Форма финансового контроля: понятие, перечень

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 06:35, курсовая работа

Описание работы

Контроль за состоянием экономики, развитием социально – экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Виды финансового контроля…………………………………………….5
2. Формы и методы финансового контроля…………………………….…8
3. Система органов государственного финансового контроля и их
функции………………………………………………………………………….12
4. Аудиторский контроль………………………………………………… 23
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы………………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Финансы.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

В процессе проведения проверок на основе отчётной документации и  расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование, в отличие от проверки, охватывает более широкий спектр финансово – экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за хозяйствующими субъёктами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово – бухгалтерской отчётности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) -  постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия – клиента. Неэффективное использование полученной ссуды и снижение платёжеспособности могут привести к уничтожению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово – хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки её законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полными  и частичными; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (то есть проверка не только документов, но и наличия денег и товарно – материальных ценностей). Ревизия проводится органами управления в отношении подведомственных предприятий, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Федеральным казначейством, Банком России, аудиторскими службами). Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.

Государственный и негосударственный  контроль тесно взаимосвязаны и  различаются лишь по субъектам контроля, а также целями и методами. В  первом преобладает правовая и количественная сторона контроля, а во втором –  аналитическая.

Государственный контроль направлен на отслеживание стоимостных пропорций распределения ВВП, движения во всех каналах денежных средств, связанных с формированием государственных финансовых ресурсов, полнотой и своевременностью их поступления и использования, преследуя цель увеличения поступления ресурсов в государственную казну и сокращение государственных издержек управления.

Негосударственный контроль (главным образом внутрихозяйственный, внутрифирменный, корпоративны), напротив, преследует цель сократить отчисления в пользу государства и другие издержки с тем, чтобы повысить норму прибыли на вложенный капитал.

При этом конечно, и государственный, и негосударственный контроль ограничены рамками действующего законодательства.

 

Система органов  государственного финансового контроля и их функции.

Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ, предусматривает  контроль за финансовой деятельностью  органов исполнительной власти со стороны  Президента РФ и органов представительной власти. Такой контроль осуществляется прежде всего при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федерации и Государственной Думы, Счётная палата РФ.

В настоящее время, например, Комитет  Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и соответствующие  подкомитеты проводят экспертно  – аналитическую работу по всем финансовым вопросам.

Особое место в системе финансового  контроля со стороны представительных органов принадлежит Счётной  палате РФ2, деятельность которой определяется Федеральным законом от 11 января 1995г. №4-ВЗ «О Счётной палате Российской Федерации». Это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган государственного финансового контроля, наделённый широкими полномочиями и подотчётный Федеральному Собранию РФ и Президенту РФ.

Сфера полномочий Счётной  палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая государственные внебюджетные фонды ЦК РФ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы и другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, предоставленных федеральными органами.

Перед должностными лицами Счётной  палаты поставлены следующие задачи: организация контроля за исполнением федерального бюджета и внебюджетных фондов; подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и улучшению бюджетного процесса; оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе предоставленных на возвратной основе, и использования федеральной собственности; определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; финансовая экспертиза, то есть оценка финансовых последствий принятия федеральных законов для бюджета; контроль за поступлением и движением бюджетных средств на счетах банков; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думы информации о ходе исполнения федерального бюджета; контроль за поступлением в федеральный бюджет денежных средств от приватизации государственной собственности, продажи и управление ею.

Счётная палата обязана также контролировать составление государвтсенного внутреннего  и внешнего долга РФ, а также  деятельность Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных  кредитов и займов, получаемых Правительством РФ,  а также предоставление Россией средств в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и междугородным организациям.

Основные формы контроля, проводимого Счётной палатой, - тематические проверки и ревизии. Для принятия мер по установлению выявленных нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к ответственности, в том числе уголовной, должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, Счётная палата направляет представление руководителю проверяемого предприятия, учреждения или организации, которое должно быть рассмотрено в указанный нём срок. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, наносящих государству прямой ущерб, или при несоблюдении порядка и сроков рассмотрения представлений Счётной палаты она имеет право давать предписания, обязательные для исполнения. В том случае, если предписания не исполняются, коллегия Счётной палаты по согласованию с Государственной Думой может принять решение о приостановлении финансовой, платёжной и расчётных операций по счетам проверяемого юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

Деятельность счётной палаты по закону является гласной: результаты освещаются в средствам массой информации.

Президентский контроль за финансами  осуществляется в соответствии с  Конституцией РФ путём издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных  законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной Думе  кандидатур для назначения на должность председателя Центрального банка РФ и счётной палаты.

Определение функции финансового  контроля выполняет Контрольное  управление Президента РФ, созданное  Указом Президента от 24 мая 1994года3. Как структурное подразделение Администрации Президента РФ оно подчиняется непосредственно Президенту РФ, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций – контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделение Администрации Президента РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятия (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента РФ предложения по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие – либо санкции.

Органы исполнительской  власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.

На основании Конституции  РФ и Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных им специальных органов финансового контроля. 

Важнейшее место в  системе финансового контроля со стороны исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует её осуществление. Все структурные подразделения Минфина России в той или иной форме контролирует финансовые отношения. Прежде всего Минфин России осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует  поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ. 

По результатам контроля Минфин России вправе: требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличие у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими средств, используемых не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином России методическое руководство  организацией бухгалтерского учёта  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

Следует отметить, что  контрольные полномочия Минфина  РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное  законодательство РФ предусматривает  финансовую самостоятельность субъектов  Федерации и органов местного самоуправления.  Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетных и внебюджетных фондов.

Для усиления контроля и  надзора в финансово – бюджетной  сфере, а также валютного контроля в 2004году образована в ведении Минфина России Федеральная служба финансово – бюджетного надзора.

Федеральная служба финансово  – бюджетного надзора и её органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов; проверяют финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы надзора проводят проверки по мотивированным обращениям правоохранительных органов.

Органы казначейства4 призваны: осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жёсткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

На казначейство возложен контроль за:

  1. доходной и расходной частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
  2. состоянием государственных финансов в целом и представлением высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  3. совместно с Банком России за состоянием государственного и внутреннего и внешнего долга РФ;
  4. государственными федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и федеральным бюджетом.

Органы казначейства имеют право производить проверки различных денежных документов, отчётов  и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, используемых не по назначению, с наложением штрафа в размере действующей учётной ставки Центрального банка РФ, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих субъектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным кредитам, увеличенной на 10 пунктов.

Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993году была создана государственная  структура – Российская финансовая корпорация, одной из основных задач которой является проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных финансовых и кредитных ресурсов, и организация контроля за эффективностью использованием инвестируемых средств.

Информация о работе Форма финансового контроля: понятие, перечень