Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 21:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является рассмотрение процесса разработки и совершенствование системы финансового планирования на основе существующего финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ».
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
выявить сущность и основные методы финансового планирования;
охарактеризовать финансовое состояние предприятия;
произвести анализ использования финансового плана на предприятии
Введение
1. Теоретические аспекты финансового планирования на предприятии
1.1 Содержание, значение и принципы финансового планирования на предприятии
1.2 Методы финансового планирования на предприятии
1.3 Процесс финансового планирования на предприятии
2. Формирование и анализ финансового плана в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.1 Краткая организационно- экономическая характеристика Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.2 Анализ исполнения финансового плана Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
2.3 Оценка систем финансового планирования, существующая в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3. Совершенствование системы финансового планирования в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.1 Мероприятия по улучшению финансового планирования Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
3.2 Мероприятия по снижению затрат Департамента координации ремонта и энергообеспечения ОАО «КАМАЗ»
Выводы и предложения
Список использованной литературы
4. Четвертым этапом разработки
финансового плана является
Вспомогательные материалы необходимо разделять на:
-относящиеся к косвенным (общепроизводственным) расходам, которые являются переменными;
-относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общим коммерческим) расходом, которые являются постоянными.
Деление расходов на прямые и косвенные определяется в связи с Учетной политикой ОАО «КАМАЗ», данное деление необходимо для определения себестоимости.[1,25]
Каждое подразделение (центр ответственности) Департамента координации ремонта и энергообеспечения подает до начала бюджетного периода в планово-экономический отдел проект сметы затрат с соответствующими расчетами, относящихся к данному подразделению, затем формируется свод затрат предприятия и рассматривается экономической службой. Как правило сметы подразделений корректируются в меньшую сторону и выводится общая плановая величина потребности в вспомогательных материалах, услугах сторонних организаций. (Таблица 9.).
Таблица 9. Смета вспомогательных материалов и услуг сторонних организаций Департамента координации ремонта и энергообеспечения на 2009 год
№ |
Наименование |
Ед. изм. |
Сумма |
1. |
2. |
3. |
4. |
1. |
Покупной инструмент |
руб. |
240 000 |
2. |
Спец.инструмент |
руб. |
168 000 |
3. |
Мыло |
руб. |
81 088 |
4. |
Молоко |
руб. |
585 107 |
5. |
Эксплуатация оборудования (сч.10/5) |
руб. |
30 761 |
6. |
Стропы (сч.10/9) |
руб. |
77 359 |
7. |
МБП (сч.10/9) |
руб. |
101 315 |
8. |
Содержание зданий (сч.10/1) |
руб. |
170 933 |
9. |
Содержание зданий (сч.10/5) |
руб. |
116 646 |
10. |
Содержание зданий (сч.10/4) |
руб. |
132 568 |
11. |
Испытания, опытные исследования (сч.10/1) |
руб. |
56 276 |
12. |
На охрану труда (10/1) |
руб. |
226 476 |
13. |
Расходы на стирку спец. одежды (сч.10/1) |
руб. |
5 284 |
14. |
Приобретение для пож. охраны |
руб. |
111 000 |
15. |
Расходы на вычислительную технику |
руб. |
80 581 |
16. |
Аптечки |
руб. |
31 999 |
17. |
Содержание зданий (10/1) |
руб. |
52 708 |
18. |
Содержание зданий (10/5) |
руб. |
21669 |
19. |
Содержание зданий (10/4) |
руб. |
6 336 |
20. |
Содержание зданий (10/9) |
руб. |
46 923 |
21. |
На охрану труда |
руб. |
112 000 |
22. |
ГОиЧС |
руб. |
408 100 |
23. |
Топливо |
руб. |
302 696 |
24. |
Спецодежда |
руб. |
467 639 |
25. |
КамАЗпромсвязь в т.ч. |
руб. |
1 373 458 |
26. |
ДИТ |
руб. |
1 250 878 |
27. |
КамАЗ-режим-охрана |
руб. |
1 282 706 |
28. |
Кама-транс-сервис |
руб. |
2 402 912 |
29. |
ДРиВНР |
руб. |
70 085 |
30. |
ПАТП-2 |
руб. |
491 674 |
31. |
Пож. охрана |
руб. |
115 570 |
32. |
Транспортный налог |
руб. |
189 000 |
33. |
Плата за лицензию |
руб. |
100 100 |
34 |
Канцелярские |
руб. |
93 512 |
37 |
Типографские |
руб. |
45 787 |
Итого |
руб. |
23 664 492 |
Консолидированная смета вспомогательных материалов и услуг сторонних организаций Департамента координации ремонта и энергообеспечения планируется по месяцам, в зависимости от потребности подразделений.
5. Пятым этапом предприятие
6. Шестым этапом рассчитываются поступления от операционной деятельности, это реализация излишков ТМЦ, а так же расходную часть от этого вида деятельности в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения.
С помощью вспомогательных расчетов приведенных ранее, можно составить бюджет, в котором можно проследить покрывает ли доходная часть расходную.
Одного бюджета недостаточно для финансового плана, необходимо разработать бюджет движения денежных средств, чтобы проверить реальность источников поступлений и обоснованность расходов, синхронность их возникновения. Таможенные расходы, акцизы, НДС в бюджете не отражаются, так как они взимаются до образования прибыли (Таблица 10.).
При составлении бюджета движения денежных средств видно, что дополнительных ресурсов в Департаменте координации ремонта и энергообеспечения не требуется, для покрытия расходной части достаточно собственных средств.
Таблица 10. Бюджет движения денежных средств Департамента координации ремонта и энергообеспечения на 2009 год
Показатели |
Ден.ср-ва |
ВКР |
Векселя |
ВКР |
ИТОГО | |||||
Пред-оплата |
Тек. платежи |
Пред-оплата |
Тек. платежи | |||||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. | ||
Остаток на нач. периода |
231795 |
231795 | ||||||||
1. |
Основная деятелльность |
0 |
159126 |
0 |
15626 |
0 |
62502 |
237254 | ||
Т.1. |
Поступления |
0 |
159126 |
0 |
15626 |
0 |
62502 |
237254 | ||
Т.1.1. |
Объем пр-ва к гр.м а/м в т.ч.: |
0 |
0 |
0 |
2400 |
0 |
40110 |
42510 | ||
- |
Авз |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
40110 |
40110 | ||
- |
ДриВНР |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15054 |
15054 | ||
- |
ТЗК |
0 |
0 |
0 |
2400 |
0 |
0 |
2400 | ||
Т1.2. |
Прочая продукция пром.характера |
0 |
31801 |
0 |
11226 |
0 |
22392 |
65419 | ||
- |
ОАО «КамАЗ-Металургия» |
0 |
22100 |
11000 |
1277 |
34377 | ||||
- |
ОАО «КамПРЗ» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2844 |
2844 | ||
- |
ОАО «КАМАЗ-Дизель» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
4245 |
4245 | ||
- |
Кузнечный завод ОАО «КамАЗ-Металургия» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5557 |
5557 | ||
- |
АМК ОАО «КамПРЗ» |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1217 |
1217 | ||
- |
ОАО «ЗМА» |
0 |
6715 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6715 | ||
- |
ОАО «КААТ» |
0 |
2844 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2844 | ||
- |
ОАО «КИСМ» |
0 |
0 |
0 |
0 |
3614 |
3341 | |||
- |
ТФК |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3341 |
226 | ||
- |
ТЭФ «КТС» |
0 |
0 |
0 |
226 |
0 |
0 |
226 | ||
- |
Ремдизель |
0 |
142 |
0 |
0 |
0 |
0 |
142 | ||
Т1.3. |
Прочая ТП на сторону |
0 |
7392 |
0 |
2000 |
0 |
0 |
9392 | ||
Т1.4. |
Услуги непромышлен. характера |
0 |
23664 |
0 |
0 |
0 |
0 |
23664 | ||
Перепродажа |
0 |
96269 |
0 |
0 |
0 |
0 |
96269 | |||
Платежи по основной деятельности |
0 |
-159315 |
0 |
-15626 |
0 |
-25724 |
-231795 | |||
Покупные , комплек-ие, сырье и материалы |
0 |
15402 |
0 |
13400 |
0 |
16361 |
45163 | |||
Закупка через ТЗК |
0 |
0 |
0 |
2400 |
0 |
16361 |
18761 | |||
Закупка ОАО «КамАЗ-Металургия» |
0 |
0 |
0 |
11000 |
0 |
0 |
11000 | |||
Закупки сторон.орг. |
0 |
15402 |
0 |
0 |
0 |
0 |
15402 | |||
Заработная плата |
0 |
58463 |
0 |
2000 |
0 |
24313 |
84776 | |||
в .т.ч. налоги |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Энергия |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6362 |
6362 | |||
Комплктующие |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Налоги за счет с/с |
0 |
189 |
0 |
0 |
0 |
0 |
189 | |||
Прочие расходы за счет себестоимости |
0 |
4301 |
0 |
226 |
0 |
3688 |
8215 | |||
Товары для переродажи |
0 |
80960 |
0 |
0 |
0 |
2000 |
82960 | |||
Операционная деятельность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Поступления всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
525 |
525 | |||
Поступления от участия в других организациях |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Поступления от продаж основных средств |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Поступления от сдачи имущества в аренду |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
26 |
26 | |||
Поступления от продажи запасов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
525 |
525 | |||
Платежи всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
499 |
499 | |||
Внереализационная деятелность всего: |
-3496 |
-3496 | ||||||||
Поступления всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Платежи всего: |
0 |
3496 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3496 | |||
Платежи за счет оставшейся прибыли |
0 |
3496 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
В т.ч. социальный.заказ |
0 |
21156 |
21156 | |||||||
Выплаты входящие в ФЗП |
1122 |
1122 | ||||||||
Прочие отвлечения |
258 |
258 | ||||||||
Кредиты и займы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Поступления всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Платежи всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Инвестиции |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Поступления всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Платежи всего: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 | |||
Остаток средств на конец периода |
0 |
-3685 |
0 |
0 |
0 |
9279 |
1986 |
7. Следующим и окончательным
этапом финансового планировани
3. Совершенствование системы
финансового планирования в
3.1 Мероприятия по улучшению
финансового планирования
Наряду с осознанной необходимостью широкого применения совершенного финансового планирования в нынешних условиях действуют факторы, ограничивающие его использование на данном предприятии. Основные из них:
-высокая степень неопределённости на российском рынке, связанная с продолжающимися глобальными изменениями во всех сферах общественной жизни (их непредсказуемость затрудняет планирование);
-Департамент не располагает финансовыми возможностями для осуществления серьёзных финансовых разработок;
-отсутствие юридической самостоятельности, что затрудняет расчеты со сторонними организациями.
-заграможденность вспомогательными финансовыми отчетами, что влечет за собой привлечение дополнительных трудовых ресурсов (дополнительные затраты).
Большие возможности для осуществления эффективного финансового планирования имеют крупные самостоятельные компании. Они обладают достаточными финансовыми средствами для привлечения высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих проведение широкомасштабной плановой работы в области финансов.
На небольших предприятиях, каким является Департамент координации ремонта и энергообеспечения, как правило, для этого нет средств. И как следствие - будущее небольшого предприятия более неопределённо и непредсказуемо, тем более что рассматриваемое предприятие на практике занимается ремонтными работами, в большей части аварийными.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
1)Вновь созданные частные
2)Государственные и бывшие
Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Вообще в российском планировании всегда присутствовал элемент неоправданного обобщения частного опыта. Присутствует он и сейчас: единые принципы и форматы планирования, включая критерии эффективности, методы контроля, используются в ОАО «КАМАЗ» почти без учета особенностей организационных структур, систем управления, систем распределения, делегирования полномочий, взаимосвязей между текущими и стратегическими задачами предприятий.
Другая характерная особенность — неумение выделять приоритеты.
Анализ причин недостаточной эффективности функционирования предприятия позволил выявить основные проблемы и сформулировать следующие принципы постановки системы планирования:
-процесс изменения системы планирования должен успевать за процессами слияния, поглощения, соответствующими изменениями в структурах, системах управления предприятий;
-планирование (корректировка и уточнение) должно осуществляться «сверху вниз» по принципу «дерева целей» то есть системно, тогда планы будут комплексными и самодостаточными;
-должно осуществляться сценарное планирование с учетом изменений внешней среды, внешних и внутренних рисков;
-нужно планировать защитные действия и контрдействия для компенсации реальных угроз конкурентов;
-следует оптимизировать планы и производственные программы с учетом стратегических интересов собственника, по экономическим и инвестиционным критериям;
-система планирования должна быть привязана к имеющейся на предприятии системе центров ответственности, полномочий, системе контроллинга, иначе реализация даже самых лучших планов будет неэффективной;
-обязательное требование — система планирования должна включать в себя систему мотивации специалистов.
Реализация этих принципов построения системы планирования позволяет (разумеется, в комплексе с другими компонентами) выстроить и реализовать стратегию, минимизирующую вероятность потерь.
По мнению ведущих специалистов консультационных фирм в области финансов, процесс планирования должен идти «сверху вниз».
При этом «сверху» — это не от главного управляющего, а от учредителей, владельцев, инвесторов, тех людей, кому принадлежит данный бизнес. Если это правило не соблюдается, то планирование превращается в абсолютно бессмысленную акцию.
Есть две основные линии, по которым надо все правильно построить: стратегическое планирование и, соответственно, стратегическое управление бизнесом и оперативное (тактическое) планирование.
Если говорить о стратегическом планировании, то это прежде всего поиск тех точек, направлений и способов ведения бизнеса, которые дадут максимальный результат в определенной временной перспективе. Она может быть краткосрочной (до одного года), среднесрочной (до трех лет) или долгосрочной.
Об оперативном управлении. Подразумевается, что каждый день, неделю, месяц в любом бизнесе что-то происходит или должно происходить. Поэтому планерки, совещания и иные мероприятия помогают оперативно управлять процессом.
Основная трудность при планировании — внедрение. План написать не так сложно, но как сделать, чтобы он заработал?
Планы, конечно, должны быть «работоспособными», и необходимо, чтобы в них присутствовали реальные желания высших руководителей компании. Часто планы, составленные другими людьми, не работают как раз по причине своей чужеродности.
Также план должен быть реалистичен с точки зрения рынка. То есть нужен маркетинговый анализ: есть ли рынок, есть ли определенное число потребителей, готовы ли они заплатить деньги? Рассматриваемое предприятие этого не учитывает. В стратегическом планировании как части стратегического управления ключевым моментом, конечно, является рынок, и главное — попасть в точку, не просчитаться.
Следующий аспект планирования — возможности организации. Необходимо просчитать, достаточно ли ресурсов для удовлетворения потребностей рынка.
И еще очень тонкий момент, возникающий при внедрении. Планы должны быть усвоены менеджерами, они должны захотеть это сделать. Проблемная область — это именно стратегическое планирование. Тактическое планирование пытаются так или иначе реализовывать: строить текущие планы, графики, планировать встречи и так далее. Хотя зачастую графики строят, а ответственных забывают назначить.
Но это уже вопрос научения, а со стратегическим планированием все намного сложнее. На «стратегический» уровень выходят только сильные компании. Перед ними встает задача выхода на новый уровень бизнеса, и появляется потребность в планировании совсем другого рода.