Форма финансового контроля: понятие, перечень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, развитием социально – экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Виды финансового контроля…………………………………………….5
2. Формы и методы финансового контроля…………………………….…8
3. Система органов государственного финансового контроля и их
функции………………………………………………………………………….12
4. Аудиторский контроль………………………………………………… 23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике стало необходимым усиление роли налоговой службы. В 1999году было образовано Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в данном аспекте обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей (с 2004 года Федеральная налоговая служба).

Система органов государственной  налоговой службы включает Федеральную  налоговую службу, а также государственные налоговые инспекции в субъектах Федерации и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено – городские и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учёт налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая служба контролирует деятельность нижестоящих налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами.

Органы государственной  налоговой службы имеют право в соответствии с налоговым законодательством проверять любые денежные документы у юридических и физических лиц, включая совместные предприятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; получать от них необходимые справки и сведения (за исключением составляющих коммерческую тайну); контролировать соблюдение хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильность исчисления налогов; обследовать любые используемые для извлечения доходов производственные, складские и торговые помещения; применять меры принудительного воздействия в отношении должностных лиц и граждан, включая изъятие соответствующих документов и приостановление операций по счетам в банках. Налоговые инспекции также имеют право наложения административных штрафов и принудительного взыскания недоимок по налогам в бюджет.

Для осуществления финансового  контроля в сфере страхования  была образована служба государственного надзора за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). Основные задачи и  функции этой службы были определены Законом РФ от 27 ноября 1992г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 14 августа 1996г. №1177 была упразднена Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзора) и её функции переданы Министерству финансов РФ, в составе которого был образован Департамент страхового надзора. Помимо этого департамента страховой надзор осуществляют по республикам – региональные инспекции и группам областей – кустовые инспекции5.

 Федеральная служба страхового надзора, кроме лицензирования страховой деятельности и регулирования единого страхового рынка, осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела и страхового законодательства, в том числе путём проведения проверок их деятельности. При выявлении нарушений выдаёт предписания таким субъектам, осуществляет также получение, обработку отчётности субъектов страхового дела; обобщает практику страхового надзора, разрабатывает предложения по совершенствованию страхового законодательства. В случает неоднократного выявления нарушений законодательства и нормативных документов Федеральная служба страхового надзора имеет право ограничивать действие лицензий страховых фирм либо обратиться в арбитражный суд с иском об их ликвидации.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля. По действующему законодательству коммерческие банки обеспечивают контроль за соблюдением их клиентами – установленного государством порядка ведения расчётно – кассовых операций и валютного законодательства. Кроме того, коммерческие банки по своей инициативе анализируют финансовую деятельность хозяйствующих субъектов для оценки их кредитоспособности при предоставлении ссуды и осуществляют контроль в форме наблюдения (мониторинга) за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием дел определения вероятности возврата ссуды с начисленными процентами в установленные сроки.

Особая роль в осуществлении  финансового контроля принадлежит Центральному банку Российской Федерации. Как орган государственного управления, наделённый властными полномочиями, он организует и контролирует денежно – кредитные отношения в стране. Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. С этой целью создано специальное подразделение – Департамент банковского надзора, который проверяет соблюдение коммерческими банками банковского законодательства и установленных Банком России нормативов банковской деятельности. При установлении фактов нарушений или при предоставлении банками неполной или недостоверной информации Банк России в зависимости от вида нарушений вправе прибегнуть к определённым методам воздействия: штрафу в размере от 0,1 до 1% минимальной величины уставного капитала; выполнению требований по финансовому оздоровлению, реорганизации, замене руководства коммерческого банка; применению более жёстких нормативов; запрету на проведение отдельных операций и открытие филиалов на срок до одного года; назначению временной администрации банка на срок до полутора лет и, наконец, в крайней мере – отзыву лицензии и ликвидации банка.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями министров и других органов государственного управления за финансово – хозяйственной деятельностью подведомственных им предприятий, учреждению, организаций. Ревизии и проверки назначаются руководителем  государственного органа и проводятся комплексно – один раз в год в коммерческих организациях и один раз в два года – в остальных учреждениях и организациях. Деятельность контрольно – ревизионных служб министров и ведомств находится, в свою очередь, под контролем Министерства финансов РФ и финансовых органов субъектов Федерации. Сфера ведомственного финансового контроля – сохранность и использование материальных и финансовых ресурсов по назначению, пресечение фактов расточительства, бесхозяйственности, приписок; состояние бухгалтерского учёта и отчётности.

 

 

Аудиторский контроль.

Аудиторский контроль вместе с внутрихозяйственным контролем  относится к негосударственным видам финансового контроля.

Внутрихозяйственный (внутрифирменный, корпоративный) финансовый контроль проводится самим предприятием, объединением, ассоциацией, их экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента  – за финансово – хозяйственной деятельностью предприятия, его филиалов и дочерних предприятий.

Внутрихозяйственный контроль можно подразделить на оперативный (текущий) и стратегический. Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно – финансовой деятельности с помощью чёткой организации бухгалтерского учёта и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдением государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимизацию прибыли.

 Аудиторский контроль является новым видом финансового контроля, возникшим в Российской Федерации в конце 80-х гг., когда было принято постановление Правительства РФ в 1987 году о создании на территории нашей страны совместных предприятий. С переходом к рыночной системе управления экономикой и появлением различных коммерческих структур (коммерческие банки, страховые фирмы, корпорации) резко повысились требования к их финансовой надёжности и объективности при оценке финансового состояния.

Аудиторский контроль – независимый подведомственный финансовый контроль.  Его могут проводить как отдельные лица, прошедшие государственную аттестацию и зарегистрированные в качестве предпринимателей – аудиторов, так и аудиторские фирмы (в том числе иностранные), которые могут иметь любую организационно – правовую форму, предусмотренную российским законодательством, кроме акционерного общества открытого типа. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторские фирмы и аудиторы не имеют права одновременно заниматься какой – либо другой предпринимательской деятельностью.

Основные задачи аудиторского контроля – установление достоверности  бухгалтерской и финансовой отчётности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ; проверка платёжно – расчётной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований проверяемых экономических субъектов. Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение бухгалтерского учёта; составление бухгалтерской отчётности и деклараций о доходах; анализ и прогнозирование финансово- хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах финансово – хозяйственного законодательства; проработку рекомендаций, полученных в результате аудиторской проверки.

Все услуги аудиторских  организаций платные. Как правило, отношения аудитора (аудиторской  фирмы) с клиентами оформляются  с оплатой услуг по договорённым ценам. Если аудиторская проверка проводится на основе поручения судебных органов при наличии уголовного дела, принятого к производству, или дела, подведомственного арбитражному суду, то оплата аудиторских услуг производится за счёт проверяемой организации по тарифам, утверждённым Правительством РФ, а также финансовой несостоятельности – за счёт средств бюджета с последующим возмещением из имущества проверяемой организации, призванной судом банкротом.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъёкта. Обязательная проверка проводится в установленном порядке во всех случаях, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002года №409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита». Обязательной аудиторской проверке подлежат банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, создаваемые за счёт обязательных отчислений; благотворительные фонды; предприятия, созданные в форме открытого акционерного общества, независимо от числа акционеров и размера уставного капитала, а также предприятия, имеющие в уставном фонде долю, принадлежащую иностранным инвесторам.

Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия (за исключением государственных и муниципальных), отдельные финансовые показатели которых превышают критерии, установленные Правительством РФ. Обязательная проверка может быть проведена и по поручению государственных органов – прокуратуры, Казначейства, налоговой службы и налоговой полиции. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование её проведению влечёт за собой взыскание штрафа по решению суда.

Результат аудиторской  проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов. Различают четыре варианта заключения:

  1. заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой отчётности и бухгалтерского баланса;
  2. заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово – бухгалтерской отчётности, но им установлены отдельные упущения, которые излагаются в аналитическом разделе заключения;
  3. отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учёт не соответствует требованиям нормативного законодательства, а финансовая отчётность не даёт достоверного представления о финансовом положении проверяемого предприятия;
  4. заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить мнение о качестве учёта и отчётности ввиду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Аудиторский финансовый контроль находится в процессе развития. Его сфера деятельности будет расширяться по мере укрепления цивилизованных рыночных отношений в стране, повышения квалификации сотрудников аудиторских служб и роста спроса на их услуги со стороны частных фирм и корпораций с целью снижения финансовых рисков в условиях растущей конкуренции.

Конкуренция между аудиторскими фирмами заставляет активно бороться за качество своих услуг, престиж  фирмы. Деятельность аудиторских фирм осуществляется на основе принимаемых ими уставами. В 1991году была создана Аудиторская палата, деятельность которой направлена на активизацию, упорядочение, становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и с учётом требований международных правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом, в данной работе мы рассмотрели формы, методы и разновидности финансового  контроля, выяснили роль финансового  контроля в любом учреждении, всех экономических объектов, раскрыли необходимость существования всех видов контроля и проследили всю систему органов государственного финансового контроля.

Финансы как  научное понятие обычно ассоциируются  с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в многообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды — во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств.

Информация о работе Форма финансового контроля: понятие, перечень