Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:00, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является рассмотрение процесса разработки и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
выявить сущность и основные методы финансового планирования;
охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
произвести анализ использования финансового плана на предприятии

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии
1.2 Методы финансового планирования на предприятии
1.3 Процесс финансового планирования на предприятии
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.2 Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.3 Оценка систем финансового планирования, существующая в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.1 Мероприятия по улучшению финансового планирования Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.2 Мероприятия по снижению затрат Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 662.50 Кб (Скачать файл)

Содержание


 

Введение

1. Теоретические аспекты финансового  планирования на предприятии

1.1 Содержание, значение и принципы  финансового планирования на  предприятии

1.2 Методы финансового планирования  на предприятии

1.3 Процесс финансового планирования  на предприятии

2. Формирование и анализ финансового  плана в Департаменте координации  ремонта и энергообеспечения  ОАО «КАМАЗ»

2.1 Краткая организационно- экономическая  характеристика Департамента координации  ремонта и энергообеспечения  ОАО «КАМАЗ»

2.2 Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»

2.3 Оценка систем финансового  планирования, существующая в Департаменте  координации ремонта и энергообеспечения  ОАО «КАМАЗ»

3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»

3.1 Мероприятия по улучшению  финансового планирования Департамента  координации ремонта и энергообеспечения  ОАО «КАМАЗ»

3.2 Мероприятия по снижению затрат  Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»

Выводы и предложения

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Финансы предприятий и организаций — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования, финансы функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.

Финансы предприятий, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности. В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования.

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Тема выбранной дипломной работы актуальна на данный момент, так как, современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Финансы предприятий составляют фундамент финансовой системы страны, поэтому необходимо осуществлять их планирование. Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции. Сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В этих условиях одной из наиболее значимых функций управления предприятием выступает задача финансового планирования, так как финансовое планирование соединяет в единую систему функционирования – производство, реализацию товаров и развитие бизнеса; восполняет отсутствие опыта в бизнесе и оберегает от грубых ошибок. В современных условиях предприятие с помощью финансового плана само определяет направления использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Цель составления финансового плана – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Целью дипломной работы является рассмотрение процесса разработки и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

  • выявить сущность и основные методы финансового планирования;
  • охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
  • произвести анализ использования финансового плана на предприятии;
  • разработать мероприятия по улучшению финансового планирования на предприятии;
  • разработать мероприятия по снижению материальных затрат.

В качестве предмета исследования рассмотрен процесс краткосрочного финансового планирования на предприятии, входящим в структуру ОАО «КАМАЗ» - Департамент координации ремонта и энергообеспечения.

Используемые в работе методы: анализ, синтез, системный подход: теоретические аспекты подкреплены практическими примерами, в работе приведены схемы осуществления расчетов, документирование.

В процессе написания данной работы были использованы: учебные пособия по финансам организаций, гражданский кодекс, учетная политика организации. В практической части работы рассмотрено предприятие, входящее в структуру ОАО «КАМАЗ» Департамент координации ремонта и энергообеспечения, при анализе выявлены недостатки в планировании и предложены пути усовершенствования финансового планирования на данном предприятии.

 

 

1. Теоретические аспекты  финансового планирования на  предприятии

 

1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии

 

С помощью планирования сводятся к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующих субъектов.

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Значение финансового плана на предприятиях заключается в том, что он:

-содержит ориентиры, в соответствии  с которыми предприятие будет  действовать;

-дает возможность определить  жизнеспособность проекта в условиях  конкуренции;

-служит важным инструментом  получения финансовой поддержки от внешних инвесторов

Бюджет является инструментом, как для планирования, так и для контроля. В самом начале периода действия бюджет представляет собой план или норматив; в конце периода действия он служит средством контроля.

Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Разработка предприятиями финансовых планов занимает важное место в системе мер по стабилизации их финансового состояния. Основные понятия, связанные с финансовым планированием.

1. Финансовый план – обобщенный  плановый документ, отражающий поступление  и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

2. Бюджет предприятия – оперативный финансовый план, составленный, как правило, на период до одного года, отражающий расходы и поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов – оперативный (текущий) и капитальный.

3. Бюджетирование – процесс  разработки конкретных бюджетов  в соответствии с целями оперативного  планирования (например, платежный  баланс на последующий месяц).

Значение внутреннего финансового планирования заключается в следующем:

- намеченные стратегические цели  предприятия преломляются в форме  финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость проданных  товаров, прибыль, инвестиции, денежные  потоки;

- устанавливаются стандарты для  поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

- определяются приемлемые границы  финансовых ресурсов, необходимых  для реализации оперативных и  долгосрочных планов предприятия;

- оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки финансовой стратегии предприятия.

В современных условиях роль финансового планирования принципиальной изменилась по сравнению с той, что была в централизованной управляемой экономике. Теперь предприятия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспективу, во-первых, во-вторых, для того чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом системой, социальными фондами, банками, другими кредиторами и тем самым оградить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъектуры, нарушения договорных обязательств партнерами.

Ключевой целью финансового планирования является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.[10.С.321]

Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-плана, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе долгосрочной финансовой перспективы, а также с определением текущих доходов и расходов.

Принципы финансового планирования базируются на общих принципах теории планирования в сложных системах.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений); взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов, ориентированных на общие цели предприятия. Единое направление плановой деятельности, общность целей всех подразделений становятся возможными в рамках вертикального единства.[25.С.6]

Координация планов отдельных подразделений выражается в том, что нельзя планировать деятельность одних подразделений фирмы вне связи с другими; всякие изменения в планах одних структурных единиц должны быть отражены в планах других подразделений. Следовательно, взаимосвязь и одновременность – главные черты координации планирования на предприятии:

-принцип участия означает, что  каждый специалист предприятия  становится участником плановой  деятельности независимо от должности  и выполняемой функции.[29.С.38]

-принцип непрерывности заключается  в том, что процесс планирования  должен осуществляться систематически  в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг друга (план по маркетингу – план закупок – план производств). В то же время взаимодействие и наличие непредусмотренных изменений внутри обстановки требуют корректировки и уточнения планов фирмы.

-принцип гибкости тесно связан  с предыдущим принципом и заключается  в придании планам и процессу  планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Поэтому планы должны содержать так называемые «резервы безопасности» (ресурсы, производственных мощностей и т.д.).

-принцип точности предполагает, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.[12.С.9]

В развитие этих общих положений целесообразно выделить именно принципы непосредственно финансового планирования на предприятиях.

-принцип финансового соотношения  сроков – получение и использование  средств должны происходить в  установленные сроки, капитальные  вложения с длительными сроками  окупаемости целесообразно финансировать  за счет долгосрочных заемных  средств.

-принцип платежеспособности – планирование денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у предприятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обязательств.

-принцип рентабельности капиталовложений – для капитальных вложений необходимо выбирать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала. [11.С.59]

-принцип сбалансированности рисков  – особенно рисковые долгосрочные  инвестиции целесообразно финансировать  за счет собственных средств (чистой  прибыли и амортизационных отчислений).

-принцип приспособления к потребностям  рынка – для предприятия важно учитывать конъектуру рынка – для предприятия важно учитывать конъектуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

-принцип предельной рентабельности  – целесообразно выбирать такие  капиталовложения, которые обеспечивают  максимальную (предельную) рентабельность.

 

1.2 Методы финансового планирования

 

В последние годы наибольшее распространение на практике получили три метода финансового планирования:

- метод процента от реализации;

- расчетно-аналитический метод;

- бюджетное планирование.

Сущность метода процента от реализации заключается в решении двуединой задачи: [14.С.159]

1. На основе запланированного  роста объема продаж на предстоящий  хозяйственный год, выраженного  в процентах, определить будущие  расходы, активы и обязательства  в виде процента от продаж.

2. На основе полученных финансовых  параметров составить сбалансированные  форматы прогнозной информации:

- прогнозного отчета о прибылях  и убытках (плана доходов и  расходов);

- прогнозного баланса;

- прогнозного отчета о движении  денежных средств;

Информация о работе Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»