователях региональные отделения Фонда (филиалы региональных отделений Фонда) ведут реестры страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательному социальному страхованию.
В случае осуществления регистрации страхователей филиалами регионального отделения Фонда региональные отделения Фонда обеспечивают ведение единых реестров страхователей по региональному отделению Фонда в целом. Ведение реестров страхователей осуществляется средствами единой интегрированной информационной системы "Соцстрах". В реестры включаются данные по каждому страхователю - юридическому лицу. Ряд нормативно-правовых актов на прямую не регулирует деятельность фонда социального страхования, затрагивая лишь некоторые аспекты деятельности фонда. Например, с 1 января 2001 года взносы, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ в составе единого социального налога, уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ [4].
Или, например, Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в статье 22 говорит о страховых взносах в Фонд социального страхования РФ [3]. Таким образом, единого нормативного акта, регулирующего деятельность ФСС не существует. Большое количество нормативных актов затрудняет эффективность деятельности ФСС.
2. Анализ бюджета фонда социального страхования РФ
2.1 Анализ доходов бюджета ФСС РФ
Таблица 2.1.1
Доходы бюджета ФСС РФ за 2013 и плановые 2014 и 2015 года [13]
Наименование |
Сумма доходов Тыс. руб. | ||
2013 |
Плановый 2014 |
Плановый 2015 | |
Общий объем доходов бюджета Фонда |
590 272 347,8 |
662 565 085,9 |
719 815 156,7 |
в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
414 194 891,1 |
478 227 773,1 |
522 229 868,4 |
из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
23 580 000,0 |
5 600 000,0 |
1 500 000,0 |
на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда |
32 573 043,4 |
57 310 367,9 |
58 110 367,9 |
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
82 646 160,6 |
90 632 780,0 |
100 287 284,0 |
межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий |
74 401 296,1 |
74 674 532,8 |
78 268 004,3 |
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
19 030 000,0 |
19 030 000,0 |
19 030 000,0 |
Из таблицы видно что, общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 590 272 347,8 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 414 194 891,1 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 23 580 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда в сумме 32 573 043,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 82 646 160,6 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета в сумме 74 401 296,1 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда составляет на 2014 год в сумме 662 565 085,9 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 719 815 156,7 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 478 227 773,1 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 522 229 868,4 тыс. рублей, из них средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 5 600 000,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 1 500 000,0 тыс. рублей и на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда на 2014 год в сумме 57 310 367,9 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 58 110 367,9 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в сумме 90 632 780,0 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 100 287 284,0 тыс. рублей, межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета на 2014 год в сумме 74 674 532,8 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 78 268 004,3 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.
Таблица 2.1.2
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета фонда социального страхования РФ на 2013 г. (тыс. рублей) [13]
Наименование |
Сумма | |
Источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации |
16 246 110,4 | |
Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета Фонда социального страхования РФ в течение финансового года |
16 246 110,4 | |
Увеличение остатков средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, всего |
-6 596 092,3 | |
в том числе: увеличение остатков денежных
средств резерва на осуществление обязательного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний |
-773 300,0 | |
увеличение остатков денежных средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
-5 822 792,3 | |
Уменьшение остатков средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, всего |
22 842 202,7 | |
в том числе уменьшение прочих остатков денежных средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, кроме средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
22 842 202,7
|
Из таблицы 2.1.2. видно, что источником внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2013 год в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является прогнозируемое на 1 января 2013 года увеличение остатка средств по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 22 842 202,7 тыс. рублей.
Фонд в 2013 году и в плановый период 2014 и 2015 годов формирует, размещает и расходует резерв средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Фонд в 2013 году осуществляет в ряде субъектов Российской Федерации реализацию пилотного проекта, предусматривающего особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты территориальными органами Фонда застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
В 2013 году в доход бюджета Фонда подлежат зачислению:
1) страховые взносы на обязательн
2) страховые взносы на
В объеме межбюджетных трансфертов, дополнительно передаваемых из федерального бюджета бюджету Фонда в 2013 году на исполнение отдельных государственных полномочий, на обеспечение сбалансированности бюджета Фонда и компенсацию выпадающих доходов в связи со снижением в 2013 году тарифов страховых взносов, в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2013 год Фондом предусматриваются бюджетные ассигнования сверх сумм, установленных пунктом 2 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, без внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Остатки средств по состоянию на 1 января 2013 года, образовавшиеся в результате неполного использования Фондом в 2012 году межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной этими организациями женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка в течение первого года жизни, а также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов, используются Фондом в 2013 году на те же цели.
Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития