Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 19:00, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена той ролью, которую играет социальное страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование, прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Социальное страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы.
Цель работы – определить перспективы развития ФСС на основе анализа его места и роли в системе социального страхования в обществе.
Таким образом, доходы бюджета ФСС РФ в 2013 году составили 590 272 347,8 тыс. рублей, и как мы видим из последующих годов, что доход в 2014 и 2015 планируется только увеличивать, это связано с обязательным социальным страхованием, который тоже планируют только увеличивать, а также сбалансированности бюджета Фонда и межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий. А также уменьшение затрат на средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как мы видим из таблицы, что к 2015 году их планируются сократить до 1 500 000, 0 тыс. рублей. Только Федеральный фонд обязательного медицинского страхования планируют оставить без изменений.
2.2 Анализ расходов ФСС РФ
Таблица 2.2.1
Расходы бюджета ФСС РФ за 2013 и плановые расходы на 2014 и 2015 года [13]
Наименование |
Сумма расходов, Тыс. руб. | |||||
2013 |
Плановый 2014 |
Плановый 2015 | ||||
Общий объем расходов бюджета Фонда |
606 518 458,2 |
654 583 486,8 |
709 010 455,1 | |||
в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством |
437 037 093,8 |
478 227 773,1 |
522 229 868,4 | |||
по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
76 050 068,3 |
82 651 180,9 |
89 482 582,4 | |||
За счет межбюджетных трансферов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
93 431 296,1 |
93 704 532,8 |
97 298 004,3 | |||
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств |
534 484 225,5 |
580 495 117,3 |
632 207 843,4 |
Из таблицы 2.2.1 видно, что общий объем расходов бюджета Фонда на 2013 год составил в сумме 606 518 458,2 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 437 037 093,8 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 76 050 068,3 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 93 431 296,1 тыс. рублей;
Общий объем расходов бюджета Фонда на 2014 год в сумме 654 583 486,8 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 709 010 455,1 тыс. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2014 год в сумме 478 227 773,1 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 522 229 868,4 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 год в сумме 82 651 180,9 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 89 482 582,4 тыс. рублей, за счет межбюджетных трансфертов на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год в сумме 93 704 532,8 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 97 298 004,3 тыс. рублей;
Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, на 2013 год в сумме 534 484 225,5 тыс. рублей, на 2014 год в сумме 580 495 117,3 тыс. рублей и на 2015 год в сумме 632 207 843,4 тыс. рублей.
Фонд в 2013 году осуществляет:
1) выплаты пособий по
2) выплаты ежемесячного пособия
по уходу за ребенком до
достижения им возраста
3) расходы по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона;
4) расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях, федеральных медицинских организациях государственной системы здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь, и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели;
5) оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в сумме 3,0 тыс. рублей и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, в сумме 6,0 тыс. рублей соответственно за каждую женщину, а также по диспансерному (профилактическому) наблюдению ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет, в сумме 1,0 тыс. рублей за первые шесть месяцев и в сумме 1,0 тыс. рублей за вторые шесть месяцев наблюдения за каждого ребенка с момента постановки его на диспансерный учет, а также на оплату организациям услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда бланков родовых сертификатов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Финансовое обеспечение и установление порядка, условий оплаты услуг и форм документов, на основании которых производится оплата услуг, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, исчисленный в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", не может превышать в 2013 году 58 970,0 рубля, в 2014 году - 61 920,0 рубля и в 2015 году - 65 020,0 рубля.
Установленный пунктом 2 части 1 настоящей статьи максимальный размер ежемесячной страховой выплаты применяется при назначении или увеличении ежемесячных страховых выплат после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Размеры ежемесячных страховых выплат, превышающие на 1 января 2013 года, 1 января 2014 года и 1 января 2015 года соответственно установленный пунктом 2 части 1 настоящей статьи максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не изменяются.
Таким образом, можно сделать вывод, что расходы бюджета с каждым годом увеличиваются. Объем расходов превышает объем доходов в 2013 году на 16 246 110,4 тыс. рублей. Что сказывается не самым лучшим образом на экономике России. Мы видим, что по плановым предсказаниям, только в 2015 году общий объем доходов в размере 719 815 156,7 тыс. рублей должен перегнать на 10 804 701,6 тыс. рублей объем расходов ФСС.
А нам только остается надеяться на лучшее.
2.3. Проблемы фонда социального страхования и пути их решения
Во-первых, главной проблемой Фонда социального страхования является дефицит бюджета. Сам принцип соцстрахования не предусматривает дефицита – это противоречит логике социального страхования. Страхование должно полностью покрывать возмещение рисков. Дефицит возникает из-за того, что в России несколько неадекватная система тарифов на социальное страхование. Из-за господдержки малого бизнеса возросла доля предприятий с упрощенным налогообложением. И получается, что эти предприятия платят по сниженном тарифу, а люди в них болеют, как и во всех остальных. Такие предприятия платят в два раза меньше, чем получают.
Во-вторых в системе социального страхования не нашел ещё воплощения в должной мере принцип зависимости уровня выплачиваемых пенсий и пособий от объемов накопленных страховых прав, что особенно характерно для категорий застрахованных со средними и высокими размерами заработной платы. Коэффициенты замещений пенсий и пособий для них составляют всего 15-25% от размеров предшествующей им величин заработной платы. Действующая в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи.
Приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты, в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. Так, существующее правовое положение внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их в основном к финансовым учреждениям (“сборщиков взносов” и “распределителей средств”).
По мнению Корчевской Л.И. «Все «проблемы» российского социального законодательства сводятся, в конце концов, к тому факту, что суммарной зарплаты, выплачиваемой в стране за рентабельный труд, не хватает на то, чтобы на базе этой зарплаты построить систему социального страхования и таким образом организовать выживание российского населения в рыночных условиях» [16. С.145].
В целях повышения эффективности системы социального страхования Правительством РФ утверждена Программа социально-экономического развития РФ. Эта программа в качестве одного из важнейших приоритетов определяет задачу по повышению уровня и качества жизни населения. Это в свою очередь требует реализацию целого ряда мер, направленных на повышение доходов населения, эффективности социальных услуг, предоставляемых государством, усиление чёткой направленности мер социальной помощи и повышения эффективности функционирования системы обязательного социального страхования.
Ключевым направлением совершенствованием системы социального страхования является её переориентация с уравнительных принципов начисления пособий на страховые, т.е. учитывающие накапливаемые индивидуальные страховые права и финансовые ресурсы застрахованного лица в отдельных фондах социального страхования. Международный и отечественный опыт свидетельствует о целесообразности формирования финансовой системы социального страхования вне системы государственного бюджета, это позволяет достигать автономности финансовых ресурсов и исключить нецелевое их использование на нестраховые цели.
Данные меры позволяют обеспечивать тесную увязку страховых взносов и выплат, и тем самым стимулируют работников и работодателей к легализации и повышению уровня заработной платы.
Перспективными для этого могли бы служить следующие подходы:
1) минимальные размеры страховых пенсий и пособий должны поэтапно повышаться, с тем, чтобы в обозримой перспективе (5-7 лет) их размер приблизился к прожиточному минимуму пенсионера и получателей пособий;
2) средние размеры пенсий и пособий должны быть повышены за этот же период до уровня 140-150% прожиточного минимума;
Информация о работе Фонд социального страхования Российской Федерации, перспективы его развития