Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:35, курсовая работа
Контроль за состоянием экономики, развитием социально – экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Виды финансового контроля…………………………………………….5
2. Формы и методы финансового контроля…………………………….…8
3. Система органов государственного финансового контроля и их
функции………………………………………………………………………….12
4. Аудиторский контроль………………………………………………… 23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………28
Министерство образования Российской Федерации
Филиал Санкт- Петербургского Государственного
инженерно-экономического университета
в г. Анадыре
Курсовая работа по дисциплине
«Финансы»
Вариант: 8
Тема: Форма финансового контроля: понятие, перечень.
Выполнил: ______________________________
студент ____ курса _____ специальность ____________________
группа _______ № зачетной книжки _________________________
Подпись: ____________________________
Преподаватель: ______________________________
Должность: ______________________________
Оценка: ___________________ Дата: __________________________
Подпись: ______________________________
г. Анадырь
2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
функции……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Контроль за состоянием экономики, развитием социально – экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает, так как он является формой реализации контрольной функции финансов, контроля и определяет его назначение и содержание. Вместе с тем в зависимости от социально – экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъёктов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно – правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.
Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ним вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительскими органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает: контроль за соблюдением финансово – хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово – хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.
Необходимость налаживания жесткой системы контроля очевидна и не требует конкретной аргументации. В настоящее время, когда в хозяйственно-финансовой деятельности государства утвердилось многообразие форм собственности, образовались фондовый рынок и рынок капиталов, одним из важнейших звеньев системы контроля стал финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается, прежде всего, в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики.
Контроль, будучи одной из форм управленческого цикла, представляет собой систему наблюдения, сопоставления, проверки и анализа функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принимаемых и принятых управленческих решений, выявления степени их реализации, наличия отклонений фактических результатов от заданных параметров и нормативных предписаний, а также принятия решений по их ликвидации.
Основная цель контроля состоит в том, чтобы объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные факторы, негативно влияющие на исполнение управленческих решений.
Целью данной курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов финансового контроля, формы и методы контроля, а также системы органов финансового контроля. В ходе работы будет выяснена актуальность контроля за финансами, так как именно он позволяет прослеживать деятельность любого предприятия и говорить о стабильном или нестабильном материальном положении этой организации. Финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами, поэтому он призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.
Виды финансового контроля.
Финансовый контроль, в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.), связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цены и фонды. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово – кредитных взаимосвязей. Объёктом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.
Конкретные формы и методы организации финансового контроля – это практическое воплощение финансового контроля. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.
Финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабильности. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учёта и отчётности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой деятельности; контроль за финансовым состоянием ликвидностью.
Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала. Это так называемый постаудит, который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно – инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес – плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.
Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.
Экономические и политические преобразования в РФ в начале 90-х гг. привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990г. были упразднены органы народного контроля, в связи с новой политической властью во главе с Президентом РФ возник президентский контроль.
Появились новые органы финансового контроля: Федеральное казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам1, Счётная палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов РФ, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.
Разгосударствление банковской
системы и появление
В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевает значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается сфера государственного финансового контроля. Он всё более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм, кредитных организаций и т.д. меняется его содержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.
Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительской власти и усугубленному анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультативных фирм, инвестиционных банков.
Важную роль в осуществлению финансового контроля играет уровень организации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчётная документация – главный объект финансового контроля.
Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы, обеспечивающий его проведение на качественном уровне, с учётом осуществления Правительством РФ мер по стабилизации социально – экономического положения в стране и преодолению последствий финансово – кредитного кризиса августа 1998г.
Формы и методы финансового контроля.
Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям. В частности, по субъектам проведения выделяют: государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль представительных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительских органов власти, контроль финансово – кредитных органов) и ведомственный (структурных подразделений министерств и других органов государственного управления); негосударственный (внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) и внешний – аудиторский (независимый, вневедомственный).
По сфере финансовой деятельности различают: бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный контроль за денежной массой.
По форме проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения незаконного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов, внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне – это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес – планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т.д.
Текущий (оперативны) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово – денежных расчётов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.
Последующий финансовый контроль, проводимый путём анализа и ревизии отчётной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и т.д.
По методам проведения, то есть приёмам и способам осуществления финансового контроля, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
Информация о работе Форма финансового контроля: понятие, перечень