Фондирование и управление инвестиционным портфелем Банка развития Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 06:49, курсовая работа

Описание работы

Главный принцип - кредитование окупаемых проектов обеспечивается в результате тщательного отбора из числа предлагаемых к финансированию проектов путем проведения банковской экспертизы как самого проекта, так и кредитоспособности заемщика. Помимо коммерческой окупаемости финансируемых проектов другими принципами обеспечения финансовой устойчивости Банка являются: диверсификация кредитного портфеля по отраслям, постепенное увеличение сроков окупаемости и капиталоемкости проектов, разделение рисков с другими финансовыми институтами, исключение политического давления и независимость экспертизы при отборе проектов.

Содержание работы

Введение
1. Анализ кредитования экономики Республики Казахстан Банком развития Казахстана
1.1 Правовые основы деятельности Банка развития Казахстана
1.2 Кредитование инвестиционных проектов и экспортных операций Банка развития Казахстана
2. Фондирование и управление инвестиционным портфелем Банка развития Казахстана
2.1 Анализ финансовых показателей Банка развития Казахстана
2.2 Институциональное развитие Банка развития Казахстана
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая!!!.docx

— 62.25 Кб (Скачать файл)

2. Фондирование  и управление инвестиционным портфелем Банка развития Казахстана

2.1 Анализ  финансовых показателей Банка  развития Казахстана

По состоянию на 1 октября 2010 года собственный капитал Банка  составляет 87,8 млрд. тенге, в том  числе уставный капитал в размере 73,6 млрд. тенге, резервный капитал  в размере 12,9 млрд. тенге и нераспределенная прибыль - 2,8 млрд. тенге.

Объем одобренных Банком к  финансированию инвестиционных проектов и экспортных операций составил 487 млрд. тенге, в т.ч. инвестиционные проекты - 383 млрд. тенге, экспортные операции 104 млрд. тенге.

В общем объеме одобренных к финансированию проектов доля инвестиционных проектов составила порядка 81,5%, что  говорит об инвестиционной направленности деятельности Банка.

Объем одобренного Банком кредитования инвестиционных проектов и экспортных операций по состоянию  на 1 октября 2010 года достиг 208 млрд. тенге, в т. ч. инвестиционные проекты - 172 млрд. тенге, экспортные операции - 36 млрд. тенге.

Объем агентского обслуживания проектов, финансируемых за счет средств  государственных и гарантированных  государством займов, составил сумму, эквивалентную 95 млрд. тенге.

Реализуя принцип разделения кредитных рисков с другими финансовыми  институтами (банки второго уровня или БВУ, международные / зарубежные финансовые институты) и самими хозяйствующими субъектами, Банк осуществляет стимулирование притока частных инвестиций от институциональных инвесторов в крупномасштабные, перспективные проекты, создающие мультипликативный эффект в индустриально-инновационном развитии, и способствует расширению базы фондирования. Так, если на конец 2007 года на каждый 1 тенге инвестиций Банка было обеспечено привлечение 0,87 тенге других инвесторов - участников со-финансирования одобренных Банком проектов и операций, то к концу 2008 года привлечение составило 1,35 тенге, в 2009 года увеличилось до 1,5 тенге, а по состоянию на 1 октября 2010 года - 1,84 тенге.

Таблица 1. Основные показатели по состоянию  на 1 октября 2010 года

 

Показатель

млн. тенге

 

Размер уставного капитала

73 641,3

 

Размер собственного капитала

87 800,3

 

Размер заемных средств

101 271,9

 
     

Ключевые показатели эффективности  Банка:

Ссудная задолженность на конец периода - рассчитывается как  сумма ссудной задолженности  клиентов Банка по кредитам, выданным на реализацию инвестиционных проектов, экспортных и лизинговых операций, по состоянию на последний рабочий  день отчетного периода;

Доход до налогообложения  к средневзвешенному собственному капиталу - рассчитывается как отношение  консолидированного дохода Банка до налогообложения к средневзвешенному  капиталу Банка по итогам календарного года.

Мировой опыт показывает, что  во времена экономических и финансовых потрясений особенно возрастает значимость национальных банков развития как агентов  государства, призванных стимулировать  производственную и инвестиционную активность в приоритетных секторах экономики.

Многие из ныне успешных зарубежных банков развития были основаны с целью преодоления последствий  экономических кризисов или послевоенного  восстановления инфраструктуры страны.

Последствия мирового финансового  кризиса для Казахстана продемонстрировали всю важность диверсификации экономики  для обеспечения устойчивого  роста и независимости от влияния  внешних экономических шоков.

Поэтому одним из пяти ключевых направлений главного антикризисного документа Казахстана, Плана совместных действий Правительства, Национального  Банка и АФН по стабилизации экономики  и финансовой системы на 2009-2010 годы, определено финансирование крупных  инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов в стране.

В условиях ограниченного  предложения на мировых рынках капитала, необходимо обеспечить денежные средства для финансирования крупных проектов.

Правительство страны приняло  решение о выделении в 2009 году из средств Национального фонда  около $1 млрд, которые будут влиты в экономику через кредитование Банком развития Казахстана. Также подписано соглашение о привлечении масштабных инвестиций от наших китайских банков-партнёров.

Кроме того, в рамках стабилизационной программы Правительства Банк осуществляет рефинансирование займов коммерческих банков. На сегодняшний день Банк рефинансировал 17 проектов на сумму свыше $330 млн и намерен продолжить работу по поддержке коммерческих банков.

Банк является главным  инвестиционным финансовым институтом в структуре Фонда «Самрук-Казына». Учитывая стратегическую роль Банка, государством оказывается поддержка путем поддержания сильной капитализации Банка и предоставления льготных бюджетных ресурсов для снижения конечных ставок кредитования.

В июле 2009 года акционером Банка  было принято решение о пополнении уставного капитала Банка на 167 млрд. тенге или свыше $1,1 млрд для реализации Банком задач антикризисной программы Правительства и задач предстоящей пятилетки форсированной индустриализации. Увеличение уставного капитала позволит привлечь дополнительные внешние заимствования с сохранением финансовой устойчивости Банка, увеличить масштабы кредитования приоритетных отраслей, откроет возможность кредитования наиболее крупных проектов, что особенно актуально в свете возросшей значимости Банка для реализации стратегических инфраструктурных проектов.

С целью эффективной реализации поставленных задач, на основе изучения опыта ведущих зарубежных банков развития, БРК расширяет спектр предлагаемых инструментов финансирования от традиционных кредитных операций до финансовых услуг, характерных для институтов развития и инвестиционных банков.

В 2009 году расширен кредитный  инструментарий Банка. В результате, Банк получил право финансировать  пополнение оборотного капитала, предоставлять  мезонинное финансирование, участвовать  в капитале юридических лиц для  реализации инвестиционных проектов. Банк также получил право осуществлять прием депозитов юридических  лиц в целях обеспечения ликвидности  Банка.

Начиная с 1 января 2010 года Казахстан  приступает к реализации пятилетнего плана форсированного индустриально-инновационного развития страны.

С целью обеспечения ускоренной индустриализации страны, Правительство  до конца 2009 года определит конкретные направления развития несырьевого сектора экономики в следующих отраслях:

* агропромышленный комплекс;

* строительная отрасль и производство  строительных материалов;

* нефтепереработка и инфраструктура  нефтегазового сектора;

* металлургия и производство  готовых металлических продуктов;

* химическая и фармацевтическая  промышленность;

* энергетика, включая развитие  чистой энергетики;

* транспортная и промышленная  инфраструктура. Соответственно Банк  будет концентрировать свои ресурсы  на реализацию инвестиционных  проектов в выбранных Правительством  страны приоритетных направлениях.

Особое внимание уделяется  Банком проектам в отрасли электроэнергетики. По оценкам экспертов, дефицит электроэнергии в Казахстане в ближайшие годы составит порядка 3 млрд. кВт-ч, что требует создания не менее 4 тыс. МВт дополнительных мощностей. Поэтому Банком осуществляется кредитование ряда энергетических проектов, направленных на расширение энергомощностей регионов, снижение межрегионального дисбаланса в обеспеченности электроэнергией и развитие Национальной электрической системы.

Банк уже участвует  в реализации таких проектов как  «Вторая линия электропередачи 500 кВ транзита Север-Юг Казахстана» компании АО «KEGOC», «Строительство Мойнакской гидроэлектростанции мощностью 300 МВт», модернизация теплоэнергостанции в Восточно-Казахстанской области, строительство газотурбинных станций в Западно-Казахстанской (на 54 МВт) и в Кызылординской (на 87 МВт) областях.

Вместе с тем, на сегодняшний  день мы видим несколько проблем, стоящих на пути привлечения инвестиций в энергетику, например:

1. проблемы тарифных рисков. Высокие тарифы позволяют быстрее  окупить вложения в генерацию  и привлечь инвестиции, но чреваты  социальным напряжением и препятствуют  развитию отечественной промышленности. Вместе с тем, сохранение низких  тарифов не позволяет привлечь  достаточно новых инвестиций, что  может привести к долгосрочному  дефициту мощностей в ситуации, когда большая часть генерации  страны не получала необходимых  для обновления инвестиций около  20 лет. Для решения этой дилеммы  мы предлагаем государству применить  субсидии для строящихся новых  станций в части финансирования  и производства, как это сделано  в ряде быстрорастущих стран,  либо позволить им продавать  энергию по более высоким тарифам  на рынок как это делается  в России.

2. Наличие долгосрочных  контрактов между потребителями  и производителями могло бы  стабилизировать потоки наличности  и снизить риски в новых  проектах до приемлемого уровня. Однако национальный оператор  «КЕГОК» не может дать контракт  на будущую энергию. В данном  случае считаем необходимым рассмотреть  вопрос платежей за резервную  мощность, как это практикуется  в Великобритании, Россия, США и  в скором будущем Турции. Тогда  инвестор может рассчитывать  на возмещение части расходов, если спрос на электроэнергию  резко упадёт.

В целом Банк развития хотел  бы довести до присутствующих, что  мы заинтересованы в финансирование проектов в области электроэнергетики, готовы рассмотреть любые предложения, любые проекты совместного финансирования.

Обсуждение проблем развития энергетики на таком представительном форуме, поможет выбору оптимальных  решений и приведет к конкретным результатам.

2.2 Институциональное  развитие Банка развития Казахстана

Долгосрочная стратегия  развития Банка Развития Казахстана до 2020 года утверждена решением Совета директоров Банка 28 мая 2010 года (протокол №113) и определяет стратегические цели и ключевые направления развития Банка до 2020 года.

Цель стратегии - трансформация  Банка в современный и самостоятельный  национальный институт развития, играющий значительную роль в создании конкурентоспособного несырьевого сектора экономики Казахстана, будучи при этом финансово устойчивой и динамичной банковской организацией.

Стратегическими целями Банка  на период до 2020 года являются:

1) Обеспечить не менее  10% от инвестиционных вложений  в несырьевые отрасли промышленности и инфраструктуры по Казахстану в период реализации ПФИИР на 2010-2014 гг. - увеличить размер ссудного портфеля до $7 млрд. к началу 2015 года и до $10 млрд. к началу 2020 года.

2) Обеспечить показатель  прибыльности на собственный  капитал (ROE) на уровне не ниже 6% к 2015 году и не ниже 8% к  2020 году.

3) К 2015 году достичь  того, чтобы средняя стоимость  заимствования Банка (без учета  бюджетных источников) на открытых  рынках была на самом низком  уровне среди финансовых институтов Казахстана. При этом Банк будет стремиться обеспечить стоимость заимствования на уровне Министерства финансов РК.

4) Обеспечить высокое  качество портфеля проектов Банка  - снизить отношение объема сформированных  провизий к ссудному портфелю  до уровня менее 15% в 2015 году  и менее 10% 2020 году.

5) Получить рейтинг корпоративного  управления от агентства Standard & Poor's (или по методике ФНБ «Самрук-Казына») на уровне не ниже GAMMA-6 (60%) к 2015 году и не ниже GAMMA-7+ (75:%) к 2020 году.

Для управления результатами от основной деятельности, ссудный  портфель Банка по инвестиционным проектам делится на две группы - проекты развития (крупные инвестиционные проекты государственного значения, реализуемые Банком в соответствии с отраслевыми приоритетами государственных программ в области индустриальной политики) и прочие коммерческие проекты.

Учитывая особенности  этих двух групп проектов (капиталоемкость, сроки реализации, участие государства, средние нормы доходности и др. факторы), при реализации проектов развития будут задействованы льготные бюджетные  источники для снижения конечных ставок кредитования проектов.

Для сохранения оптимального баланса между целями Банка в  качестве института развития и финансовой организации, Банк определяет для себя следующую целевую структуру  ссудного портфеля к 2015 году: доля проектов развития - не менее 60%, доля коммерческих проектов - не более 40% в структуре  ссудного портфеля Банка.

При реализации долгосрочной стратегии Банк будет руководствоваться  двумя основными критериями эффективности  своей деятельности:

запуск конкурентоспособных  производств - ежегодный рост объемов  освоения (инвестиций) по проектам Банка  и количества промышленных и инфраструктурных объектов, введенных в эксплуатацию с помощью финансирования Банка;

обеспечение безубыточности Банка - выход на положительный финансовый результат по итогам года в течение  всего периода реализации стратегии.

Используя весь перечень доступных  инструментов финансирования, Банк намерен  сфокусировать свою деятельность на развитии трех ключевых направлений;

инвестиционное кредитование;

торговое финансирование;

оказание услуг финансового  агента.

На 1-этапе стратегии приоритетным направлением будет обеспечение  кредитования стратегических инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ПФИИР  и развитие торгового финансирования. На 2-этапе стратегия Банка будет  сфокусирована на привлечении частного капитала в несырьевые проекты - организация сделок финансирования и консультирование клиентов при выходе на рынок капитала, выполнение функций финансового агента для привлечения «недорогих» заимствований для индустриальных проектов Правительства и коммерческих банков.

Информация о работе Фондирование и управление инвестиционным портфелем Банка развития Казахстана